Свежие комментарии

  • Olga Bel
    Умная статья. И совершенно шикарная картинка в конце: сразу 4 русых красавицы!!!!!!!!!Ваши дети – не де...
  • Алексей Корнеев
    И эта разрозненность является следствием влияния религий, которые незаметно, но настойчиво вносят хаос в направленнос...Почему нам стало ...
  • Алексей Корнеев
    Считаю, что дружбе, как и совместной жизни в семье мешает главный фактор - разрозненность в понимании мира.Почему нам стало ...

Героиня знаменитой картины «Незнакомка»

Героиня знаменитой картины «Незнакомка»

Картина «Незнакомка» со школьных лет знакома каждому, но мало кто знает историю девушки, позировавшей для знаменитого полотна. Софья — любимая дочь художника Ивана Николаевича Крамского — пережила предательство близких людей, смерть мужа, и сама умерла при странных обстоятельствах — от рыбьего яда.

Незадолго до своей кончины она вернулась в родной Петербург из ссылки, куда ее отправили по ложному обвинению. Реабилитировали Софью только в 1989 году.

Софья была единственной девочкой в семьей и, возможно, поэтому любимицей отца. Она родилась предположительно в 1866 году, по другим данным — в 1867. Дочь художника окончила обычную гимназию, но с детства интересовалась живописью. Отец поощрял увлечение девочки и с ранних лет обучал ее своему делу.

Она была его музой — мужчина написал немало портретов любимой дочери, хотя окружающие считали ее некрасивым ребенком.

После болезни ее коротко остригли, но даже тогда девочка-подросток с ежиком на голове на его картинках представала большеглазой красавицей.

Софья была сверстницей дочерей Третьякова Веры и Саши. Девочки сдружились. По воспоминаниям сестер, повзрослев, Соня расцвела. У нее появилось немало поклонников.

— Соня была некрасива, но с умным, энергичным лицом, живая, веселая и необычайно талантливая к живописи… В 16—17 лет Соня… похорошела, волосы отросли.

Фигура у нее стала длинная, тонкая. Она прекрасно танцевала. Ее веселость, остроумие и entrain (притягательность, обаяние) привлекали к ней много поклонников.

Грациозностью девушки восхищался ученик Крамского Репин, за ней ухаживал Альберт Бенуа, но Соня отвергла его, посчитав 30-летнего мужчину слишком старым.

В женихи она выбрала молодого врача из известной медицинской династии — Сергея Боткина. После помолвки Крамской написал их парный портрет.

Но свадьба не состоялась. Боткин влюбился в близкую подругу Софьи — Сашу Третьякову. Он расторг помолвку с Крамской и сделал предложение новой возлюбленной. Девушка согласилась, и пара поженилась.

Софья нашла в себе силы простить обоих и сохранить дружеские отношения с Сашей. Но удар оказался тяжелым.

От тоски Софья спасалась работой, она всерьез занялась живописью.

Отец заметил успехи своей талантливой ученицы.

«Между Соней и ее отцом была редкостная дружба, переходившая в обоюдное обожание», — так об их отношениях писала подруга Софьи Вера.

В 1884 году Крамской вместе с дочерью отправился за границу.

Он был серьезно болен, а она страдала от пережитого.

Во Франции девушка много времени проводила за рисованием этюдов на природе. Крамской отметил, что мастерство Софьи заметно выросло: «Дочка моя, известная… ветреница, начинает подавать мне серьезные надежды, что уже есть некоторый живописный талант».

Художник понимал, что ему осталось недолго, и беспокоился за любимую дочь.

Незадолго до смерти он сказал: «Девочка, а как сильна, как будто уже мастер. Подумаю иногда, да и станет страшно… личная жизнь грозит превратиться в трагедию».

Личная жизнь у Софьи действительно долгое время не складывалась. Только в 1901 году, когда отца уже давно не было в живых, она вышла замуж за петербургского юриста финского происхождения Георгия Юнкера.

Софья добилась признания. Она писала царскую семью: императора, императрицу, их детей, прежде всего цесаревича, и других родственников. Талантливую портретистку осыпали заказами, но большинство из ее работ утеряно в годы революции.

Софья принимала участие в выставках высокого уровня, работала иллюстратором, много помогала своему мужу, который собирал материалы о декабристах. Книга с его исследованиями так и не была опубликована.

В 1916 году мужчина скончался, вслед за этим началась революция, потом Гражданская война, в 1919 не стало матери Софьи.

Женщина пыталась приспособиться к произошедшим в стране переменам, ей было уже за 50.

В 1918 году Софья устроилась на работу в художественно-реставрационные мастерские Главнауки.

Ей пришлось стать организатором антирелигиозного музея Зимнего дворца и делать иллюстрации для издательства «Атеист», несмотря на глубокую веру в бога.

Своих взглядов Софья не скрывала. Она помогала своим знакомым, которые после переворота в стране остались без жилья, имущества и каких бы то ни было доходов.

Сердобольная женщина устраивала подруг по прошлой жизни на работу, пусть даже со скромным жалованием.

Помощь ближнему и веру в Бога вменили в вину пожилой художнице.

Ее арестовали 25 декабря 1930 года по подозрению в контрреволюционной пропаганде. Попытки не дать подругам умереть с голоду власти сочли созданием «контрреволюционной группировки из бывшей знати, ставившей себе целью проведение своих людей в разные советские учреждения на службу для собирания сведений о настроениях…». Положение Софьи усугубляла ее религиозность.

Юнкер-Крамскую признали «чуждым элементом» и приговорили к трем годам ссылки в Сибирь. У женщины случился инсульт из-за потрясения, ее парализовало.

Четыре месяца она провела в тюремной больнице, после чего ее отправили по этапу в Иркутск. Полупарализованную Софью с ухудшением состояния здоровья отправили в Красноярск.

15 октября 1931 года она написала из красноярской больницы Екатерине Павловне Пешковой, которая помогала политзаключенным.

Пожилая женщина рассказала о перенесенных операциях и о том, что старается быть полезной, несмотря на тяжкий недуг. Она продолжала работать иллюстратором и фотографом.

В Красноярске у нее случился второй приступ, после которого парализовало всю левую сторону.

Софья просила хотя бы позволить ей остаться в Красноярске, пока не станет легче, если вернуться в родной Ленинград было нельзя. Она продолжала работать здоровой рукой.

Последние строки письма полны отчаянием:

«— Я могла делать ошибки в своих суждениях, могла что-нибудь не так правильно оценивать, могла криво судить о положении вещей, но преступления я не совершала никакого — и сознательно так горячо любя свою страну, после смерти мужа (он был финляндским подданным) — переменила свои бумаги на русские, подписав тогда уже отказ от каких бы то ни было претензий на имущество.

Было даже смешно поступить иначе. Помогите мне! Я написала просьбу о помиловании М. И. Калинину. Я прошу Вашего содействия.

Я оправдаю милость, если мне она будет дарована, могу уверить в этом Вас. Я честно проработала 40 лет.

Тяжко последний, быть может очень короткий срок — чувствовать себя — так наказанной… Я собрала последние силы, чтобы написать Вам все это…»

28 февраля 1932 года ее дело отправили на пересмотр в связи с болезнью и тем, что осужденная «не представляет… социальной опасности». 25 марта 1932 года женщина вернулась в Ленинград.

Она горяча поблагодарила свою спасительницу и пообещала работать, пока силы не оставят ее.

Спустя год художница скончалась при загадочных обстоятельствах. По словам брата, она уколола палец рыбьей костью, когда чистила селедку, и «умерла от рыбьего яда».

И только в 1989 году Софью реабилитировали.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

))}
Loading...
наверх