С еврейскими праздниками и их ритуалами у христиан связано множество предрассудков, от нелепых до ужасных. Так уж устроен календарь и история религий, что вышедшее из иудаизма христианство привязало свой распорядоке праздников к древнему ( "От сотворения мира") календарю. А это послужило почвой для бесчисленных измышлений и недоразумений.
Здесь я постараюсь дать максимально объективную картину.
Начну с праздника Песах, который в этом – 2016 году начинается 22 апреля и заканчивается 30 апреля.
-------------------------------------------------------------------------------
Названия и их значения
Месяц нисан
Нисан - месяц свободы. В этом месяце наши предки были освобождены из египетского рабства, и в том же месяце еврейский народ вновь обретет свободу, как мы надеемся, вскорости, в наши дни.
По мнению рабби Иеошуа, в нисане родились еврейские праотцы Авраам, Ицхак и Яаков.
Мишкан (Шатер Откровения) тоже был воздвигнут в нисане.
У этого праздника четыре имени:
1. "Хаг а-Песах" - праздник Песах
Название праздника "Песах" происходит от ивритского слова "пасах" - пройти мимо, пропустить, потому что Б-г, когда поражал египтян, миновал еврейские дома, не тронув тех, кто в них находился
2. "Зман херутейну" - время нашей свободы
Евреи были рабами египтян 210 лет, но Моше-рабейну вызволил их из Египта и повел в Землю обетованную. Этим Исходом и обретением физической свободы ознаменовано рождение еврейской нации. Спустя семь недель евреи получили также и духовную свободу, когда Б-г даровал им Тору у горы Синай. 3.
"Хаг а-мацот" - праздник мацы
В Песах, особенно в ночь Седера, евреи обязаны есть мацу. Маца напоминает о том, как наши предки поспешно ушли из Египта; она символизирует свободу.
4. "Хаг а-авив" - праздник весны
Песах - это праздник весны и пробуждения природы, когда цветут плодовые деревья и созревает пшеница. В это время идет уборка ячменя, и на второй день Песаха в Храм приносят его первый сноп - "омер".
Значение
Исход всегда занимал особое, центральное место в иудаизме. Об этом свидетельствует формулировка первой из Десяти заповедей: "Я - Г-сподь, Б-г ваш, Который вывел вас из страны Египетской, из дома рабства". Б-г как освободитель еврейского народа важнее для нас, чем Б-г в роли Творца вселенной.
Освобождение от физического угнетения и духовного закабаления в Египте стало для евреев первым шагом в исполнении их дальнейшей миссии. Страдания и последующее избавление выковали народ, достойный Синайского откровения и получения Торы..
МАЦА (ОПРЕСНОКИ) – плоские сухие хлебцы из муки и воды. От приготовления теста до его выпечки должно пройти всего несколько минут, что бы тесто не успело забродить. (А..Г)
ХАМЕЦ (ХОМЕЦ) – «квасное» - все изделия из зерна, претерпевшего закваску-брожение, включая напитки типа водки, пива и т.п. (А.Г.)
МИЦВА (мн. МИЦВОТ) - заповеди, обязательные к исполнению, а так же любые добрые дела, не приносящие выгоды: подаяние неимущему, спасение жизни, научение доброму и т.п. (А.Г.)
ЗАКОНЫ И ОБЫЧАИ ПЕСАХА
"Бдикат хамец" - поиски хамеца
"В ночь, предшествующую 14 нисана, проводят поиски хамеца (остатков квасных продуктов) с помощью свечи. Это удобно делать именно ночью (точнее, поздним вечером), поскольку в это время вся семья собирается дома, и огонь свечи очень подходит для поисков" (Мишна "Псахим",1:1).
Современные религиозные авторитеты разрешают пользоваться фонариком и не выключать свет в доме во время поисков.
В Песах нельзя есть хамец и получать от него выгоду
"...Ибо душа всякого, кто будет есть квасное с первого дня до седьмого дня, будет отторгнута от Израиля... Никакого квасного не ешьте." (Шмот, 12:15,20) Далее Тора снова предостерегает: "...не ешьте квасного!" (13:3) Для чего этот повтор? Отсюда выводится закон, запрещающий получать выгоду от хамеца в период Песаха. Например, если человек продал запрещенный хамец, он может на вырученные деньги купить другую еду, т.е. получить коммерческую пользу от хамеца.
Перед Песахом надо тщательно вымыть и вычисть всю кухонную посуду и утварь, находившуюся в контакте с хамецом. Никаких следов хамеца не должно оставаться на поверхности.
Пять мицвот Седера
В первую ночь Песаха каждый еврей обязан выполнить пять заповедей. Две из них сформулированы в Торе - "медеорайта", и три введены нашими мудрецами - "мидрабонан". В странах диаспоры эти пять мицвот надо выполнять и во вторую ночь Песаха. В эпоху Храма (“бейт а-микдаш”) действовали еще шестнадцать мицвот, связанные с принесением пасхальной жертвы ("корбан песах").
Две мицвы пасхального Седера выведенны из Торы:
1. "Ахилат маца". В первую ночь Песаха полагается есть мацу, как сказано: "ба-эрев тохлу мацот" - "вечером ешьте мацу" (Шмот, 12:18).
2. "Сипур йецият мицраим". Мы обязаны рассказывать об Исходе из Египта, как сказано: "ве-игадета ле-винха ба-йом а-у" - "и скажешь сыну своему (историю Песаха) в тот день" (Шмот, 13:8).
Три мицвы установленны мудрецами:
• пить четыре бокала вина;
• есть "марор", горькие травы;
• читать "Алель" - молитву, состоящую из псалмов, восхваляющих Вс-вышнего.
===============================================================================
ИСТОРИЧЕСКАЯ ХРОНИКА ОТ ЙОСЕФА ДО МОШЕ
Годы от События Сотворения мира
2216 Йосеф продан в рабство и попадает в Египет.
2229 Йосеф становится правителем Египта.
2238 Яаков и вся его семья из 70 человек поселяются в египетской провинции Гошен.
2255 Яаков умирает в возрасте 147 лет. Дети перевозят его тело в Хеврон и хоронят в Пещере праотцов.
2309 Йосеф умирает в возрасте 110 лет. Гроб с его телом опускают на дно Нила.
2362/63 Начало полного закабаления сынов Израиля в Египте.
2368 7 адара - рождается Моше
2447 Моше приходит к Фараону и требует выпустить евреев из Египта.
2448 • Рош-ходеш нисан - Моше сообщает сынам Израиля о пасхальной жертве;
• 14 нисана - днем евреи впервые приносят в жертву пасхального ягненка;
• в полночь с 14 на 15 нисана - казнь первенцев в Египте;
• 15 нисана - рано утром евреи уходят из Египта;
• 21 нисана - евреи переходят через Красное море (7-й день Песаха);
• месяц ияр - сражения с амалекитянами у местечка Рефидим;
• 16 ияра - начинает падать с неба манна;
• 1 сивана - Сыны Израиля прибывают в Синайскую пустыню;
• 1 сивана - Сыны Израиля прибывают в Синайскую пустыню;
• 5 сивана - сыны Израиля дают клятву "наасе венишма" - "будем исполнять (Тору) и поймем (ее)"...
• 6 сивана - дарование Торы у горы Синай (праздник Шавуот).
=====================================================================
ДВАР ТОРА. ЧЕТЫРЕ ВОПРОСА, КОТОРЫЕ ЗАДАЮТ ВО ВРЕМЯ ПАСХАЛЬНОГО СЕДЕРА. "ЧЕМ ОТЛИЧАЕТСЯ ЭТА НОЧЬ ОТ ДРУГИХ НОЧЕЙ?"Со времени Исхода существует заповедь рассказывать о событиях той исторической ночи. Но почему, составляя Агаду, мудрецы решили начать рассказ с четырех вопросов?
Почему они ввели так много обычаев, побуждающих участников Седера задавать вопросы за столом?
Ответ заключается в том, что одно из главных различий между человеком и животным состоит в умении человека задавать вопросы. Именно эта способность отличает нас от всех других существ.
Мы можем спросить: "Почему мы существуем?"; "В чем цель жизни?"; "Как я могу наилучшим образом выполнить мое предназначение?". Но чтобы выполнить свое предназначение, надо вначале знать, в чем оно состоит. Для нас неприемлема точка зрения, что правда недостижима, и потому нет смысла искать ее. Тем более мы не верим, что, поскольку, правда - вещь недостижимая, то надо забыть о ней и предаться жизненным удовольствиям. Человек должен хотя бы предпринять усилия для поиска правды; он должен знать, что от этого зависит его личная судьба, ибо жизнь считается потерянной, несостоявшейся, если человек не выполнил в ней своего предназначения.
Надо твердо решить для себя: если в жизни есть цель - я должен найти ее! Когда есть желание, то находится и средство для его достижения. Известно также, что настойчивость и решимость ведут к успеху. Именно так надо относиться к жизни, и на этой ноте начинается Агада (которую можно считать пособием по еврейскому воспитанию). Она поощряет детей задавать вопросы, искать с их помощью правду.
Уместно, однако, спросить: "Для чего нужны четыре вопроса?" Четыре вопроса соответствуют четырем типам евреев, изображенным в Агаде, образам четырех сыновей (умного, порочного, простака и такого, который даже не знает, что спросить). Каждого из них надо воспитать в соответствии с его уровнем и его нуждами.
Четыре сына - это также четыре черты характера, присущие в разной мере каждому человеку. Ум - это знание фундаментальных истин и правильная шкала ценностей. Порочность - это стремление уйти, спрятаться от этих истин, чтобы оправдать собственную алчность и сластолюбие. Простота - это искреннее стремление к правде. А когда человек даже не знает, что спросить, это значит, что он просто ищет смысл и цель жизни.
В чём смысл особого и даже суеверного отношения к продуктам брожения?
Хозяйки замешивают тесто рано утром, чтобы к возвращению мужчин с поля был готов свежий хлеб.
Но Исход был ранним утром и пришлось для пропитания в пути захватить незабродившее тесто, и питаться лепешками, высушенными на раскаленных камнях.
В память этого едят мацу.
Запрет на "квасное" относится только к зерновым и продуктам из них.
Скажем водка и пиво запрещены, а вино - пожалуйста. Нет запрета и на квашеные овощи.
А суеверия - они везде суеверия.
Какие "горькие травы" полагается есть?
Обычно это хрен, лук, чеснок.
4 вопроса и 4 бокала вина как-то связаны? После ответа на каждый вопрос полагается осушить бокал (после короткой молитвы - благословения).
--------------------------------------------------------------------------------
Как видно из приведенного текста, никакой связи Песах и христианской Пасхи нет.Эти праздники посвящены разным событиям и имеют разный смысл.
Песах празднуют и абсолютно светские (нерелигиозные) евреи, придавая ему значение праздника Свободы, весны, разума.
И потом, это всегда красивое застолье, встреча друзей, родных, веселье. И куча всяких вкуснейших яств!
РАД БУДУ ОТВЕТИТЬ НА ЛЮБЫЕ ВОПРОСЫ.
К сведению моих деликатных и тактичных читателей: я атеист. Поэтому никакие вопросы ни коим образом не заденут мои религиозные чувства ввиду полного их отсутствия.
Можно без особых экивоков: устранение предрассудков - это моя МИЦВА. (см. выше)
Свежие комментарии