Кино нередко помогает нам снять тревожность, пережив небольшой стресс. А можно ли этот эффект использовать в психотерапии? Рассказывает Виктория Митрофанова.
Еще в начале XX века в первых кинотеатрах прозвучал истошный крик. С этого и началось киноискусство. Фильм Эдвина Портера «Большое ограбление поезда», который теперь разбирают на сцены и подробно анализируют, у современников вызывал ужас и восторг.
На показе женщины падали в обморок, а мужчины выбегали из зала. И всему виной знаменитая финальная сцена — главарь банды в исполнении Джастеса Д. Барнса несколько раз стреляет в камеру, то есть буквально в зрителей.Реакция была поистине ужасающей. Но каково же было удивление прокатчиков, когда на следующий день те же зрители вернулись в кинотеатр, чтобы вновь пережить те самые чувства при просмотре последнего кадра.
Таким образом сцена выстрела стала визитной карточкой фильма. И авторы картины решили показывать ее не только в конце, но и в начале, в роли пролога.
Кадр из фильма «Большое ограбление поезда» Эдвина Портера
Как же объяснить такое поведение зрителей? А всё просто. Дело в необходимом количестве стресса. Канадский психолог Ганс Селье говорит, что мы все в нем нуждаемся. И кино — хороший способ удовлетворить эту потребность.
Сегодня, по словам ученых, мы используем малую часть потенциала стресса. Однако программа организма не изменилась. И когда мы недополучаем порций стресса, организм начинает искать его в любой легкой тревожности. Так возникает дистресс, или вялотекущий постоянный стресс, который изнашивает наш организм, порождает болезни, неврозы и психозы.
Оставаться долго в состоянии паники невозможно. Нужен перерыв, чтобы набраться сил и продолжить жить. Понимая, что переживания зашкаливают и парализуют, многие люди прибегают к экстремальному спорту и досугу. Или отправляются в темные залы кинотеатров сражаться понарошку. Ученые давно и активно изучают кинозрителей. И их исследования помогли сделать вывод, что во время просмотра человек испытывает слабый стресс. И он целителен: он очищает нас от негативных эмоций, снимает напряжение, облегчает душу, позволяет бороться и побеждать в воображаемой реальности плечом к плечу с любимыми героями.
Что же лучше всего подключает зрителей к экрану? Человек в драматической ситуации. Чем этот человек ближе и понятней, тем подключение полней. Оно происходит неосознанно. Это заложено в программу нашего поведения. Как только мы видим человека в беде, мы оказываемся в воображаемом стрессе, рядом с героем. И вместе с ним пытаемся найти выход из ситуации.
Поэтому самый ощутимый катарсис (очищение) мы испытываем после просмотра качественной драмы, когда в слезах переживаем те же яркие эмоции, что и главный герой. Это случается из-за хорошей проработки режиссерами и сценаристами персонажей, их мотиваций. Авторы ставят героя в безвыходное положение, из которого ему необходимо найти выход, сразиться с антигероем. Именно вопрос: «А справится ли он?» — и заставляет нас с восхищенными лицами льнуть к экрану во время просмотра «Пролетая над гнездом кукушки». А также вновь и вновь верить в счастливый финал «Ромео и Джульетта».
Кадр из фильма «Пролетая над гнездом кукушки» Милоша Формана
Сопричастность возникает и во время просмотра комедий. Ведь мы все хоть раз чувствовали себя изгоем, непохожим на других, над которым всё время кто-то смеется. Из-за этого мы так любим фильмы с чудаковатым Джимом Керри, который с экрана разрешает всем зрителям снять маски и быть собой.
Катарсис случается и после сильного саспенса, который характерен для детективов, триллеров и фильмов ужасов. Боясь за героя или вместе с ним, стиснув зубы и сжав кулаки, ощущая мурашки на теле, мы превращаемся в нашего древнего предка, который услышал хруст веток и рычание за своей спиной.
Кадр из фильма «Психо» Альфреда Хичкока
Такое благотворное влияние кинематографа на человека и заинтересовало психотерапевтов со всего мира.
В конце ХХ века психотерапевт Берни Вудер разработал еще одно направление арт-терапии — кинотерапию, или фильмотерапию, — и использует данный метод для лечения эмоциональных проблем своих пациентов.
Кинотерапия имеет явное сходство с библиотерапией, которая подразумевает обсуждение и совместный анализ специальным образом отобранных историй. Однако фильмы имеют существенное преимущество перед книгами, поскольку кино — это синтез различных элементов: музыки, цвета, яркости изображений, ритма, динамики истории.
Создатель фильма, визуализируя историю с помощью кинообразов, в предлагаемых обстоятельствах воссоздает знакомые всем психологические столкновения. Это и позволяет зрителю прочувствовать и осознать все коллизии в заданном режиссером ключе. При этом сохраняются широкие возможности сугубо личной, субъективной интерпретации увиденного.
История использования метода кинотерапии в нашей стране непродолжительна. Несмотря на то, что в Большой медицинской энциклопедии еще в 1949 году впервые появилась статья о кинотерапии, в России этот метод не получил широкого распространения. Однако в наши дни к данному средству психологического воздействия прибегают всё чаще.
Наиболее популярным считается использование фильмов на групповых тренингах как наглядный пример различных взаимоотношений для формирования образов успешного и неуспешного поведения. Такой способ помогает выработать эмпатию и осмыслить особенности своего поведения.
К тому же, идентифицируя себя с героем, чувствуя с ним близость, пациент может откровеннее рассуждать о своих проблемах.
Метафоры, используемые в фильме, позволяют ему открыться и значительно ускорить процесс инсайта — понимания сущности того или иного триггера, боли, страха.
Но, безусловно, каждый психотерапевт или психолог по-разному использует терапевтические возможности кино. Из-за этого, как и в случае других методов, кинотерапия имеет несколько видов. Например, кинемалогия Антонио Менегетти, кинойога Тэва Спаркса и режиссируемая фильмотерапия Сергея Красина.
Кинемалогия как инструмент онтопсихологического метода появилась случайно. Итальянский профессор Антонио Менегетти услышал беседу людей, обсуждавших только что просмотренный фильм. Он заметил, что кино вызывает человека на эмоциональный разговор, который помогает выявить бессознательные мотивации собственных решений, а также позволяет каждому зрителю понять, насколько его личное восприятие расходится с объективным содержанием кинофильма.
По мнению Менегетти, «правильно» созданный фильм раскрывает широкое пространство для переживаний, чувств и эмоций. В процессе группового обсуждения человек постигает специфику собственных переживаний, совершая акт самопознания.
Кинойога Спаркса — это самостоятельное изучение своего тела, эмоций во время просмотра того или иного фильма. Как во время растяжки мы задумываемся о дыхании и расслаблении мышц, так и во время кинотерапии необходимо замечать и анализировать каждое свое ощущение. Он пишет:
«Слово „йога“ происходит от санскритского „yoke“, означающего „соединять“».
По мнению Тэва Спаркса, соединение с чем-то большим может помочь почувствовать себя более целостным. Свои рассуждения и теории по поводу кинойоги он изложил в книге, которая переведена на русский язык, — «Кинойога. О том, как любой фильм может изменить вашу жизнь». В первой главе автор говорит о таких фильмах, как «Матрица», «Бегущий по лезвию» и трилогия «Властелин колец». По его мнению, они отлично подходят для кинотерапии.
А режиссируемая фильмотерапия Сергея Красина включает в себя не только просмотр фильма и его обсуждение, но и тренинги, которые ведутся по специально разработанному сценарию с использованием различных приемов и техник. Например, ролевые игры, театр одного актера, написание сценариев, обсуждение смысловой нити повествования, определение ключевого кадра и многое другое. Данный вид лечения — это больше школа с погружением в киноискусство, чем групповая терапия с психологом.
Многие психологи не советуют проводить кинотерапию самостоятельно. Во-первых, опыт, полученный во время просмотра, очень важно обсудить и правильно переварить, понять, что из этого опыта терапевтично, а что приводит к очередному витку отрицания. Психолог и психоаналитик Селена Валявкина в статье для «Кинопоиска» говорит о схожести работы психолога и деятельности сталкера у Стругацких.
«Переживать сильные эмоции очень важно, но желательно это делать в компании знающего человека, который проведет вас к цели через топи, трясины и поможет избежать провала», — замечает Валявкина.
Любая терапия требует «тонкой настройки» с учетом адресности применения.
Во-вторых, многие люди с психологическими отклонениями, особенно дети, подростки, имеют привычку копировать поведение понравившегося персонажа, особенно если поведение этого героя автор фильма вознаграждает, делая его харизматичным и привлекательным. Из-за этого довольно опасно самостоятельно выбирать фильмы для терапии, так как они могут нанести травму.
И всё же кино — самое массовое из искусств, оно оказывает существенное влияние на человека, открывает новые возможности для разрешения сложных жизненных ситуаций и помогает с тревожностью. Поэтому психологи всё же рекомендуют некоторые фильмы, которые могут помочь разгрузиться вечером после сложного дня.
Вот несколько советов.
1. Смотрите больше документальных фильмов про обычных людей, которые справляются с жизнью.
Если любите советский кинематограф, вам подойдет картина «Шинов и другие» (1967) — про артистичного и творческого водителя троллейбуса. Кроме этого, всем советуем посмотреть фильм «Хроника одного лета», снятый представителем французской новой волны, режиссером Жаном Рушем в соавторстве с социологом Эдгаром Мореном. И американский документальный фильм 2013 года о фотографе Вивиан Майер — «В поисках Вивиан Майер».
Кадр из фильма «Хроника одного лета» Жана Руша и Эдгара Морена
2. Также могут спасти фильмы про зомби-апокалипсис, где есть зло, но оно менее реальное.
Например, «Я — легенда» с Уиллом Смитом. Или недавно вышедший сериал «Один из нас», снятый по мотивам известной компьютерной игры The Last of Us, действие которой происходит в постапокалиптическом будущем. Сюжет посвящен путешествию контрабандиста Джоэла, потерявшего в прошлом дочь, и девочки-подростка Элли, которая имеет иммунитет к патогену.
Монстры-щелкуны из сериала The Last of Us
3. Можно посмотреть анимацию с политическим подтекстом.
Под такое описание хорошо подходит мультфильм «Персеполис» — про девочку из Ирана, которая стала свидетельницей революции и войны в своей стране. Эту историю мы видим глазами главной героини, живой, храброй и образованной молодой девушки, которая в детстве мечтала стать пророком. Она сталкивается с потерей родных, с первой влюбленностью, с непониманием и одиночеством. Все эмоции мы переживаем вместе с ней. Вместе плачем, смеемся, негодуем, злимся. Такой фильм точно доказывает, что анимация — это не сугубо детская и юношеская территория, а всего лишь способ более точно передать задумку автора через образы.
Кадр из фильма «Персеполис» Маржан Сатрапи и Венсана Паронно
4. Выбирайте в меру динамичный сюжет, но без наигранного, искусственного позитива. Например, хорошее фестивальное кино.
Подойдет фильм «Тони Эрдманн» про взаимоотношения отца и взрослой дочери, которая сильно отдалилась от семьи. Режиссер сознательно ставит зрителя в дискомфортное положение, чтобы он не только сопереживал героям, но и ощущал их состояние на физическом уровне. Когда главная героиня не может стянуть с себя узкое платье в последних сценах, кажется, что эти нервные движения принадлежат нам.
Кадр из фильма «Тони Эрдманн» Марен Аде
5. Еще важно смотреть фильмы про изгоев, напоминая себе, что чувство одиночества и покинутости — это нормально.
Картина «12 лет рабства» — хороший пример стойкости человека, которого притесняют и считают рабом. Фильм основан на реальных событиях, что добавляет истории еще больше драматизма. Главный герой, которого обманом продают в рабство, на протяжении 12 лет вдали от семьи пытается выйти из безвыходной ситуации и выжить.
Кадр из фильма «12 лет рабства» Стива Маккуина
Кинотерапия, как и само киноискусство, исследована не до конца. Нужно еще много времени, чтобы изучить все ее возможности. Однако этот метод уже хорошо себя зарекомендовал и пользуется большим спросом.
Свежие комментарии