Полька родом не из Польши, а из Чехии. Название танца происходит от чешского
«половина», так как ритмический размер польки — 2/4
Кадриль, 1805 год
В середине и почти до самого конца XIX века, бальная программа в России не отличалась большим разнообразием. Вальс, полонез, полька, кадриль, и еще несколько всем известных танцев. В качестве игр — мазурка и котильон, где, конечно, развлекались как могли. Не смотря на то, что к концу века техника танцев упростилась, все равно, бальные танцы оставались уделом высшего общества.
Все начало меняться в середине 1880-х годов, когда в программу учебных заведений стали добавлять обучение танцам, наряду с гимнастикой. Целью было не сколько научить всех десятку стандартных танцев, сколько дать возможность студентам переключиться между занятиями.
В результате, к началу XX века сложилась парадоксальная ситуация: танцевать теперь умели многие, но старые танцы уже не радовали, и казались скучными. Хореографы старались как могли, и составили огромное количество фигур котильона, мазурки, полонеза, а после кадрили стали делать гранрон — фигуры, которые распорядитель объявлял, а остальные исполняли, чаще всего, по-французски. Как следствие, распорядитель стал необходим, а танцорам пришлось вспоминать язык.
С языком было не очень хорошо, и появилось множество руководств, растолковывавших значение тех слов, что выкрикивал распорядитель (его еще называли дирижером). Некоторые, наиболее умелые, умудрялись вести танцы по-русски, но это было еще сложнее.
А танцы при этом становились все популярнее и доступнее, и наконец, вошли в каждый дом. Вместе с граммофонами и грампластинками, конечно. Стоимость граммофона в начале века была около 50 рублей, самая дорогая пластинка стоила 2,50. К 1913 году в Ярославле не было ни одного кафе, ресторана или кабака, где бы не стоял граммофон, что уж говорить о столице? И на пластинках была музыка со всего света. Отныне можно было послушать самые модные композиции просто дома — это была революция!
Музыка диктует танцевальную моду. Длинные танцы, рассчитанные на большие залы стали вытесняться простыми парными, которые можно было танцевать даже в небольшой комнате. Хореографы получили уникальную возможность: они стали составлять несложные танцы «на злобу дня», под популярные мелодии, и в музыкальных магазинах ноты этих мелодий продавались вместе с такими описаниями. Бум таких танцев пришелся как раз на 1900–1905 гг.
Сейчас нам известно более 70 таких танцев. Как и кто их учил?
Несколько таких танцев стали шлягерами, и их знали все. Это падекатр, конькобежцы (падепатинер), шакон, падеспань, помпадур и некоторые другие. В Москве — падеграс, но в столице о нем не слышали. Другие же — разучивались к какому-нибудь мероприятию и тут же забывались публикой. Бывало, что танцмейстер, чтобы «продвинуть» свой танец, подкупал студентов, они шли на какой-нибудь маскарад и там громко требовали, чтобы поставили именно этот танец. Публике становилось интересно, танец входил в моду, а танцмейстер получал учеников.
Разумеется, старые танцы тоже никуда не делись, и на балах довольно мирно сосуществовали с новыми. Вот пример, как могла выглядеть программа бала:
Полонез
Вальс
Падекатр
Вальс
Кадриль (Французская)
Вальс
Помпадур
Вальс
Шакон
Полька
Падекатр
Вальс
Все могло заканчиваться котильоном, но вообще, он уже выходил из моды. Можно закончить вальсом или полонезом. И главное! Главное! Появились «белые» танцы! Правда, их еще не называли «белыми», а просто говорили — «дамы приглашают!»
В 1903 году в Россию приходит американский танец Кекуок. Неприличный и скандальный, он тут же становится безумно популярным. Конечно, на балу вы бы его не увидели, но в салонах, или маскарадах… Его можно было отвергать, над ним можно смеяться, но ничего с его популярностью сделать было нельзя — ведь его можно танцевать одной парой, под любую польку или марш. Попробуй, запрети!
Расцвет популярности как раз приходится на 1905, и уже в этом году звезда кекуока стала закатываться — в конце этого года в моду входит Матчиш! Еще более хулиганский, полностью импровизационный, да еще и можно обнимать даму как хочется! Вы выучили все движения кекуока? Используйте их в матчише!
http://www.livejournal.com/magazine/986849.html
Свежие комментарии