Почти безграничные возможности
Полтора года назад врачи из Нью-Йорка совершили настоящий прорыв — они сконструировали эмбрион «ребенка трех родителей».
К врачам обратилась супружеская пара, у которой уже было двое детей, зачатых естественным путем, но оба ребенка погибли. Их мать оказалась носителем редкой генетической болезни — синдрома Лея. Причина этой болезни — мутация в ДНК митохондрий, клеточных структур, которые отвечают за выработку энергии. У детей с синдромом Лея нарушается энергетический обмен в клетках, они страдают от головных болей, судорог, постоянной тошноты и рвоты, быстро утомляются, плохо развиваются и обычно погибают в раннем возрасте.Основная генетическая информация, которую мы получаем от родителей, содержится в виде ДНК в ядре половых клеток — яйцеклеток и сперматозоидов. Но небольшая часть наследственной информации находится в ДНК митохондрий — их мы получаем только из материнской яйцеклетки. Что сделали врачи, чтобы подарить женщине с мутацией в геноме митохондрий и ее мужу здорового ребенка? Они взяли донорскую яйцеклетку, удалили из нее ядро и перенесли туда ядро из яйцеклетки матери. Затем гибридную яйцеклетку оплодотворили спермой отца. Получился «ребенок трех родителей» — с генами мамы и папы в ядре и митохондриями от донора.
Как мы видим, технологии помогают людям с редкими мутациями в генах родить здоровых детей. И для этого не всегда нужно создавать гибридные эмбрионы и использовать донорские клетки.
Сегодня будущие родители могут сделать генетический тест и узнать, нет ли у них опасных мутаций. Если они есть, репродуктологи оплодотворят несколько яйцеклеток в пробирке и проведут генетический анализ каждого эмбриона. Будущей матери пересадят эмбрион, у которого не найдут родительских мутаций. Таким образом можно получить полностью здоровых детей у родителей-носителей серьезных заболеваний: гемофилии, мышечной миопатии Дюшенна, болезни Хантингтона и других.
Но такие заболевания все же — большая редкость, в отличие от разных форм бесплодия. Организм женщины может перестать вырабатывать яйцеклетки. У мужчин сперматозоиды могут терять подвижность и способность к оплодотворению. В конце концов, «бесплодие» может быть условным — например, у однополых пар, которые не могут завести общего ребенка. Может ли медицина решить проблемы этих людей?
Фантазии о будущем
В 2012 году ученые Джон Гёрдон и Синья Яманака получили Нобелевскую премию за то, что открыли способ перепрограммировать обычные клетки в стволовые. А что, если попробовать взять обычную (соматическую) клетку человека — например, клетку кожи или жировой ткани — и попробовать создать из нее половую?
Теоретически это возможно, но практически — довольно сложно. Для этого нужно взять зачатки донорских половых клеток и перенести туда ядро из обычной клетки человека. Проблема в том, что зачатки половых клеток формируются на очень ранних стадиях развития. Взять донорский материал у взрослого человека (как, например, в случае «ребенка трех родителей», где яйцеклетку взяли у взрослой женщины с ее согласия) не получится. Для создания искусственных половых клеток придется разрушать эмбрион — а это сразу порождает массу этических вопросов.
С другой стороны, такой метод позволил бы бесплодным людям, которые сегодня используют донорские половые клетки, получить свои собственные. Более того, каждый человек мог бы получить и мужские, и женские половые клетки со своим генетическим материалом. Это бы открыло интересные возможности: однополым парам — завести общего кровного ребенка, одиноким людям — родить ребенка «от самого себя». Последнее, правда, очень спорно с точки зрения медицины и принципа генетического разнообразия.
Кстати, уже сегодня женщина могла бы родить собственного клона — это невозможно только из-за этических ограничений, технически же это вполне реально.
Но искусственные половые клетки — это пока теоретические рассуждения из области фантазий. А вот искусственная матка — нечто более реальное. Многие ученые бьются над тем, чтобы создать условия для выращивания эмбриона вне тела матери. Это помогло бы бесплодным и однополым парам решить еще одну этическую проблему — суррогатного материнства.
Суррогатное материнство несет ряд проблем для будущих родителей — как финансовых (суррогатные матери обычно просят немалое вознаграждение за свою «работу»), так и моральных. Будет ли суррогатная мать во время беременности заботиться о ребенке, как о собственном: вести здоровый образ жизни, пить витамины, регулярно проходить осмотры? Не решит ли она оставить ребенка себе? Российские законы теоретически позволяют суррогатной матери оставить рожденного ей ребенка. Это решение можно оспорить, но, опять же, это потребует много времени, денег и нервов. В некоторых странах, например, в Германии, Франции, а также в определенных штатах США, суррогатное материнство запрещено вовсе.
Искусственная матка стала бы хорошим решением этических споров вокруг суррогатного материнства. Врачи уже умеют выхаживать младенцев, рожденных на 24-й неделе беременности, в инкубаторах — еще несколько десятилетий назад это казалось фантастикой. Но создать подобный «инкубатор» для всех 40 недель, положенных для вынашивания ребенка, гораздо сложнее. Для развития эмбриона на ранних этапах нужно воссоздать искусственную плаценту, через которую он будет получать питательные вещества и гормоны, и аналог плодного пузыря и околоплодных вод — жидкую среду, в которой эмбрион будет расти.
Искусственная матка поможет не только бесплодным парам «вырастить» их эмбрион без посредников. Использовать ее смогут и здоровые мужчины и женщины. Теоретически такая технология окончательно уравняет гендерные права. Женщины смогут нормально строить карьеру, не прерываясь на деторождение. Решение о том, кто будет брать отпуск по уходу за ребенком, будет приниматься независимо от пола — решающими факторами станут доход и желание заниматься воспитанием младенца. Искусственная матка может избавить женщин от болезней и осложнений, связанных с деторождением (любая, даже здоровая, беременность — большая нагрузка на организм), исключить смерть женщин в процессе родов, снизить риск родовых травм у младенцев.
Однако мы до конца не знаем, насколько внутриутробная связь мать-ребенок влияет на развитие нервной системы и других функций организма. Как повлияет выращивание в искусственной среде на человека? Если даже «детей из пробирки» общество иногда считает «не такими», что же будет с «детьми из инкубатора»? Станут ли они и правда другими? Мы не узнаем, пока ученые не создадут рабочий прототип искусственной матки и не испытают его на первых добровольцах.
Риски новых репродуктивных технологий
Есть убеждение, что дети, рожденные в результате ЭКО, имеют больше рисков различных отклонений, в том числе неврологических. Это, в принципе, объяснимо: на процедуру ЭКО обычно попадают люди старшего возраста, с различными формами бесплодия, а значит, большими проблемами со здоровьем, чем у тех людей, кто может зачать и родить самостоятельно. Риск для «детей из пробирки» подтверждается некоторыми исследованиями. Например, ученые Калифорнийского университет в Лос-Анджелесе выяснили, что у детей, рожденных посредством ЭКО, в 1,25 раз выше вероятность врожденных пороков развития.
Общество обеспокоено не только побочными эффектами вспомогательных репродуктивных технологий — многих волнует влияние гормональных контрацептивов на возможность женщины в будущем родить ребенка. Хорошая новость: еще в 1980-х годах прошлого века ученые выяснили, что прием оральных контрацептивов (ОК) не оказывает влияния на фертильность. Может понадобиться некоторое время, чтобы у женщины восстановился нормальный менструальный цикл, но никаких долгосрочных побочных эффектов исследователи не нашли. Более того, некоторым женщинам гинекологи прописывают ОК как терапию бесплодия — они помогают бороться с эндометриозом, который часто вызывает невынашиваемость беременности.
Несмотря на все риски и этические споры, развитие репродуктивных технологий, очевидно, не остановить. И в целом это скорее на пользу обществу. В «идеальном» мире собственных, биологически родных детей смогут завести все люди, независимо от семейного статуса, репродуктивного здоровья и сексуальной ориентации. И для этого им не понадобятся посредники. В этом мире рождение детей не будет так жестко связано с «тикающими часиками» репродуктивных органов, а будет больше зависеть от психологической и финансовой готовности родителей. А термин «бесплодие» из медицинского станет социальным, а может, и вовсе канет в лету, уступив место модному «чайлдфри».
Вы бы хотели жить в этом прекрасном новом мире?
Свежие комментарии