Нельзя упрекать родителя, который запирается от детей в комнате и радуется драконам, поливающим синим пламенем Вестерос. Скорее всего, он изучает эпическое фэнтези с точки зрения воспитательных стилей. Инна Прибора с 2011 года смотрит сериал «Игра престолов» и рассказывает о худших родительских приёмах, которые точно не стоит повторять в домашних условиях.
Осторожно: очень много (правда, много) спойлеров!В «Игре престолов» можно найти, как это ни странно, довольно правдоподобные истории о том, как получается вырастить людей, склонных к благородству, или коварных пьющих женщин, или совсем клинических отморозков (не всегда для этого нужно морозить их за Стеной). Проблема отцов и детей становится особенно острой, если ваш папа — король и он, например, любит сжигать людей, а ваша мама не дрогнув лицом взрывает храм с вашей женой и тестем. А может, вы, наследник и опора, родились карликом или толстым ботаником, будто бы назло родителю. И папа вас за это ненавидит.
Вообще, игра «Кто сядет на Железный трон» невероятно занимательна с точки зрения вопросов любви, ненависти, долга и этики. То есть тех самых вопросов, которые волнуют любого думающего человека. А драконы, зомби с синими глазами и красивые голые актёры, которые играют Джейми Ланнистера и Джона Сноу, — это просто приятные бонусы к просмотру.
Итак, чтобы как-то оправдать часы наблюдений за некоторыми актёрами, мы собрали худшие способы воспитывать ребёнка. Никогда так не делайте, если не хотите, чтобы крошка-сын пришёл к вам с арбалетом.
1. Пустить воспитание на самотёк (и очень сильно баловать)
Серсея — любящая и страдающая мама. Обидно, что количество детей у неё убывает с каждым сезоном, за исключением седьмого. Здесь сценаристы заметили, что у королевы кончились дети, поэтому она внезапно беременеет. Когда ты правишь таким неспокойным государством, как Вестерос, спишь с собственным братом и плетёшь интриги, воспитание отходит на дальний план. Первенец Джоффри — существо лживое, капризное и с ярко выраженными садистскими наклонностями. Вместо того чтобы провести с ним воспитательную беседу, прочитать ему книжку со смыслом, или хотя бы объяснить, что рубить головы отцам влиятельных домов — верный способ стать непопулярным, Серсея просто поджимает губу: «Он же ребёнок. Что с ним сделаешь». Так как родители никак на Джоффри не влияют и парня, скорее всего, не перевоспитать, кто-то решает просто его отравить. Об этом всегда стоить помнить родителям: у окружающих будут свои методы воздействия на избалованных детей.
2. Чрезмерно опекать
Лиза Аррен здорово отыгрывает тип нервного и опекающего родителя. Болезненный лорд Робин — её единственный сын, над которым она вьётся как орлица над орлёнком, неслучайно их замок называется Орлиное гнездо. Мальчик растёт хилым, болезненным, он вспыльчив, страдает припадками и плохо управляет собой. Кажется, его несамостоятельность не тревожит Лизу: по первому писку к нему сбегается прислуга. И несмотря на солидный возраст (по книге ему шесть, в сериале он явно старше), мать кормит его грудью в любое время, даже если она ведёт в этот момент дипломатическую беседу. Причина и следствие здесь палка о двух концах: его опекают, потому что он слаб, и он слаб, потому что его опекают.
Лизе предлагают отправить Робина в компанию другим мальчишкам, но, понятно, что парень в лагерь не поедет — мама волнуется. Оставив в стороне вопросы здоровья и безопасности, с нравственностью у ребёнка, которому отдают столько сил, явно не всё в порядке. Скажем, перспектива сбросить в пропасть Тириона страшно радует малыша: «А ты обещала, что я брошу его полетать!» — вопит юный лорд Орлиного Гнезда и начинает при этом трястись. Ему тяжело даются отказы.
И опять будто в назидание Джордж Мартин показывает худшее, что может произойти с таким ребёнком: он убивает его маму, которая грудью, простите за каламбур, стоит на его защите. Понятно, что теперь маленький Робин будет игрушкой в руках людей, не особенно в нём заинтересованных.
3. Манипулировать ребёнком в своих интересах
Один из претендентов на трон Станнис Баратеон — суровый человек. Он страстно хочет стать начальником в Семи королевствах, и от этого вся его семья страдает. Продвижение по карьере ему обещает устроить сектантка и огненная жрица Мелиссандра. Она подобно коучу объясняет, как путём несложных махинаций привести Станниса к победе: делай раз, делай два, а тут огненный бог нам поможет. Но происходит заминка (видимо, огненный бог куда-то отлучился), а войска терпят поражение. Болтоны уничтожают всю провизию и осадные орудия, и к гадалке не ходи — нужны решительные меры.
К своему единственному ребёнку — дочке Ширин, больной серой хворью, отец приходит с важным разговором. Девочка с умными глазами откладывает книжку. Папа садится рядом и доверительно беседует, о том что каждому в жизни приходится сделать непростой выбор. Конечно, девочка говорит, что сделает всё возможное, чтобы помочь отцу. Папа благодарит ребёнка, просит прощения, а потом приказывает сжечь её на костре. Жертвоприношение должно вернуть огненного бога из отпуска и помочь Станнису прийти к власти. Можно, конечно, воспринять это иносказательно, по методу Достоевского: стоит ли справедливый мир, который ты собираешься строить, жизни одного больного замученного ребёнка. «Нет, не стоит», — уверенно сообщает Мартин, вонзая меч в грудь Станниса.
4. Оставлять в опасности (и вообще не помогать)
Верховного лорда Железных островов Бейлона Грейджоя нельзя назвать добрым папой. Когда его десятилетнего, единственного оставшегося в живых сына Теона отправляют в Винтерфелл заложником, Бейлон расстраивается вовсе не из-за разлуки с сыном и такого неудачного поворота судьбы. Нет, лорд переживает, что у Теона испортится характер. Позже он скажет: «Да, волки сделали его слабым, молю бога, чтоб его убили…». Вообще, на Железных островах странные отношения со смертью, взять хотя бы их девиз: «Что мертво, умереть не может!». Наверное, это хорошая кричалка, когда ты снимаешься в сериале, в котором примерно раз в 20 минут кто-то умирает страшной смертью. Но, чёрт возьми, это всё-таки единственный сын Бейлона! И он может не просто проститься с жизнью, но и попасть в руки больного психопата Рамси Болтона. Последний даже послал железнорожденному папе шкатулку с отрезанной частью тела Теона и требованием увести свои войска с Севера, иначе он отправит посылку и с «остальным Теоном». На что Бейлон невозмутимо отвечает, что сын для него теперь мёртв, так что какая разница: что мертво, умереть не может.
Беда этого папы не только в том, что он не хочет как Чип и Дейл спешить на помощь. Подобно всякому съехавшему правителю, он ставит идею возрождения островов выше всего на свете, не говоря уж о жизни детей. Этот родитель аскетичен, строг, пронзительным взором устремлён в будущее. Но и этот набор может умереть: к всеобщему облегчению, в дождливую ночь автор сбрасывает его с моста.
5. Пытаться «сломать» ребёнка (потому что вам не нравятся его интересы)
Один из лучших полководцев Вестероса Рендилл Тарли хочет вырастить своего старшего сына Сэмвела настоящим солдатом. Но мальчик почему-то растёт робким и толстым, любит прятаться с котятами и книжкой у кухни, наслаждаясь запахами сладких пирогов. В попытках исправить «маменькиного сынка» Рендилл применяет такие методы, которые бы ужаснули ветерана Краповых беретов: парня бьют, морят голодом, заставляют спать в кольчуге. В ход идёт и магия: колдуны убивают зубра и заставляют маленького любителя котят купаться в крови. И традиционный ход: чтобы научить плавать, Сэма неожиданно бросают в пруд. Так и кажется, что лорд Тарли вот-вот скажет: «Ну а чо? Пусть мужиком растёт». Мужика не получается, лорд переключает свои воспитательные потуги на второго сына Дикона, а Сэмвела вынуждает уйти в Ночной дозор, вечную армию. В противном случае Тарли обещает сыну «случайную» гибель на охоте, хотя разницы мало: в дозоре незадачливый воин долго не протянет, там ботаников не любят. Сэм в отчаянии уезжает на север, и гори оно всё огнём.
В седьмом сезоне бравый Рендилл Тарли действительно умирает в адском пламени дракона. Потому что «ну а чо?».
6. Пренебрежительно относиться к чувствам ребёнка
Тириона, сына могущественного Тайвина Ланнистера, угораздило в 13 лет влюбиться в простую девушку и даже жениться на ней. Тайвин, вместо того чтобы читать психологические советы о том, как не испортить отношений с подростком, грезил о великой династии, которая будет править тысячи лет.
Непослушный сын был наказан с изощрённой жестокостью (про девочку там и думать никто не стал). Лорд Тайвин заставил брата Тириона Джейме сказать, что его жена — продажная женщина, а потом в подтверждение этого отдал её гвардейцам. «Они расплатились с ней достаточно честно: по серебряку с человека… А меня заставил сесть в уголке казармы и смотреть; наконец она набрала столько серебряков, что монеты уже сыпались сквозь пальцы и катились по полу… Лорд Тайвин заставил меня пойти последним. И дал мне золотую монету, потому что, как Ланнистер, я стоил большего», — признаётся несчастный карлик Бронну.
Тайвин вообще в любовных делах старался всегда вести себя дальновидно, позже он пытался поженить Тириона с Сансой в политических интересах. И совсем не в политических интересах, а в личных, он получил в грудь арбалетную стрелу от сына. Никогда нельзя недооценивать ранимость влюблённых наследников.
7. Использовать тактику тайм-аутов (и тем более запирать детей в темнице)
Многодетная матерь драконов Дейнерис Бурерожденная очень расстроилась, когда ей сообщили, что дети плохо себя вели: они разорили окрестности Миэрина, сожгли скот и оставили одни кости от крестьянского ребёнка. В качестве наказания мать выбрала тайм-аут: запереть хвостатых озорников в своей комнате, в подземелье. Хулиганов приковали цепями и держали во мгле, надеясь, что они осознают проступки и исправятся. Но нет, не сработало. Все получилось даже наоборот. Дрогон улетел на крыльях ветра неизвестно куда. Точно одно: забота о крестьянских детях не была его приоритетом. А два его брата Рейгаль и Визерион с каждым днём становились всё злее и отвязнее. В буквальном смысле тоже: один из них каким-то образом освободился от цепей. Они наводили на всех ужас даже оттуда: дышали огнём, рычали, раскалили дверь в подземелье. Ну в общем, сделали всё так, как сделали бы два очень злых мальчика, если бы их надолго заперли в гостиной с китайский фарфором.
И хотя в итоге Дейнерис удаётся найти общий язык со своими детьми, урок она запоминает надолго: даже если ваши дети ведут себя как табор дотракийцев, не стоит их просто прятать в темницу без объяснения причин.
Свежие комментарии