Многих из нас занимают такие явления, которые сочетают в себе привлекательное и отталкивающее. Взять, к примеру, мумию: она притягивает своей таинственностью, но в то же время напоминает нам о смерти. Мумия — это и человек, и карикатура на него, она страшна и комична, а потому неотразима. Еще Геродот писал, что персидский царь Камбис, покорив Египет, повелел поскорее открыть для себя древние гробницы, чтобы рассмотреть уцелевшие останки фараонов и вельмож.
История искусственного сохранения тел уходит в глубокую древность. Семь тысяч лет назад на берегу Тихого океана, куда выходит южноамериканская пустыня Атакама, жили оседлые рыболовы. Ученые называют их «чинчорро» по месту первой находки на пляже Чинчорро возле чилийского города Арики. Скромные рыболовы разработали сложнейшую технику для сохранения тел своих покойников.
Процесс состоял из 13 этапов, включавших в себя отрезание и пришивание конечностей и кожи, набивание тела сухими травами и пеплом, сооружение маски и парика.
Собственно, о чинчорро почти ничего больше и не известно: от них остался скромный хозяйственный инвентарь и несколько десятков ни на что не похожих мумий.
В других уголках земного шара человеческие тела высыхали без всякого специального участия. Еще в начале XX века на западе Китая в Таримской впадине, крайне засушливом регионе, исследователи обнаружили могильники с телами, погребенными между XVIII веком до н. э. и II веком н. э. Их сохранность оказалась феноменальной: уцелела и плоть, и одежда. Людей, погребенных в таримских некрополях, никто специально не готовил к загробной жизни (в отличие от чинчорро), но природные условия в этом регионе таковы, что мумии получаются сами собой.
Для сохранения тел как мумий годятся не только жаркие низины, но и холодные горные плато, такие как Улаган и Укок на Алтае. Кочевые скотоводы, жившие в этих краях в VI–III веках до н. э., хоронили с большими почестями своих покойников в курганах. Благодаря редкому сочетанию погодных и почвенных условий от этих кочевников, представителей пазырыкской культуры, до нас дошли не только удивительные украшения, оружие и повозки, но также ковры (в том числе древнейший в мире!) и татуировки. И конечно, собственно мумии, в том числе знаменитая Принцесса Укока.
И все же когда мы говорим о мумиях, то чаще всего имеем в виду египетские. Геродот произвел неизгладимое впечатление на своих современников сообщениями о погребальных обычаях египтян. Строго говоря, отец истории описал процесс бальзамирования, то есть подготовки останков к захоронению, причем выделил три разных способа: для очень богатых людей, для зажиточных и для бедняков.
Разница состояла в том, извлекаются ли внутренности у покойника, и в веществах, которые заливали в полости тела: если для богачей использовалась смесь благовоний, то для крестьян — редечный сок.
При этом бальзамировщики укладывали всех, независимо от уровня достатка, в натровый щелок на 70 дней, а потом возвращали родным — кого обернутым в ткань, а кого просто так. (Эти и другие увлекательные подробности можно прочитать во второй книге «Истории», главки 85–90.)
Геродотовы сведения о бальзамировании наравне с более поздними сообщениями путешественников, видевших мумии в Египте своими глазами, не были забыты в Европе. К ним — в узких кругах, конечно, — относились со вниманием и почтением, но в силу разных причин методику пришлось модифицировать. И цели у исследователей, живших в поздних Средних веках и в эпоху Ренессанса, были иными: их интересовало устройство тела и его физиология — словом, наука. В числе тех, кто экспериментировал с бальзамированием, был, например, Леонардо да Винчи, разработавший собственный рецепт сохранения трупов, в который среди прочего входили скипидар, канифоль, камфора, киноварь и лаванда.
Настоящие успехи в бальзамировании все же были достигнуты в XVII веке, причем в основном в Голландии. Удачливый экспериментатор Фредерик Рюйш изобрел оригинальный рецепт liquor balsamicum, бальзамировочной жидкости, позволивший ему не только хранить, но и экспонировать большую коллекцию анатомических курьезов. Значительное число своих «натуралий» Рюйш продал Петру I, и они стали частью собрания петербургской Кунсткамеры.
К началу XVIII века благодаря скорее химикам, нежели анатомам, бальзамирование в Европе поднялось на новые высоты, и его стали применять не только в научных, но и в ритуальных целях: например, для долгих церемоний прощания с умершими монархами, а к середине следующего столетия — уже и для подготовки к похоронам всех желающих. Но бальзамирование и мумифицирование — это все же разные процессы, и наибольшие успехи в мумификации были достигнуты вновь анатомом, а не химиком. Сицилиец по имени Джузеппе Транкина разработал оригинальный метод сохранения трупов, не требовавший извлечения внутренностей.
Палермский анатом закачивал в сонную артерию растворы соединений мышьяка и киновари. Через семь месяцев в его распоряжении была готовая мумия.
Способ Транкины был опробован Раймондо Барсанти в Ливорно на трупе заключенного городской тюрьмы по имени Гаэтано Арриги, и опыт завершился успешно. Мумия до 2005 года использовалась на лекциях по анатомии в стенах ливорнского госпиталя, а сейчас она — экспонат анатомического музея в Пизе.
Рецепт Джузеппе Транкины заинтересовал еще одного жителя Палермо — химика и бальзамировщика Альфредо Салафию. Но Салафия улучшил технику своего предшественника, и, хотя секрет его состава долго оставался неизвестен, широкой публике хорошо знаком результат экспериментов — мумия маленькой девочки по имени Розалия Ломбардо. Она умерла от воспаления легких в 1920 году, и безутешный отец обратился к Салафии с просьбой сохранить ее тело.
«Самая красивая мумия» и по сей день находится в катакомбах капуцинов в Палермо.
Это место замечательно тем, что тела умерших неплохо сохраняются там сами из-за удачного сочетания сухости и температуры. Но еще в XVII веке монахи-капуцины разработали собственную методику подготовки тел, и в результате в катакомбах можно своими глазами видеть сто- и двухсотлетние останки палермских дворян, клира и видных горожан.
Новые и новейшие методы мумифицирования — это, конечно, хорошо, но изучение старых тоже никто не отменял. Британский химик Стивен Бакли, изучавший в начале 2000-х останки представителей египетской XVIII династии (то есть Тутанхамона и его родственников), обнаружил на рентгеновских снимках нескольких мумий необычные отложения солей в виде снежинок. Бакли предположил, что это — результат бальзамирования в ванне с соляным раствором определенного состава и концентрации. Он провел несколько десятков успешных экспериментов с тушами свиней, добившись роста кристаллических «снежинок» внутри тканей.
В 2009 году группа исследователей дала объявление в британских газетах. Желающим предлагали завещать свои тела науке, чтобы ученые мумифицировали их по древнеегипетскому методу, восстановленному Стивеном Бакли. Желающий нашелся ровно один: его звали Алан Биллис, он работал таксистом в городке Торки в графстве Девон, и у него был рак легких.
Биллис умер в январе 2011 года, и его бренное тело преодолело все стадии подготовки к загробной жизни, которые проходили три с половиной тысячи лет почившие египетские фараоны.
Процесс был снят на камеру, впоследствии вышел документальный фильм под названием «Мумификация Алана: последняя тайна Египта». Картину показали на канале Channel 4, а мумия находится теперь в медицинском музее Королевского колледжа Лондона.
История Алана Биллиса — это уникальный эксперимент, выполненный ради науки.
В США, в Юте, есть организация, которая предлагает коммерческую мумификацию в древнеегипетском стиле всем желающим достичь некоего возвышенного духовного состояния.
Организация называется Summum (от лат. summum bonum — «высшее благо»). Это современная эзотерическая группа, заимствующая принципы у древних гностиков и новых герменевтиков, вроде авторов «Кибалиона». В Summum используют современные технологии, включая полимеризацию, и не скрывают стоимость процесса — 67 000 долларов. Мумифицировать можно и любимое домашнее животное, если что. Сколько человек уже воспользовалось этими услугами, неизвестно.
Напоследок нельзя не вспомнить о самомумификации. Ее практиковали японские монахи-аскеты в XI–XIX веках. Их целью было умерщвление не только духа, но и плоти: монахи отказывались от злаков, бобов и мяса, переходили на орехи, коренья, листья, хвойные иголки и древесную кору. Постепенно они прекращали есть и то немногое, что позволялось обетами, и в конце концов умирали от истощения.
Благодаря специфической диете с большим количеством дубильных веществ, а также напитку из ядовитого сока лакового дерева тела монахов не только усыхали, но и мумифицировались изнутри.
Найдены 24 такие мумии, некоторые из них до сих пор показывают в монастырях. И все же не пытайтесь повторить это дома.
Свежие комментарии