Свежие комментарии

  • Лариса Бачевская
    Я с детства люблю вязать. Одному сожителю за 10мес. я связала 5 различных кофт, свитеров и безрукавок, рост его 187 с...Какая связь между...
  • Лариса Бачевская
    Я с детства люблю вязать. Одному сожителю за 10мес. я связала 5 различных кофт, свитеров и безрукавок, рост его 187 с...Какая связь между...
  • Наталия Божко
    Какие выдающиеся советы! Выдающиеся - от слова выдавать, а, возможно, выкидывать, выбрасывать, а еще лучше - избавит...Предновогодняя уб...

Смертельная опасность «голоса моря» реальна

Смертельная опасность «голоса моря» реальна

При инженерно-экологических изысканиях предусмотрено в том числе измерение инфразвукового фона. Однако есть большие сомнения в том, что такие измерения, а также соответствующие долговременные мониторинговые наблюдения всегда выполняются при изысканиях для строительства или реконструкции морских сооружений и для прокладки новых маршрутов водного транспорта. Это же касается и сухопутных зданий или сооружений, а также маршрутов наземного, подземного и воздушного транспорта. Предлагаемая статья вкратце рассматривает возможные последствия воздействия на людей инфразвука.

Все мы помним отнюдь не фантастические истории о вполне исправных блуждающих кораблях с мертвыми моряками на борту или в спешке покинутые людьми по непонятным причинам.

Например, в 1872 году команда корабля «Дей Гратиа» по пути из Америки в Италию обнаружила судно «Мария Целеста», бывшее на плаву, без признаков повреждений от шторма или нападения пиратов, но, судя по всему, неожиданно покинутое командой примерно за 10 дней до этого.

Шедший из Новой Зеландии в Англию и пропавший в 1890 году парусник «Марлборо Глазго» был обнаружен только в 1913 году в Тихом океане недалеко от Огненной Земли. Корабль не был поврежден, а на бывших рабочих местах было найдено 20 скелетов, как будто их смерть наступила мгновенно.

 

В 1948 году недалеко от острова Суматра был обнаружен теплоход «Уранг Медан», подававший незадолго до этого радиосигнал SOS. Все люди на его борту были мертвы, а на их лицах застыло выражение ужаса. При этом судно оставалось на плаву, шторма не было.

И таких историй можно привести десятки. 

Есть также случаи необъясненной гибели пилотов, летевших над морем.  Например, в декабре 1945 года на севере Атлантического океана одновременно исчезли 5 американских самолетов. Их экипажи успели сообщить на землю, что потеряли зрение, а затем связь прервалась.

Тут волей-неволей вспоминаются древнегреческие легенды о сиренах, полуженщинах-полуптицах, которые чарующе пели на скалистом острове, завлекали к себе мореплавателей, а затем усыпляли и пожирали их. Вот только в действительности залепить уши воском, как это сделала команда Одиссея, в описанных и других подобных случаях было бы бесполезно. Дело в том, что предположительно эти люди погибли или в панике покинули свои корабли из-за воздействия инфразвука, для которого воск не является препятствием.

Начались эти предположения с того, что советский метеоролог В.А. Березкин в одной из морских экспедиций в 1932 году обратил внимание на следующее. При приближении к уху метеорологического шара-зонда, наполненного водородом, в ухе ощущалась боль. Заинтересовавшийся этим вопросом физик-океанолог В.В. Шулейкин в 1935–1937 годах показал, что в этом случае сфера с водородом сыграла роль не только резонатора, но и «линзы» и произошла фокусировка инфразвуковых колебаний от далекого шторма. Этот усиленный инфразвук, в котором преобладали колебания с частотами 8–10 Гц, и вызвал болезненные ощущения в ухе.

Человек может слышать звуки с частотой от 16 до 20000 колебаний воздушной среды в секунду (герц). Колебания с частотой ниже 16 герц называются инфразвуком. Человеческим ухом они не воспринимаются, но могут губительно влиять на организм. Например, самая нижняя клавиша пианино издает низкий звук частотой 27 герц и мы его еще слышим. Инфразвук в 15 герц человек уже не услышит, но может почувствовать боль в ушах. При еще более низкой частоте начинают страдать мозговые центры. В зависимости от частоты и силы, то есть амплитуды, эти колебания могут вызвать усталость, чувство дискомфорта, легкое недомогание, головокружение, тошноту, рвоту, беспокойство, тоску, тревогу (все перечисленное до этого – обычно при частоте менее 1 герц), обморок, страх, ужас, панику, слепоту, серьезные нервно-психические нарушения вплоть до сумасшествия, значительные соматические расстройства вплоть до паралича сердечной мышцы и смерти. Смертельными считаются достаточно сильные колебания примерно в 7 герц, при определенных условиях вызывающие сильную вибрацию внутренних органов и остановку сердца.

Виной тому совпадение диапазонов частот инфразвука и ритмов работы головного мозга и некоторых других органов (хотя у разных органов человека разные естественные ритмы). При совпадении частот инфразвука и тех или иных органов последние начинают сильно вибрировать с возникновением болевых ощущений или повреждений. Инфразвук может также «сдвигать» частоты «настройки» внутренних органов. Например, из-за такого сдвига могут не выдержать нагрузки и порваться кровеносные сосуды.

В.В. Шулейкин описал следующий механизм возникновения инфразвуковых колебаний в море. При сильном шторме, если скорость ветра больше скорости движения волн, то, натыкаясь на их гребни, воздух задерживается и сжимается, а во впадинах между волнами он, наоборот, разреживается. В результате возникают инфразвуковые колебания с частотой от 5 до 13 герц.

Позже специалист по акустике движущихся сред Н.Н. Андреев описал механизм возникновения инфразвука над морем более точно – как результат обтекания волн ветром с возникновением за их гребнями вихрей.

Возникшие вблизи гребней волн инфразвуковые колебания начинают распространяться. Чем выше амплитуда морских волн и чем сильнее ветер, тем интенсивнее этот «голос моря», названный так В.В. Шулейкиным. При этом инфразвук почти не поглощается и плохо ослабляется различными препятствиями. Он может распространяться со скоростью 330 метров в секунду на очень большие расстояния от места возникновения – в сотни, а иногда и тысячи километров. Поэтому попасть под его действие можно даже во время штиля и очень далеко от места шторма.

Более того, корабль (или прибрежное здание, сооружение) может оказаться резонатором инфразвуковых колебаний. При совпадении частоты колебаний корпуса судна с частотой инфразвуковых воздушных волн судно начинает сильно вибрировать и становится вторичным источником инфразвука, уже намного усиленного (могут даже сломаться мачты). В такой ситуации людей охватывает паника, они любым путем стараются покинуть корабль или даже погибают. При очень большой силе колебаний корабль может повредиться и даже разрушиться.

Конечно, в обычных штормовых условиях сила инфразвука, генерируемого над поверхностью воды, недостаточна для губительных последствий даже при наличии резонанса с конструкциями судна. Но, если в толще воды или над ее поверхностью возникнет акустический волновод, то дальность распространения инфразвука может возрасти на порядки. А если по дороге появятся области фокусировки энергии инфразвука («линзы»), то и интенсивность колебаний может стать убийственной, а то и разрушительной. Если люди попадают в такой фокус, где инфразвуковые колебания достигают невероятно большой силы, они могут погибнуть. При этом никакие исследования скорее всего не обнаружат ни заразных болезней, ни отравлений, ни каких-либо других причин их смерти.

В реальных морских и даже сухопутных условиях действительно возможна фокусировка инфразвука вплоть до очень опасной интенсивности. Фокусирующими могут быть, например, границы между циклонами, их фронтальные зоны или тыловые части. Условия фокусировки может создать и ветер, в частности при его сдвиге с высотой. И это может произойти очень далеко от места шторма, генерирующего исходные инфразвуковые волны.

Появление такого фокуса – редкое явление, а попадание в него морского судна, самолета или прибрежного здания, к счастью, является уже исключительно редким событием.

Но даже если не говорить о смертельной опасности, то уже доказано, что инфразвуковые колебания в морских условиях являются одним из важнейших факторов, заметно влияющих на самочувствие людей.

Кстати, многие виды морских и прибрежных животных и птиц могут воспринимать инфразвук, распространяющийся в воздухе или в воде, и обычно покидают опасные места еще до прихода шторма.

Надо сказать, что инфразвуковые колебания воздуха могут возникнуть и сфокусироваться не только над поверхностью моря, но и, например, в горах, в пещерах, в городе между небоскребами, на производстве, в процессе научных исследований, при землетрясениях, извержениях вулканов, ядерных взрывах, во время грозы и т.д. Вспомним, например, до сих пор не объясненную одновременную гибель туристической группы под руководством Дятлова на Северном Урале при восхождении на гору Холат-Сяхыл в 1959 году. Восстановленная позже картина произошедшего выглядела примерно так. Ночью, разрезав палатку ножами, полураздетые туристы в паническом ужасе почему-то бросились бежать вниз по склону и одновременно умерли. Причины их гибели остались неизвестными. При этом было выявлено, что к их палатке никто не подходил, не было никаких следов борьбы или признаков природной катастрофы. Вполне возможно, что эти люди оказались в фокусе инфразвуковых колебаний.

Следует отметить, что искусственная генерация и исследования воздействий инфразвука далеко не безопасны для их участников и окружающих. Конечно, такие исследования проводятся во многих странах, но обычно являются засекреченными, так как инфразвук может быть использован при создании опаснейших видов оружия.

При этом было бы неплохо более серьезно подходить к измерениям инфразвукового фона при инженерных изысканиях для строительства или реконструкции морских и сухопутных сооружений и зданий, а также для прокладки новых маршрутов водного, воздушного и наземного транспорта. Еще более полезно было бы вести длительные мониторинговые наблюдения в указанных случаях.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх