Вопреки знаменитой фразе, секс в СССР был, а эротику можно было увидеть не только в тайком привезенных из-за границы журналах, но и на киноэкране, в самом что ни на есть советском кино. Конечно, большинство советских эротических сцен было снято в самом конце истории Союза, когда цензура ослабла и экранная откровенность оказалась лучшей приманкой для публики.
Но эротические моменты можно было найти и в фильмах предшествующих лет. Чтобы напомнить о них, мы совместно с порталом Film.ru составили хит-парад десяти самых эротичных сцен советского кино.
10. «Подранки» (1976)
Последний министр культуры СССР Николай Губенко преимущественно известен как политик, актер и художественный руководитель театра «Содружество актеров Таганки». Но он вошел в нашу историю и как кинорежиссер. Прежде всего, как постановщик трогательной полуавтобиографической ленты «Подранки», рассказывающей о жизни сирот в послевоенной Одессе (отец режиссера погиб на фронте, а его мать повесили нацисты). Из-за малолетства главного героя секса в картине нет, но зато есть сцена, в которой учительница ребят загорает топлесс на крыше, а Алеша завороженно за ней наблюдает. Роль Аллы Константиновны исполнила жена постановщика Жанна Болотова. «Подранки» участвовали в основной программе Каннского кинофестиваля и принесли Губенко международную известность.
9. «Сибириада» (1979)
В 1974 году Андрею Кончаловскому предложили снять приуроченный к очередному съезду КПСС фильм о советских нефтяниках. Режиссер согласился, но вместо того, чтобы сосредоточиться на предложенной ему теме, создал четырехсерийную эпопею о жизни маленького сибирского села Елань. Нефть в картине тоже фигурирует, но лишь в двух заключительных сериях. Первые же две части «Сибириады» – это мелодрама о сложных отношениях двух еланьских семей, бедной и зажиточной, в царские и советские времена. Есть в картине и сцена неудавшегося изнасилования на сеновале, в которой один из основных персонажей «Сибириады» домогается своей дальней родственницы в исполнении Натальи Андрейченко. Секса, к счастью, не случается, но рубашка героини все же расстегивается.
8. «Романс о влюбленных» (1974)
Посредине своей советской карьеры Андрей Кончаловский снял проникновенную музыкальную ленту о том, как рождается, умирает и снова возникает сильная любовь. В «Романсе о влюбленных» был использован любопытный художественный прием – чем мрачнее и будничнее были сцены, тем меньше в них было цвета. Некоторые позднейшие фрагменты и вовсе были сняты на черно-белую пленку. Самые же яркие краски постановщик приберег для зачина, в котором молодые влюбленные, вчерашние школьники, наслаждаются своим взаимным чувством. И среди прочих в начале картины были сцены, в которых главная героиня в исполнении Елены Кореневой бегала по пляжу в расстегнутой рубашке без лифчика.
7. «Табор уходит в небо» (1975)
Лидер советского проката 1976 года, романтический фильм Эмиля Лотяну «Табор уходит в небо» покорил десятки миллионов зрителей (и это только в первый год прокат!) позаимствованной из рассказов Максима Горького историей о двух гордых цыганах, конокраде Лойко и красавице Раде. Было в «Таборе» много песен и плясок, были там и кипящие через край страсти… И была сцена, в которой героиня Светланы Тома после купания в одежде на глазах у зрителей и своего возлюбленного обнажалась по пояс, «чтобы просушить одежду». Всем, впрочем, было ясно, что сушкой одежды эта сцена не исчерпывается и что Лотяну просто прерывал ее на том месте, где подцензурные кадры грозили превратиться в порнографические.
6. «Экипаж» (1979)
Одна из главных художественных задач постановщика фильма-катастрофы – не потерять людей за спецэффектами и снабдить картину убедительной человеческой историей, развивающейся на фоне грандиозной трагедии. Поскольку «Экипаж» был первым советским фильмом этого жанра, его авторы, пожалуй, перегнули палку и сняли слишком много мелодраматичных моментов, прежде чем добрались до аварии советского пассажирского самолета, поврежденного во время землетрясения за границей. Зато в «Экипаж» просочилась одна из первых советских откровенных постельных сцен, в которой участвовали герои Леонида Филатова и Александры Яковлевой. Даже после сделанных по требованию цензуры сокращений этот момент получился довольно «жарким» для нашего тогдашнего кино.
5. «Зимняя вишня» (1985)
Ленинградский режиссер Игорь Масленников вошел в историю нашего кино благодаря двум циклам. Фильмы о Шерлоке Холмсе и докторе Ватсоне он снял в советские годы, а мелодраматическая эпопея «Зимняя вишня» выходила и в советские, и в постсоветские времена. Наибольшей зрительской любовью всегда пользовался самый первый фильм цикла о женщине с ребенком, которая легко находит любовников, но никак не может найти достойного мужчину, который бы стал ей мужем, а ее сыну – отцом. Эротическую сцену, в которой полностью обнаженная героиня, проснувшись, подходит к окну домика на озере, чтобы полюбоваться северным пейзажем, не раз копировали в последние годы советского кино в фильмах для взрослых.
4. «Андрей Рублев» (1966)
Андрей Тарковский – возможно, величайший советский режиссер – мог позволить себе такое, на что не решился бы ни один его коллега. Кто из них в 1960-е решился бы поставить картину о духовном пути знаменитого иконописца? И это во времена, когда вера в Бога была почти что табу для массовой советской культуры… Тем более никто, кроме Тарковского, не решился бы снять для такой картины сцену масштабного языческого гуляния в ночь Ивана Купалы, во время которого многие крестьяне раздеваются донага, а одна из девушек даже пытается соблазнить монаха. Так родилась самая грандиозная откровенная сцена советского кинематографа. Советская цензура, впрочем, не пустила «Рублева» в широкий прокат, и свободно посмотреть эту блестящую ленту стало возможно лишь в конце 1980-х.
3. «…А зори здесь тихие» (1972)
Экранизация Станиславом Ростоцким повести Бориса Васильева – это одновременно героическое и антивоенное полотно. Героическое – потому что герои картины в неравных боях обезвреживают немецкий десант в советском тылу. Антивоенное – потому что сражаться приходится не только бывалому старшине, но и девушкам-зенитчицам, которые вряд ли бы взяли в руки оружие, если бы нацисты не напали на СССР. Чтобы подчеркнуть свою мысль о том, что девушки рождены для любви и продолжения рода, а не для разведки боем, Ростоцкий включил в картину продолжительную сцену в бане, где героини демонстрируют зрителям свои юные тела. Этот фрагмент цензура пропустила, а вот все прочие намеки на эротику из фильма были вырезаны.
2. «Бриллиантовая рука» (1968)
Увидеть стриптиз в клубе в советские времена было невозможно, а вот на экран стриптиз попал. Правда, в сугубо комедийном контексте, и главный герой «Бриллиантовой руки» был напуган, а не очарован тем, что ему показывала нанятая бандитами «роковая красавица» в исполнении Светланы Светличной. Но контекст контекстом, а стриптиз и в комедии стриптиз. Хотя Светличная оголилась весьма целомудренно и довольствовалась лишь намеком на обнаженную грудь, эту сцену до сих пор отлично помнят все бывшие советские граждане, кто когда-либо видел «Бриллиантовую руку».
1. «Маленькая Вера» (1988)
Мы не стали включать в этот хит-парад эротические сцены из поздних советских лент, но не смогли обойти стороной картину, с которой началась советская экранная секс-революция. Откровенные кадры с главной звездой «Маленькой Веры» Натальей Негодой произвели в 1988 году настоящий фурор, и все тогда обсуждали только их. Хотя фильм Василия Пичула отнюдь не о том, как советские люди занимаются сексом, а о том, как нелепа и неказиста советская личная жизнь в крошечных квартирках, в двух шагах от детей и родителей. Но про водку, квартирный вопрос и моральные проблемы тогда говорили все, а секс зрителям первым показал Пичул. Чем и прославился.
Свежие комментарии