Долгое время эпидемии оспы опустошали целые регионы, спасением от них был только строгий карантин. Смертность от оспы была от 1/6 до 1/3, при этом на коже выживших оставались уродливые следы. Зато те, кто смог выздороветь, больше оспой не болели.
Английский хирург Эдвард Дженнер, родившийся 17 мая 1749 года, исследовал особенности заболевания оспой. Он обнаружил, что доярки, заразившиеся от коров оспой, переносили эту болезнь легко и далее не болели смертельно опасной человеческой оспой.
Гастон Мелинг, «Эдварда Дженнер прививает Джеймса Фиппса от оспы», 1894 г.Фото: общественное достояние
14 мая 1796 года врач произвел опыт над восьмилетним Джеймсом Фиппсом, сыном садовника, работавшего в доме Дженнера. В те времена такое не вызывало негативной реакции. Мальчику сделали прививку коровьей оспы, он с неделю поболел, а потом все же выздоровел.
Для проверки дотошный доктор спустя некоторое время заразил мальчика настоящей оспой — и тот не заболел. Врач понял, что найдено лекарство от оспы. Название нового метода лечения пришло от латинского vaccinus (коровий).
Сначала новый способ лечения был отвергнут английским Королевским научным обществом. Дженнера стали обвинять в попытке уничтожить род человеческий, скрестив людей с коровами. Карикатуристы того времени заработали кучу денег, рисуя, как у привитых от оспы на головах начинают расти рога, а на ногах — копыта…
Но факты — вещь упрямая. Несмотря на противодействие, новая лечебная методика быстро пробила себе путь, ведь умирать-то никому не хотелось. Уже к концу XVIII века в Европе были привиты больше 100.000 человек. Очередная эпидемия оспы пошла на спад, побежденная новыми методами лечения, и только после этого заслуги Дженнера были признаны обществом. В его честь была выбита специальная медаль, а английский парламент выплатил ему 120.000 фунтов стерлингов, что по тем временам было огромной суммой.
В дальнейшем долгое время новых вакцин создано не было. Последующие вакцины начались с работ Луи Пастера. Он первым понял, как можно ослабить болезнетворные микроорганизмы, и предложил вакцинировать людей ослабленными культурами. Такие заболевания люди переносили легко, и у них появлялся иммунитет к очень опасным болезням. Именно Пастер оставил имя «вакцина» за новым способом борьбы с болезнями.
Луи ПастерФото: Поль Надар, общественное достояние
В 1885 году появились вакцины от холеры и бешенства, в 1891 году — от сибирской язвы, в 1897 году — от брюшного тифа, а в 1897 году — от чумы.
Наконец настал XX век, век создания многочисленных вакцин, век массовой вакцинации жителей Земли от множества болезней. К концу века жители развитых стран позабыли, что такое эпидемия дифтерии, кори, оспы, чумы, тифа, холеры, кори, полиомиелита и многих других болезней.
И, как всегда, когда стало хорошо, людям показалось, что несколько дней недомогания после прививки — слишком дорогая цена за возможность не заболеть той или иной болезнью. В мире начало набирать силу движение антипрививочников. Если они смогут взять верх, человечество, скорее всего, снова будут ожидать смертельно опасные эпидемии. Но нашему поколению они не опасны, мы-то привиты.
Свежие комментарии