Брить или не брить?

10 октября 1904 года Директор Императорских театров В. А. Теляковский записал в своём дневнике: 

«Сегодня балетные артистки послали мне прошение, покрытое 80-ю подписями, с просьбой принять меры к прекращению в газетах инсинуаций по поводу будто бы отданного приказания брить волосы под мышкой».


Анна Павлова — Аспиччия («Дочь фараона», 1900-е)

Неделей ранее корреспондент газеты «Новое время» Юрий Беляев явился к А. Д. Крупенскому (чиновник особых поручений при Директоре Императорских театров) и просил принять его по частному делу.

Оказалось, что известный издатель А. С. Суворин получил письмо, подписанное Крупенским, где он якобы объясняет, что издал приказ танцовщицам брить подмышки «ввиду требований гигиены и красоты». Суворин хотел опубликовать это письмо в газете, но Беляев попросил подождать до выяснения, действительно ли Крупенский такое написал. Когда же выяснилось, что письмо подложное, управляющий Петербургской конторой Императорских театров Г. И. Вуич поехал к начальнику Главного управления по делам печати Н. А. Звереву. Тот согласился дать знать лишь в четыре газеты, чтобы при появлении там такого письма, его не публиковали.

Однако газеты не обошли это происшествие, то в одной, то в другой появлялись публикации на тему бритья подмышек. Так 6 октября «Новое время» поместило стихи, озаглавленные «Происшествие в балете», 7 октября в «Петербургской газете» появилась заметка в манере фельетона о «последовавшем распоряжении, чтобы все балетные артистки брили себе волосы под мышками», подписанная Вестрисом. 10 октября еженедельник «Театр и искусство» разразился большой статьей на первой странице, в которой описываемое «распоряжение» расценивалось как «посягательство на личность сценического деятеля».

 


В той же газете в разделе «Из театральной жизни» можно прочитать:

«Самый злободневный театральный вопрос ныне — вопрос о волосах под мышками ... балерины. Невероятно, но факт: сделано распоряжение, чтобы балерины брили волосы под мышками, так как излишняя растительность под мышками будто бы нарушает эстетическое чувство.

Кто будет приглашен в балетные мышкобреи — пока неизвестно. Мы бы рекомендовали г. Скальковского, как компетентное в вопросах женской флоры и фауны, вообще, и балетной в частности, лицо. Что г. Скальковский добросовестно будет выполнять возложенные на него обязанности, — за это ручается вся предыдущая деятельность его, как „критика“. Вот, например, что читаем в воспоминаниях о г. Скальковском, напечатанных в одной газете.:

„После дебюта одной иностранной балерины, балетоманы обратились к г. Скальковскому с вопросом:

— Ну, как вам понравилась новая дебютантка?

— Ничего, ответствовал г. Скальковский, — есть за что ущипнуть“.

Но неужели „это“ так неэстетично?

А как же, говорят, в парижских магазинах продают специальные „парички“ для пикантности?»

Упомянутый балетоман и критик К. А. Скальковский, хоть и находился в то время в Париже, не преминул написать в редакцию «Нового времени» письмо, которое было опубликовано 8 октября за подписью Балетоман:

«Г-н. Т. Аф-ский обращается к балетоманам с вопросом: следует ли танцовщицам выбривать себе волосы под мышками? Он находит этот вопрос, в сущности, глупым.

Со своей стороны, могу только подтвердить нелепость поднятого вопроса о бритье, о котором я уже слышал в Петербурге. Волосы под мышками, как и вообще где бы они не росли на теле, не могут считаться уродливыми, ибо их рост натурален. Конечно, расположение волос, их густота и особенно длина могут быть более менее красивы или некрасивы, как красивы или некрасивы в бороде различных мужчин. Слишком обильная растительность, показывающая энергический мужской характер, не идет к женщинам, особенно воздушным, поэтому балерины из кокетства, если они резкие брюнетки, пудрят свои волосы или носят легкие фуфайки, прикрывающие подмышки. Это при хорошо скроенном лифе совершенно достаточно. Итальянские танцовщицы, впрочем, не делают и этого, и глаз зрителей скоро привыкает.

Полагать, что бритье „эстетично“ потому, что на статуях женщины имеют волосы только на голове (а балет-де — живая пластика), есть плод невежества. Статуи древних (а рабское подражание древностям крепко въелось и в новейшую скульптуру) потому без волос, что древние женщины, как теперь восточные женщины, уничтожали волосы на теле бритьем или сернистым мышьяком. А скульптор изображал, что видел. Это было модой и считалось красотою. Мода держалась до XVIII столетия не только для женщин, но даже для мужчин. Для новобрачных, например, бритье считалось прямо обязательным. Но само собою разумеется, то, что было лишь „модою“, не может считаться эстетическим законом, и смешно в XX столетии возвращаться к модам времен Периклеса.

Париж 4 октября.»


Матильда Кшесинская — Аспичия («Дочь фараона», 1911 г.)

Дело с этими статьями дошло до того, что Теляковский поехал к начальнику Канцелярии Министерства Двора А. А. Мосолову, чтобы убедить его написать письмо Министру внутренних дел, дабы «остановить эту вакханалию». А затем сам поехал с докладом к Министру Двора, барону В. Б. Фредериксу. Тот решил, «что помимо письма надо Мосолову самому съездить к Министру внутренних дел и подробно изложить всю суть этой скабрезной травли в газетах Крупенского и всех статей по поводу бритья в них».

В итоге, 13 октября газета «Новое время», а 14 октября «Петербургская газета» опубликовали «опровержение»:

«Как мы узнали из достоверного источника, в нашем балете вовсе не делалось никакого распоряжения о выбривании волос под мышками танцовщицами и даже вопроса об этом не поднималось».


Московская балерина Маргарита Васильева в балете «Спящая красавица» (1916 г.)

В публикации использованы материалы издания В. А. Теляковский «Дневники Директора Императорских театров. 1903-1906. Санкт-Петербург». М.: Артист. Режиссер. Театр, 2006.

Источник

Поэтическая медицинская энциклопедия от Арсения Тарковского

Писатель Александр Лаврин опубликовал на своей странице в Facebook интересное воспоминание:

304

Однажды приехал в гости к Тарковским — Арсению Александровичу и Татьяне Алексеевне на их дачу в Голицыне. Остался на ночь. Долго не ложились спать, всячески развлекаясь. Тарковский вспомнил, как с приятелем Владимиром Бугаевским начали они сочинять шуточную «Медицинскую энциклопедию в стихах». Идея была такая: найти болезни на все буквы алфавита и зарифмовать их в двустишиях. Написали несколько строф, но дальше дело не пошло.

Я предложил: «Арсений Александрович, а давайте допишем эту энциклопедию!» Ну, и пошло! Сочиняли полночи, смеясь до упада. Недавно нашел наше совместное творение в своем архиве. Воспроизвожу для всеобщего удовольствия. На фото: с Тарковским в Голицыне, 1980 г.

А
Смотри: у сукиного сына
Сама собой прошла ангина!

Неизлечим алкоголизм
У тех, кто строит коммунизм.

Б
Есть точка Архимедова,
А есть болезнь базедова.

Рецепт мой краток: водки на
Болезнь поборешь Боткина!

В
Страшнее множества угроз
Обыкновенный варикоз.

Г
Земная жизнь, как лотерея:
То геморрой, то гонорея.

Хотя бы для ноблесс оближа
Всегда моя со мною грыжа.

Д
Пока я оформлял кредит,
Замучил подлый дерматит!

Е
С этой буквой вышла проблема. Оказалось, что трудно вспомнить болезнь на нее. Справочников под рукой не было, интернет еще не родился — шел 1980-й год. Мы вышли из положения, вспомнив, что в среднем ухе есть т.н. «евстахиевы трубы». И сочинили такое:

И денег нет, и люди грубы...
Болят евстахиевы трубы!

Ё
Ах, Боже мой, ах, ё-моё —
Болезни не сыскал на «ё»!

Ж
Приехал в Африку — непруха:
Везде ужасная желтуха!

З
Стать президентом не судьба —
Мешает заячья губа!

Зачем тебе грудная жаба,
Когда ты обладатель зоба?!

И
Когда я выпил где-то что-то,
Меня замучила икота!

Й
Если вдруг индийский йог
Заболел и занемог,
И затем в больницу слег,
И никто помочь не смог,
Наступил каюк и йок —
Значит, это был не йог!

К
Послушай, друг, не «неверморь»,
Ведь у тебя всего лишь корь!

Л
Не стоит думать, что люмбаго
Нам свыше спущено, как благо.

М
Маляр, влюбившийся в Марию,
Схватил однажды малярию.

Н
Имел я помыслы благия,
Но их разбила невралгия.

О
Слегла девчонка озорная?
Так это оспа ветряная!

П
С большим достоинством ношу
На голове своей паршу.

Я жил в Мадрасе, знал матроса,
Чей шурин умер от поноса.

Р
Коль поясница заскрипит,
Сомнений нет — радикулит!

Т
Умру, долги не заплатив,
Меня спасет возвратный тиф.

У
Не знал пророк Иеремия,
Как изнуряет уремия.

Ф
И мумию фурункулез
Способен довести до слез.

Х
Известно дамам, что холера
Не украшает кавалера!

Ц
Жизнь, словно пуля, просвистит,
Когда придет к тебе цистит.

Ч
Твой чум не лучше, чем тюрьма,
Когда пришла в твой чум чума.

Ш
Смирись с судьбою, о Россия!
Диагноз твой — шизофрения.

Э
На попе у тебя экзема,
Но не для оды эта тема.

Ю
Благодарю судьбу свою —
Болезней нет на букву «Ю»!

Я
Какой-то мой далекий пращур
Оставил мне в наследство ящур.

Популярное в

))}
Loading...
наверх