На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

Хикикомори - они уже среди нас...

Слава медленно открыл глаза. В комнату еле-еле пробивался последний луч света. «Почти шесть вечера», — промелькнуло в его голове. Что ж. С добрым, мать его, утром. Вставать не хотелось — день снова не предвещал ничего, кроме отчуждённости. Но он уже перестал задумываться, зачем он просыпается. И о настроении мыслей уже давно не было.

Проснулся, так проснулся. Не натягивая ничего поверх трусов, сел за комп, привычным нажатием руки включил эту машинку, связывающую его с реальностью. Начался новый день.

hikki. 1

Не выходи из комнаты, не совершай ошибку.
Зачем тебе Солнце, если ты куришь «Шипку»?
За дверью бессмысленно всё, особенно — возглас счастья.
Только в уборную — и сразу же возвращайся.

Иосиф Бродский

  

Кто переключает тумблер

Славе уже давно ничего не хотелось. Он даже на обычную работу не мог устроиться, потому что несколько раз в год его накрывало волной состояние, при котором он чувствовал себя, как овощ. Он никогда не знал, когда наступит этот период — время отчуждённости, закрытости и какого-то тотального внутреннего беспокойства. Невозможность управлять ни временем, ни собственным состоянием, ни желаниями постепенно привели его к мысли о безысходности. Все разговоры о том, что можно взять себя в руки, казались ему чудовищно смешными. Взять? В руки? Обычно — он молодой, симпатичный парень, у которого были все шансы стать перспективным.

В той, обычной, жизни он даже нравится девушкам. Но длится та обычная жизнь недолго. Потом — вдруг снова наступает этот тяжелый период отчуждённости, когда никого не хочется видеть, не хочется просыпаться, не хочется жить. Как будто кто-то переключает внутри какой-то тумблер, и он уже не волен распоряжаться собой. Еда, сон и любые другие удовольствия становятся для него непозволительной роскошью. Если бы не мать, которая периодически заходит, чтобы принести еду и как-то поддержать, о еде он, наверное, не вспоминал бы. Хочется выть на луну. Но не получается даже это. Разве что уткнуться в стену. Или зависать в компьютере в редкие дни просветлений.

Сколько длится этот период отчуждённости?

Иногда несколько месяцев. Но на самом деле он уже давно прекратил считать. С таким жизненным графиком особо на коня не вспрыгнешь. Работа — никто не выдерживает парня, у которого в любой момент может начаться социофобия. Единственное, что оставалось, — применить свои математические способности в покере. Собственно, на этом он и зарабатывает на жизнь. Когда живёт.

Девушки? Рано или поздно они уходят от него. Да и он, возвращаясь к той обычной жизни, понимает, что не волен их держать, и меньше всего хотел бы причинить вред им. Врачи не могут определить, что с ним. Прописываемые лекарства не помогают. Облегчают ли они его существование во время обостренных состояний? Вряд ли. Да и собственно, какое это имеет значение.

В этой жизни у него нет желаний, кроме одного, прорывающегося как сигнал SOS, из недр души: дождаться, когда снова отпустит.

  

Здравствуйте, я хикикомори

Не выходи из комнаты. О, пускай только комната
догадывается, как ты выглядишь. И вообще инкогнито
эрго сум, как заметила форме в сердцах субстанция.
Не выходи из комнаты! На улице, чай, не Франция.

Иосиф Бродский

 

Приступы отчуждённости Славы, к сожалению, не единичны. Молодые люди с похожими проблемами восприятия окружающего мира встречаются всё чаще. В Японии это выделилось в общественный феномен хикикомори (Hikikomori - «отрываться, отходить, устраняться», «быть заточенным, заключенным»). Другими словами, хикикомори— особое расстройство социальной адаптации подростков и молодых людей, заключающееся в отчуждениии избегании контактов с людьми. Еще несколько лет назад психологи утверждали, что в Японии насчитывается до 1 млн. хикикомори — примерно пятая часть всей молодежи, 1% от всего населения страны. Среди людей хикикомори испытывают дискомфорт, страх, чувство неполноценности, панику. И если врачи борются с социофобией с помощью психотерапии, транквилизаторов, антидепрессантов и анксиолитиков, снимающих чувство тревоги, то сами хикикомори решают проблему по-своему — отчуждаясь от общества.

hikki. 2

Вот что пишут о себе хикикомори России:

«Я года три не выхожу из дому, похоже, я хикикомори. Был обычным, даже весёлым человеком, учился, работал, старался соответствовать нормам общества: получить «вышку», найти работу, завести семью. Так дожил до 23 лет, а потом со мной стали случаться неприятности: расстался с любимой девушкой, меня кинули родственники на большие деньги, уволился с хорошей работы, чтобы перейти в другую фирму, а там в последний момент отказали… Постепенно начал уходить в себя, отчуждаться, терять друзей. Первое время жил за счёт своих сбережений, которых при моём скромном существовании хватило на 1,5 года. Потом стал жить за счёт родителей. Мне казалось, что меня высмеивают. И результат — три года одиночества и никаких целей, желаний впереди. Из дому выхожу только  утром, часов в пять, чтобы купить перекусить, да иногда пробежаться на стадионе… Сейчас хочу всё-таки выбраться из этого состояния отчуждения, но все попытки заканчиваются пока неудачами. Но я хочу стать частью этого, хоть и несправедливого, но общества, а не моего индивидуального мирка, в котором я заперся от всех невзгод».  

«Дети могут превратиться в хикикомори, если родители подавляют их индивидуальность, так было со мной, и я уже несколько лет хикикомори, правда, не такой жёсткий, как в Японии. Выхожу на улицу редко, ни с кем не общаюсь, кроме семьи, кроме отца. Он меня раньше всегда подавлял, и сейчас не умеет со мной общаться, только поучать. Для 90% обывателей мы так и будем обыкновенными симулянтами, халявщиками, лентяями, тупицами и слабаками».  

«С психологической точки зрения социум меня не привлекает абсолютно, собственно, как и я его. Причины пересечения с ним сугубо практические и экономические».  

Но бывают и другие случаи. Читательница форума рассказала, что нашла одного хикикомори, из слов которого поняла, что решение о затворничестве было «абсолютно здравым желанием, основанном на затухшем интересе к людям». «Никакие проблемы этому не предшествовали. У него был и институт, и друзья, и девушка. Просто надоело, начало тяготить. Однажды он решил провести некоторое время наедине с самим собой, чтобы разобраться в корне проблемы, а в итоге пришел к выводу, что и разбираться ни в чём не нужно. Ведь можно просто сидеть в своей комнате и никуда не выходить, добровольно став hikikomori, — пишет девушка. — Когда я начала задавать ему вопросы, пытаясь чётче обрисовать его личность, парень деликатно заметил, что не хочет больше разговаривать, и отключился от ICQ».

hikki. 3  

В чём корень зла hikikomori?
 

Не будь дураком! Будь тем, чем другие не были.
Не выходи из комнаты! То есть дай волю мебели,
слейся лицом с обоями. Запрись и забаррикадируйся
шкафом от хроноса, космоса, эроса, расы, вируса.

Иосиф Бродский

 

«В сети много информации о хикикомори, но ничего нового эти статьи для меня не открывают», — написал читатель одного из форумов. Что известно о них? То, что они предпочитают обществу виртуальную реальность, по возможности не выходят из помещения на улицу, днём спят, по ночам смотрят телевизор, играют в компьютер, сидят в Интернете или чатах, читают или просто часами смотрят в стену. Живут на содержании родственников.

Возникает ощущение, что хикикомори становятся от лени (родители-то обеспечивают) и нежелании завоёвывать своё место под солнцем (слабаки, которые ни на что не способны). Однако сами хикикомори в Интернете часто пишут о том, что не знают, как выйти из состояния отчуждённости, в которое себя вогнали. Механизм этой отчуждённости запустился, и ненависть к обществу, раздражительность от неуверенности в завтрашнем дне и понимание своей бесцельной жизни делают жизнь хикикомори невыносимой. Периодически посещающая его мысль избавиться от этого состояния отчуждённости растворяется в тотальном бессилии и бессмысленности существования. И попытки изменить что-то с треском проваливаются.

Но все это случается не вдруг. Перед тем, как запереть дверь своей комнаты, хикикомори проходит путь социальной изоляции. На них давят родители, их унижают ровесники, они чаще чувствуют свою неполноценность и незащищённость, постепенно становясь всё более несчастными. Чаще злятся на себя за свою беспомощность, и порой, не видя решений избавления от отчужденности, агрессивны к родственникам (особенно, когда те требуют «заняться чем-нибудь, а не сидеть в своих комнатах»), и к себе — могут ранить себя, кончают жизнь самоубийством.

И всё-таки откуда появляются современные «самураи»? По исследованиям японских психологов, хикикомори становятся те, кто не могут найти себя в обществе, не способны выполнять свою социальную роль и найти своё «настоящее Я», «себя самого». Явление хикикомори, по наблюдениям психологов, характерно для среднего класса. В бедных семьях хикикомори не встречаются якобы из-за того, что дети, в том числе с проблемами в общении, вынуждены зарабатывать на жизнь, другими словами, «идти в люди». Тут уже не до отчуждённости.

Психологи описывают это явление хикикомори, его следствия, но не могут указать корни причин потребности в социальной отчуждённости. Другое видение этого феномена предлагает системно-векторная психология Юрия Бурлана, базируясь на том, что сценарий жизни человека строится из желания получить наслаждение и быть счастливым. Стремится он к этому в рамках заданных ему от природы векторов, которые и обуславливают определённые желания в человеке. Другими словами, «не мы мыслим, а нами мыслят». Когда мы получаем наслаждение, мы счастливы. А какого качества это счастье,  зависит от развитости и реализованности векторов. Внутренняя убогость или не заполняемые нехватки, пустОты, не оставляют человеку вариантов получить полноценное наслаждение. Ему остаётся один путь — получать наслаждение доступным ему способом.

Отчуждённость хикикомори обусловлена разными причинами, возможно, среди них встречаются те, кто осознанно паразитирует на родителях. Но чаще хикикомори проходит свой путь социальной неадаптации в поисках ответа на вопросы: «Зачем он живёт? Кому это нужно?»

hikki. 5

Поиски смысла собственного существования становятся идеей фикс не для каждого. И японские исследователи не зря подметили, что в бедных семьях некогда задумываться об абсолютных категориях бытия, философии и прочей кажущейся большинству людей дребедени. Но для людей, которых в обществе принято считать hikikomori, эти поиски — не просто прихоть, а видовая роль, которую они бессознательно выполняют в любых условиях и на любом ландшафте. Вопрос только в том, насколько их развитость позволяет им выполнять свою роль достойно, в духе времени, на современном ландшафте. 

Всё больше детей самоустраняются в компьютерные игры и пополняют ряды hikikomori. Хикикомори — это не далёкая восточная страшная сказка, это сегодняшняя реальность. Превратятся они в изгоев общества, наполненных отчуждённостью, или смогут найти достойное место в жизни?

 

И еще одна точка зрения:

Конечно, уже есть статьи в интернете, написанные про хикикомори и пестрящие сухими цитатами различных ученых, что занимаются этим явлением. Но все они красными нитями тянутся из Японии, в то время как в России все больше и больше подростков абсолютно так же заражаются от своих восточных братьев и закрывают дверцы, запирая самих себя в себе. Покопавшись немного в интернете, я узнала некоторые сетевые места, где собираются русские хикикомори и со свойственным себе любопытством начала выяснять, что же стало причиной их затворничества.

«Я выхожу на улицу как можно реже. Раз, два в месяц приходится… Заплатить за интернет, например, или еще что-то. Но в основном все свое время я провожу перед компьютером: смотрю фильмы, читаю книги, форумы, играю в RPG’шки. Меня совершенно не тянет к людям, я раздражаюсь от контактов, впадаю в уныние, пытаюсь как можно быстрее покинуть людное помещение. В целом, дома я сижу с конца прошлого лета, то есть где-то полгода…»

Так сказал мне мальчик, которого я нашла. Если верить его словам, то его решение о затворничестве является абсолютно здравым желанием, основанным на затухшем интересе к людям. Никакие проблемы этому не пришествовали. У него был и институт, и друзья, и девушка… Просто надоело, начало тяготить. Однажды он решил провести некоторое время наедине с самим собой, чтобы разобраться в корне проблемы, а в итоге пришел к выводу, что и разбираться ни в чем не нужно. Ведь можно просто сидеть в своей комнате и никуда не выходить…

Когда я начала задавать ему новые вопросы, пытаясь четче обрисовать его личность, парень деликатно заметил, что не хочет больше разговаривать и отключился от icq.

Изображение 1. Хикикомори.. Изображение №1. 

Совершенно о других причинах становления хикикомори мне рассказала девушка, не выходившая на улицу около четырех месяцев к ряду. Она – самый настоящий отаку. «Ота́ку (яп. おたく) — человек, маниакально увлекающийся чем-либо. За пределами Японии, в том числе и в России, обычно употребляется по отношению к фанатам аниме и манги.» © wikipedia. Это ее увлечение японской анимацией и послужило главной причиной облагораживания себя от внешнего мира. Сначала все было вполне невинно: она посмотрела одно аниме, ей понравилось, скачала еще… Но через несколько месяцев она почувствовала зависимость от аниме. Начала смотреть его каждый день, без отрыва. Стала пропускать институт, затем взяла академ, а после и вовсе ушла. Живет девушка одна, зарабатывает себе на жизнь фрилансом: рисует и переводит тексты.

«Мне не нужно много денег. Заплатить за квартиру, за интернет, да еды закупить. Впрочем, — всё».

Эта девушка (как и парень, о котором я говорила выше) утверждает, что у нее не депрессия, чувствует она себя хорошо, а для счастья ей люди не нужны. Ей нужно аниме.

Изображение 2. Хикикомори.. Изображение №2.

из аниме ‘Serial Expirements Lain’

О подобном случае отаку в жж написала еще одна девушка:

«У меня была соседка в студенческой общаге, которая полгода не выходила из дома иначе как за пачкой чипсов и бутылкой пива, чтобы с голоду не умереть. Она целыми днями лежала на кровати и смотрела анимешки. Даже в инете не сидела, ни во что не играла, а только смотрела мультики. Ее выгнали сначала в академ, а потом из универа за непосещаемость. Я ее выгоняла в душ, который находится тремя этажами ниже, только раз в три дня, просто, чтобы запаха не было. У нее были сплошные отеки по всему телу. Обычно это признак плохо работающей щитовидной железы, т.е. недостаток йода. Но я не знаю, что с ней сейчас, она уехала к себе домой и больше ничего о ней не слышно…»

Здесь мы видим разительное отличие этой девушки от двух хикикомори, представленных выше — она даже не сидела в интернете. Как никак, но интернет — это тоже общение, пусть и не лицом к лицу. И хоть я не задавала интимных вопросов про то, как часто моются мои собеседники, но я надеюсь, что у них с этим все нормально… последняя же девушка не испытывала надобности даже в поддержании элементарных правил гигиены…

«А у меня есть знакомая Алина, с который в детстве мы тоже часто играли, так как наши отцы были лучшими друзьями. Потом, правда, в их семье был разлад и родители этой девочки развелись, папин друг ушел из семьи. Спустя несколько лет ее мама сильно заболела, провела много времени в больницах… В итоге, она стала инвалидом, ушла на раннюю пенсию. Ее бывший муж, нашедший новую семью, испытывал все же чувство стыда, и он любил свою дочь… потому часто приходил их навещать, делал подарки, помогал по дому, давал деньги. Алина, естественно, оставалась с мамой, так как не оставить же маму-инвалида одну… Но однажды девушка вдруг перестала выходить из дома. Ее папа рассказывал нам, что он приходил когда к ним домой, его бывшая жена жаловалась, что Алина перестала общаться с ней, сидит все время в комнате одна и никуда не выходит. Только ночью пробирается к холодильнику, берет себе еды и снова скрывается в надрах собственной комнаты. Оказалось, что Алина даже не моется неделями! Она вообще все время только слушала радио и читала книжки. Даже компьютер не включала и телефонную трубку не брала, когда кто-то звонил. В общем, сейчас ее папа вроде пытается ее как-то лечить, ну там к психиатору сводить, все такое… Пока бесполезно. Алина даже разговаривать почти перестала».

Изображение 3. Хикикомори.. Изображение №3. 

В отличии от настоящих социофобов, некоторые хикикомори просто страдают излишней ленью. У них есть родители, способные их обеспечивать, интернет, игры, фильмы и музыка… зачем куда-то выходить? Они просто не хотят утруждать себя в чем-то, быть обязанными что-то делать, куда-то идти. Такие мальчики и девочки с бОльшим интересом проходят виртуальные квесты, чем квесты настоящей жизни. Комфорт бытия в четырех стенах, лень и интровертность делают свое дело… И их становится все больше и больше.

Другой вопрос: стоит ли этих людей выгонять из дома палками, прочищать им мозги на тему того, что человек – социальное существо, если таким людям комфортно жить именно так, как они живут? Конечно, есть некоторый процент хикикомори, из-за образа жизни которых страдают их близкие. К примеру, уже постаревшие родители какого-нибудь 25летнего амбала, не собирающегося обеспечивать себя самого, отчего родителям приходится продолжать усердно зарабатывать на свои жизни и на жизнь давно выросшего сына. Но если эти люди сами худо-бедно зарабатывают через интернет свои кровные пять копеек, обязаны ли они делать что-то еще? Ведь это только их право — распоряжаться собственной жизнью.

Источник

Картина дня

наверх