Ученые предлагают лечить инсульт паучьим ядом, чистить сосуды капибарами и прерывать депрессию «независимым вниманием»
Яд паука от последствий инсульта
Давно в наших медицинских новостях не было пауков. И сегодня мы исправляемся. Наш новый герой — сиднейский воронковый (лейкопаутинный) паук Atrax robustus.
Эту зверюшку неплохо рассматривать в интернете, но в реале встречаться с ней не советуем — лейкопаутинный паук весьма агрессивен и ядовит. Неизвестно, убивает ли капля его яда лошадь, но для людей встреча с Atrax robustus бывает смертельной.
Такой сильнодействующий яд не мог оставить равнодушными исследователей, которые пытаются извлечь полезные свойства из всего подряд. Поэтому австралийские ученые из Университета Квинсленда и Университета Монаша буквально роют землю в поисках этих несчастных членистоногих.
Дело в том, что лейкопаутинные пауки обычно обитают в земляных норах, и не так-то просто их оттуда достать. Хитрые ученые приноровились для этой цели ездить на песчаный остров Фрейзер, поскольку из песка пауков выкапывать проще.
Выкопанных пауков привозят в лабораторию и начинают усердно «доить». Их провоцируют на агрессию и выделение яда, который собирают пипетками. Недавно яд научились синтезировать в лаборатории и испытали на крысах. Выяснилось, что белок, содержащийся в паучьем яде (Hi1a), «обеспечивает исключительный уровень защиты в течение 8 часов после начала инсульта».
Дело в том, что Hi1a блокирует кислоточувствительные ионные каналы, из-за чрезмерной активности которых, по словам исследователей, и происходят основные повреждения головного мозга после инсульта. Hi1a даже обеспечивает некоторую защиту области мозга, наиболее страдающей от кислорода, которая обычно считается невосстановимой из-за быстрой гибели клеток, вызванной инсультом.
Яды мелких ядовитых беспозвоночных, таких как пауки, многоножки и скорпионы, эволюционировали, чтобы поражать нервную систему насекомых, поэтому в них полно модуляторов ионных каналов. Поскольку нервная система человека более сложна, то модуляторы ионных каналов, которые убивают или парализуют насекомых, людям могут принести исцеление.
Ученые пророчат «паучьему» белку большое будущее в лечении инсульта. Они считают, что впервые найден способ минимизировать постинсультные повреждения мозга.
Старение сосудов остановит… дичь!
И еще одна новость из Южного полушария, доказывающая, что местная фауна не только вредна, но и полезна. Аборигены из Боливии, так называемые индейцы чимане, признаны народом, обладающим самыми низкими показателями сосудистого старения.
Недавнее исследование, проведенное командой специалистов из США, продемонстрировало, что чимане имеют самые здоровые кровеносные сосуды в мире, а также в 5 раз реже испытывают коронарный атеросклероз, или затвердевание артерий.
Ученые предполагают, что отменное сосудистое здоровье индейцев вызвано сочетанием их диеты и образа жизни. А питаются чимане местной дичью. В состав меню входят вискачи, капибары и тапиры, а также обилие рыбы. Ученые трактуют такое питание как диету с низким содержанием насыщенных жиров и высоким содержанием необработанных, богатых клетчаткой углеводов.
Также чимане не курят и проявляют ежедневную физактивность (и да, интернета у них тоже нет). В итоге 85 % из них не имеют вообще никакого риска заболеваний сердца. Кстати, среди местных стариков картина та же самая — их сосуды в полном порядке.
Звучит оптимистично, хотя непонятно, где достать капибару. Впрочем, диетологи утешают, что нам можно обойтись и без экзотики, достаточно лишь поддерживать нормальный уровень кровяного давления, холестерина и сахара в крови, заниматься спортом и не курить. И главное — не переживать из-за капибары.
Победить депрессию без таблеток
А психологи из Норвегии пропагандируют новый немедикаментозный способ лечения депрессии. Говорят, что помогает в 80 % случаев.
Метакогнитивная терапия (MCT), тип мозгового тренинга, успешно помогает людям прекратить навязчивые негативные мысли, которые во время депрессии непрестанно крутятся в голове. И тем самым заново обрести эмоциональную устойчивость.
В MCT используют принцип независимой внимательности. Это подразумевает осознание триггерной мысли (запускающей негатив), но выбор не участвовать в ней. По сути, MCT фокусируется на напоминании пациентам, что они сами контролируют как свои думы, так и поведение. Методика учит пациентов распознавать моменты возникновения беспокойства, болезненных мыслей и фиксации внимания на негативных моментах.
Исследование показало, что после 10 недель MCT 80 % пациентов сообщили о полном восстановлении — по сравнению с 5 % в контрольной группе. Важно, что лишь немногие пациенты вернулись к депрессивным симптомам после завершения терапии (это обычная проблема при работе с депрессией). И ни один не сообщил, что депрессия усилилась после курса лечения.
Можно рассматривать новый метод как уникальный синтез НЛП и гештальттерапии — поистине убойная диада. Пока МСТ только набирает обороты, но в ближайшем будущем обещает стать одним из самых действенных методов в работе с эмоциональными расстройствами.
Свежие комментарии