На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Майя Maja
    Это Обломовщина)))15 психических ра...
  • Владимир Акулов
    А  если  всё  время  спать  ложишься...поперек  кровати  ?Это  ,  наверное  , поперёккроватизм?  Очень  тяжелое  забо...15 психических ра...
  • Майя Maja
    Я так понимаю, что синдромом Мальвины,  Монро и комплексом Ксантиппы у нас в СССР в совокупности почти все женского н...15 психических ра...

Ребенок в поликлинике. (+ Ребенок у стоматолога, на процедурах, и вполне применимо к походам к разным докторам)

304

То, о чем я часто рассказываю взрослым - поход к доктору начинается задолго до того, как мы вошли в кабинет. Старалась писать о самом важном. Но получилось много. тянет на отдельную брошюру.
- чем больше неизвестности, тем больше тревоги. Ребёнку важно знать, куда он идёт и что предположительно будет происходить. Важно ему показывать книжки о докторах, здорово прийти в поликлинику просто на экскурсию, в некоторых клиниках можно прийти на бесплатную профилактическую консультацию. Мульт-сериал «Доктор Плюшева», некоторые серии «Тигренок Даниэль» - могут быть полезны. С несколькими семьями мы придумывали - что ребенок идёт впервые в поликлинику в гости в костюме доктора, с игрушечным стетоскопом, чемоданчиком с инструментами. Он так воспринимает поликлинику сразу "из другой роли".

- По дороге мы обсуждаем, что будем делать после посещения поликлиники. Важно «бросить шар внимания» в будущее.

- Родителям важно быть рядом. И нам важно подготовиться самим, чтоб сохранять спокойствие. Дети улавливают нашу тревогу. Идеально - чтобы ребенок, если это возможно, был в контакте с нашим телом (любое прикосновение, не обязательно держать все время на руках). Если нет такой возможности - нужно взять с собой игрушку (которую можно было бы сжимать в руках). Нам вообще важны прикосновения (если они в этот момент переносимы) - Тельца Пачини, которые активизируются при надавливании к поверхности кожи, передают сигналы блуждающему нерву. он связан с «переключением» симпатической и парасимпатической нервной системы - нам становится безопаснее и спокойнее (когда мы хотим успокоиться, мы себя поглаживаем, давая самим себе опыт самоподдержки) Наши спокойные прикосновения - помогают расслабиться нашим близким. НО - есть важное правило, если ребенок расстроен, напряжен, рассержен - нельзя прикасаться к оголенным участкам тела. Это гиперчувствительным ребёнком может восприниматься, как боль или удар током.

- Ребёнку важно дать право на выражение эмоций. Мы можем сказать (до похода в поликлинику) - когда мне было больно в детстве, я кричала и плакала. если вдруг тебе будет неприятно-больно - плачь и кричи - давай потренируемся - и начинайте вместе в игре кричать. До тех пор, пока вместе не засмеётесь

- Ребёнка важно одеть так, чтобы раздевание в поликлинике было минимальным. Важно наблюдать за скоростью ребёнка. Давать ему возможность адаптироваться к месту. Я уже недавно говорила - для многих детей - одежда - «вторая кожа».

- На всякий случай, с собой важно взять воду, важно взять игры, книжки - если придётся подождать в коридоре. Если нам удастся рассмешить ребёнка - идеально. Смех нейтрализует страх.

- Для нас в любом возрасте - естественно защищать свою «жизненность». В любом возрасте - естественно бояться, если есть вероятность любой угрозы. Для детей до 10 лет более свойственно сопротивляться, кричать, вредничать, драться. Хуже - когда мы видим что ребенок затихает, замирает, капсулирует напряжение, он буквально - обесточивается, вплоть до потери сознания - вот с этим важно точно что-то делать. (Возможно, пойти на консультацию к психологу, к неврологу). После похода в любое «небезопасное» пространство - важно дать возможность ребёнку побегать, попрыгать, потанцевать, телесно выразить напряжение. Молодцы те клиники, в которых есть машинки, на которых можно буквально «гонять по коридору» или места, где можно бегать и лазить. (Или для некоторых детей - столики с Лего и карандашами). Это нормально, когда ребёнок, сидя на стуле или кушетке - раскачивается или размахивает ножками, он так пытается успокоиться.

- Дети до 7 лет часто воспринимают все сигналы с задержкой - важно говорить медленнее и дать время на реагирование

- Если нам удастся повести ребёнка уже в поликлинике в туалет - очень хорошо. Место, в котором мы позволили себе пописать - становится более безопасным.

- Когда мы знакомимся с доктором - важно, чтобы мы представили ребёнка и важно, чтобы доктор назвался. Если доктор стоит, мы можем взять ребёнка на руки, чтоб «уравновесить роли».

- у каждого из нас свой болевой порог. Мы не можем спрогнозировать, насколько высока чувствительность ребёнка по сравнению с нашей. И наши слова: « это не больно, ну что ты - маленький, не можешь потерпеть», все наши манипуляции - «посмотри, вот ребенок меньше тебя и смелый» и вообще недопустимое - «если ты будешь плакать или кричать - я уйду» - создают у ребенка ощущение, что мы точно не с ним и не для него.

- Вообще слова «Потерпи, контролируй себя, разве ты не понимаешь» - относительно применимы к детям после 7-8 лет, до этого возраста дети только учатся контролю. Ребенок до 6 лет точно с трудом сможет выдержать 4 минутную неподвижность в кресле. Здорово, если доктор это понимает и разговаривает с ребёнком, делает паузы, даёт возможность ребёнку подвигаться (немного пошевелить хоть какой-то конечностью), ставит мультфильм.

- Вместо того, чтобы говорить - тебе не будет больно, если мы 1. Этого не знаем. 2. Знаем, что будет больно - нам важно сказать - что мы знаем, что это неприятно. И сделаем все возможное, чтобы все прошло как можно легче.

- нам важно, когда ребенок проживает любую эмоцию - постараться почувствовать - угадать - назвать эту эмоцию - «возможно, ты боишься? Ты сердишься, на то, что?...» Так мы даём ощущение ребёнку - «я с тобой», твои чувства нормальны. Я могу тебе помочь». Этот опыт - называния эмоций и поддержки в них - станет потом, во взрослой жизни - опытом самоподдержки.

- За восприятие (регистрацию) боли в том числе отвечает дорсальная кора - Дорсальная зона передней поясной коры головного мозга - dACC - она же реагирует и на эмоциональную боль- на эмоциональное отвержение, на предательство. Боль - от недоверия, обесценивания, отвержения - воспринимается как реальная физическая боль. И наше присутствие и поддержка, доверие к нам - может боль облегчить. Да, когда мы целуем ушибленную коленку - мы воздействуем в том числе и на центры боли  когда мы рядом, когда мы поддерживаем, когда мы близки - мы создаём «окситоциново-серотониновый фон» (это не научное название, если что), который обезболивает и успокаивает.

- Нервная система оттормаживает сигналы боли, пропуская только самые сильные, но мы можем воздействовать на «доминанту боли» - играя с ребёнком в шлепки, легонькие удары в игре - мы можем отвлечь его внимание, расфокусировать. Есть умницы-доктора, которые так и делают, прямо перед процедурами, рассеивая внимание ребёнка.

- Мы учим ребёнка задолго до похода к доктору - «правильному волшебному дыханию» (в котором выдох длиннее чем вдох), можно дышать и на выдохе говорить «брррррррр», как лошадка, это помогает снять напряжение, можно дуть на мыльные пузыри.

- На кресле у доктора - стоматолога важно держать ротик открытым - нужно дома устроить соревнование - кто дольше сможет продержаться. (Любые игры, где мы можем - задержать взгляд (гляделки), пронести что-то в ложке, чтоб не разлить, игра в молчанку, везде, где мы помогаем ребёнку нарабатывать навыки самоконтроля - будут вообще очень полезны).

- Чем меньше у нас свободной воли в каком-то действии, тем больше потребности в контроле - важно дать ребёнку в руки что-то, что он может проконтролировать - мячик, игрушку, сжимая в руках игрушку, ребенок будет успокаиваться (и даже швыряя ее)

- нужно просить доктора, чтобы он объяснял, что будет делать. Чем больше напряжения, тем сильнее чувствительность к звукам, прикосновениям разных материалов. дети очень реагируют на смену инструментов, шумов. Важно, чтобы доктор об этом предупреждал, и давал подготовиться - мы в праве об этом просить - особенно, о включении чего-то вибрирующего и жужжащего. Можно предложить ребёнку самому придумать название инструмента.

- я точно знаю, что есть стоматологические клиники, в которых можно выбрать цвет пломбы - возможность выбора - замечательна всегда

- во время процедур (прививок, анализов крови) - некоторые дети хотят сами смотреть на место, с которым связана процедура, некоторые отводят глазки. Нам важно наблюдать за их реакцией. Если для ребёнка это комфортно, он сам может дать команду, когда начать процедуру, когда он готов.

- когда нужно сделать укол, я предлагаю ребёнку представить, что кожа в этом месте раздвигается, как будто сама открывая пространство (нам важно, чтобы ребенок взял что-то под контроль) и мы дышим, рычим, гудим, мычим.

- сложная тема. Если ребенок уже испытывал боль во время предыдущего приёма у доктора (идеально с этим поработать с психологом)
Можно дома, задолго до предстоящего похода к доктору, сказать ребёнку, искренне проявляя сочувствие - «я знаю, что тебе когда-то у доктора было больно. Мне так сложно об этом вспоминать. И если бы я мог/ла, я бы забрал/а эту боль себе. И я бы так хотел/а взмахнуть волшебной палочкой и изменить прошлое. 
Наш мозг устроен так, что он хранит прошлые воспоминания. И он всем силами пытается нас защитить от боли. Но иногда он запутываются. иногда он не пускает нас к чему-то новому, боясь, что будет так же, как когда-то. Тебе сейчас сколько лет? Ты сидишь сейчас рядом со мной. Ты же в безопасности? Сегодня - октябрь 2019 года. (Нам очень важно сфокусировать внимание на настоящем). Представь, что внутри тебя живёт тот маленький, по сравнению с тобой ребенок, которому когда-то было больно и страшно. Сколько ему лет? Вот представь, что он внутри тебя не знает, что ты вырос и изменился. Что ты уже стал старше и сильнее, и мудрее. Представь, что ты прямо сейчас приходишь к нему и говоришь - я знаю, что тебе тогда было очень страшно и больно. А сейчас ты вырос. И сейчас я с тобой и моя мама-папа с тобой. И я могу тебе помочь. Я точно знаю, что это происходило в прошлом. Но мой мозг запутался - и мне так же страшно, как было тебе и я боюсь того же, что было с тобой. Хотя сейчас - я же знаю - все может быть по-другому. спасибо за то, что ты меня защищаешь от боли и страха. Но Я выхожу из комнаты прошлого (и можно хлопнуть в ладоши) Сейчас я перемещаюсь в настоящее. 
Если мне будет страшно, я скажу тебе - я с тобой. И сейчас мне ~~~~ лет. (Для того, чтобы ребенок мог фиксировать внимание на настоящем, можно взять игрушку, мячик, поставить на руке фломастером галочку, сделать переводную тату) Я буду просить мне объяснять, что доктор делает, буду сидеть удобнее. И я знаю, что справлюсь.
(Все это можно упрощать. Но можно предлагать ребёнку только, если мы сами очень устойчивы и спокойны)

- Важна компенсация. Это взрослые понимают, что важно делать вклад в своё здоровье. Детям нужна - корона на головку. Значок супермена, благодарное послание от феи здоровья, ждущее дома.

Мы не сможем, да и не нужно, оберегать детей от всех новых сложных опытов. Но наша бережность – очень важна.

я посмотрела, что у меня в книге Практическое Ребенковедение - есть глава о походе в поликлинику. (тут в фб есть эта глава - заметка) + в издательстве Книголав идёт работа над книгой для деток - подготовка к походу в поликлинику. Она не повторяет того, что написано здесь.

Добрых взрослений. И крепкого здоровья

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх