«Зачем нужны дети?» — «Чтобы было кому стакан воды в старости подать!» — отвечает народная мудрость. Ее голос настолько громок, что порой не дает нам (как родителям, так и детям) услышать собственный ответ на заданный вопрос.
«Стакан с водой, о котором идет речь, в отечественной культуре был частью ритуала прощания: его ставили у изголовья умирающего, чтобы душа вымылась и пошла, — рассказывает семейный психотерапевт Игорь Любачевский, — и символизировал он не столько физическую помощь, сколько проявление милосердия, решение быть рядом с человеком в последние часы его жизни». Мы ведь не против милосердия, но тогда почему эта присказка так часто вызывает раздражение?
Первая и самая очевидная причина в том, что «эти слова, адресованные молодой паре, метафорически указывают на необходимость родить ребенка, независимо от того, есть ли у них такое желание и возможность, — отвечает семейный психотерапевт. — Вместо искреннего разговора — клише-требование. Совершенно непонятно, от кого оно вообще исходит! Но молодые как будто должны подчиниться. Поговорка про стакан воды обесценивает намерения потенциальных родителей и становится проявлением репродуктивного насилия. И, как всякое насилие, вызовет скорее отторжение и протест, чем согласие».
С определенного момента наши старшие нуждаются в заботе и в то же время боятся своего бессилия
Вторая причина в том, что эта фраза часто играет роль семейной установки. «Ты тот, кто подаст мне стакан воды в старости!» — такое послание делает ребенка заложником взрослого. На деле это завуалированный приказ «живи ради меня», переводит «с родительского на русский» Игорь Любачевский. Кто же сумеет радоваться тому, что приговорен обеспечивать потребности другого, да еще и «вышестоящего»?
Третья, неочевидная, но не менее существенная причина негативного отношения к «стакану воды в старости» в том, что современное общество неохотно вспоминает, что жизнь не бесконечна. А то, о чем мы стараемся умалчивать, обрастает опасениями, мифами и, конечно, стереотипами, которыми замещается откровенное обсуждение проблемы.
Но проблема никуда не девается: с определенного момента наши старшие нуждаются в заботе и в то же время боятся своего бессилия. Горечь и гордость, капризы и раздражительность сопровождают участников этой драмы. Каждый из них становится заложником стереотипа о стакане воды: одни его ждут, другие вроде бы обязаны предоставить по первому требованию и без посредников (народная мудрость ведь врать не может!).
Не имея своего опыта и полагаясь на социальные правила, дети отдаются заботе и забывают о собственных потребностях
«Старение родителей — это одновременно и взросление детей. Иерархия внутри семьи меняется: мы будто должны стать родителями своим мамам и папам, — объясняет динамику конфликта психотерапевт. — Те, кого мы считали самыми сильными, вдруг становятся «маленькими», нуждающимися.
Не имея своего опыта и полагаясь на социальные правила, дети отдаются заботе и забывают о собственных потребностях. Родители же или протестуют, или «повисают» на ребенке, чтобы разделить с ним одиночество и страх смерти. И те и другие устают, а также скрывают и подавляют злость друг на друга».
У каждого — свои страхи, своя боль. Как же нам помочь друг другу и сохранить любовь в период смены ролей? «Необязательно проводить у постели родственника все свободное время или самостоятельно заниматься медицинскими вопросами.
Дети и родители могут определить границы собственных возможностей и делегировать часть задач специалистам. И побыть друг для друга просто любящими, близкими людьми», — подытоживает Игорь Любачевский.
Об эксперте
Игорь Любачевский — клинический психолог, семейный психотерапевт.
Свежие комментарии