Как влияет на человека социальная депривация — в историях нескольких экспериментаторов.
Представьте, что вас попросили сосчитать до 120, с расчётом одно число – одна секунда.
Вы слышите собственный голос. 1, 2, 3, 4, 5. Вы не запинаетесь, делаете это спокойно и уверено. И вот вы подошли к числу 120.
Задание было несложным. Но вам почему-то говорят, что пока вы считали прошло 5 минут. Но как это могло произойти, вы ведь все сделали правильно?Подобная история произошла в 1962 году с французским геологом Мишелем Сифром. Он изучал изменения представлений о времени при отсутствии природных и социальных ориентиров. Поэтому он решил провести 64 дня в подземном леднике на глубине больше 100 метров. С собой он взял все самое необходимое: палатку, обогреватели, газовую плитку, аккумуляторные батареи, измерительные приборы, продукты, одежду, снаряжение, книги и пластинки
Во время исследования дежурные фиксировали время его пробуждения, отхода ко сну, приёмы пищи. Сифр ежедневно по телефонной связи докладывал коллегам сколько, по его мнению, длился период бодрствования, а просыпаясь, говорил, сколько часов спал, какой был день и час, а наверху отмечали истинное время и даты.
Также по телефону он считал до 120, чтобы можно было судить, как изменяется его оценка коротких интервалов времени. Сначала это и правда занимало 2 минуты, но через какой-то период на это требовалось 5 минут. Восприятие времени было нарушено.
Кроме этого Сифр вел свой почасовой дневник. На восьмой день эксперимента время Мишеля отстало от реального на 32 часа 40 минут. В своем дневнике он запишет:
Мне не за что зацепиться, и я не могу оценить длительность ни одного моего действия, потому что мне не с чем его сравнивать.
Когда прошло 64 дня и коллеги сказали Сифру, что исследования подошло к концу, он не поверил, полагая, что идет только 25 дней эксперимента.
И все же несмотря на это, организм Мишеля придерживался определенного цикла сна и бодрствования, то есть он засыпал, просыпался и принимал пищу в одно и то же время и в сумме они мало отличались от 24 часов. Это называется циркадными ритмами.
На нашей планете условия жизни часто менялись, но один момент практически всегда оставался неизменным — 24-часовые сутки, смена дня и ночи. У человека есть свои внутренние часы (циркадные ритмы), которым подчиняется не только сон и бодрствования, но и обмен веществ, концентрация гормонов, температура тела и давление.
Эксперимент Сифра позволил по-новому взглянуть на работу человеческого организма. И это касается не только вопросов внутренних часов. Дело в том, что долгое пребывание в одиночестве в замкнутом пространстве негативно отразилось на психическом состоянии Мишеля. У него появлялись зрительные галлюцинации, проблемы с памятью, подавленность.
Отсюда всплывает другой вопрос: а насколько важно для нашего мозга социальное взаимодействие?
В 2009 году американка Сара Шурд с двумя товарищами путешествовала в горах на севере Ирака. По совету местных они решили посмотреть водопад, который находился на границе с Ираном. Путешественников арестовали, их приняли за шпионов, а затем посадили в тюрьму, Сару определили в одиночную камеру, в которой она провела 410 дней. Два раза в день её выводили на получасовую прогулку.
Социальная депривация вызвала психологический стресс, без взаимодействия с другими людьми мозг начинает страдать. У Сары очень быстро появились галлюцинации.
Она вспоминала, что в определенное время в окно камеры проникал солнечный луч, освещавший пылинки внутри. Она воспринимала эти частицы как других человеческих существ, населяющих нашу планету. Они что-то делали вместе, а она была отделена от них.
После освобождения она снова влилась в общество, но травма оказалась очень серьёзной: депрессия и приступы паники постоянно тревожили девушку.
Сегодня учёными установлено, что социальная изоляция пагубно влияет на здоровье человека. Одиночество подобного рода отражается на состоянии сна, зафиксировано расстройство мышления и внимания, барахлит иммунная система, появляется уязвимость к вирусным инфекциям и далее по списку.
Проводились многочисленные эксперименты по социальной депривации. Канадский нейропсихолог Дональд Хебб набрал добровольцев, в основном из числа студентов. Он хотел, чтобы они пожили в звуконепроницаемых помещениях от двух до нескольких недель. Напялили на них перчатки, очки, специальные подушки, для подавления шума. Уже через несколько часов у испытуемых начались приступы тревоги, многие просили вернуть возможность нормально чувствовать.
Через какое-то время добровольцев стали мучить галлюцинации, не только зрительные, но и слуховые. Одни слышали шарманку, другие - хоровое пение. У некоторых возникли тактильные иллюзии, словно их были током. Эксперимент прервали раньше положенного срока. Участники просто физически не могли этого вынести.
В 2008 году BBC повторило эксперимент: шесть человек оказались на 48 часов в камерах бывшего ядерного бункера. Результаты оказались схожими с предыдущими исследованиями.
К слову, животные невольно также стали участниками подобных исследований.
Американский психолог Гарри Харлоу в 60-ые годы помимо вопросов материнской связи изучал социальную депривацию на примере новорожденных макак. Он придумал специальную камеру, назвав ее «яма отчаяния», да, именно так. представляющую собой клетку со стальными стенками.
Обезьяна в полном одиночестве помещалась в эту «яму». Их держали там от 30 дней до года. В связи с чем их способность к любым социальным контактам практически была ликвидирована. Уже тогда Харлоу критиковали за неэтичность его методов.
Времена меняются, и не так давно нейробиолог Наоми Эйзнбергер провела эксперимент, дающий представление о том, что происходит в мозге в не такой жестокой, но похожей ситуации — в ситуации, когда нас исключают из группы.
Представьте простую компьютерную игру: Вы и ещё два игрока перекидываете друг другу мяч. Сначала всё идёт нормально, но затем вас начинают игнорировать и перебрасывают мяч только между собой. (участникам эксперимента говорили, что другими игроками тоже управляют люди, но на самом деле все действия за них выполняла программа).
Добровольцам во время эксперимента сканировали мозг. В момент исключения из игры активировались его участки, отвечающие за боль. Другими словами, для мозга социальное исключение равнозначно физической боли.
Этот факт указывает на важность социальных связей с точки зрения эволюции, именно поэтому мы объединяемся в группы, общаемся и взаимодействуем с окружающими.
Полная изолированность может уничтожить сознание человека, но не стоит недооценивать наши возможности. Даже слабые импульсы внешней среды становятся материалом для мозга, что иногда выливаются в несуществующие вещи. И иногда это то, что нужно.
Эллен Макартур установила рекорд кругосветки, проплыв вокруг света за 71 день. Свой тримаран, на котором она совершала путешествие, она назвала Моби. И выступая с лекцией на ТЭДе, она повторяла: «Мы» сделали это, давая всем понять, что тримаран для неё друг и напарник.
Перед вами защитная реакция организма, которая помогает выжить. Изучение подобного поведения крайне важно, особенно, когда это касается долгосрочных космических путешествий: мы тут вообще-то на Марс собираемся, а путь-то неблизкий.
Несколько лет назад шестеро учёных успешно прошли годичное моделирование жизни на Марсе, проводимое НАСА в горах на Гавайях. После выхода из купола все члены исследования заявили о том, что полеты на Марс вполне реальны, все технологические и психологические проблемы можно преодолеть. Их опыт выступает в этом плане вполне весомым доказательством.
Сегодня социальная депривация может выступать методом насилия, обоснованной необходимостью, средством релаксации в виде депривационных камер, или вовсе стать частью искусства. Известная на весь мир сербская художница Марина Абрамович, организовала перфоманс «Генератор».
В помещении галереи вам завязывают глаза и дают наушники, чтобы вы не слышали ничего постороннего. В зале может быть максимум 68 человек, но когда вы принимаете в этом участие, вы не знаете сколько людей окружает вас. Может быть вы и вовсе находитесь в одиночестве.
Изоляция может нанести непоправимый урон нашему организму, но вместе с тем не стоит недооценивать себя. Поэтому не забывайте стимулировать свой мозг полезными вещами, возможно, однажды, это вас спасет.
Свежие комментарии