С давних времен мужчины уделяли большое внимание своему костюму и внешности. В этот вопросе они не оставали от дам. Они носили высокие каблуки, затягивались в корсеты вплоть до XX века, носили такие "женские" аксессуары, как муфты, а на отделки в виде кружева и драгоценных пуговиц на камзолах тратили целые состояния. Мужской костюм часто обходился своему владельцу недешево: в арсенале модников были драгоценные ткани и отделки, вышивка золотом и камнями, необыкновенной красоты и тонкости кружева, бриллиантовые пуговицы и так далее. Порой мужской костюм по обилию декора и пышности превосходил женский. Иногда излишества и чрезмерность в костюме ограничивали церковь и король, регламентируя все детали костюма, но в некоторые периоды модники опять появлялись, возмущая и потешая окружающих.
При Людовике XIV в моду вошли огромные парики с длинными волосами:
Мужские портреты времен Людовика XIV
Мужчины трепетом относились не только к своей прическе, но и к коюстюму. Силуэт мужского жюстокора напоминал женский - узкий в талии и сильно расклешенный снизу. Полы сюртука подрезают спереди, а после 1740 года их начинают укреплять китовым усом или проклейкой холстом, чтобы они оттопыривались, поэтому сюртук стал походить на укороченный вариант женского кринолина.
Изображения Людовика XV
Изображение 1760-х годов
Во Франции мужчин-модников называли петиметрами, в Англии XVIII века – макарони, так как после поездок в Италию многие следовали ее более яркой моде в одежде, в России они назывались щеголями.
Петиметры даже упоминались в русской литературе:
"Почитается он (французский принц) первым петиметром, и все молодые люди подражают его тону." Д.И. Фонвизин.
"Петиметр... взирая на себя в большое стенное зеркало... всего вокруг себя осматривает, множество раз во все стороны повертывается, поднимает и опускает голову, коверкается, кривляется, ломается." И.А. Крылов.
Модник представлял собой забавное зрелище - сюртук и панталоны в обтяжку, туфли на каблуках и громадная сложная прическа. Не зря в моду тогда вошли тросточки - при таком смещении центра тяжести, да еще и на каблуках, удерживать равновесие давалось с трудом. Он был, к тому же, напудрен, нарумянен и напомажен.
Мужчины-модники к середине XVIII века сменили парики с длинными волосами на высокие прически, почти как у дам. А оставшиеся волосы собирали в валики и специальные мешочки, украшая их лентами. В отличие от конца XVII - начала XVIII века, эпохи мушкетеров и Людовика XIV, в XVIII веке ничего мужского во внешнем облике модного молодого человека не оставалось - это было субтильное жеманное существо, особенно по контрасту с женщинами в громадных кринолинах. Все они отличались от окружающих экстравагантностью и яркостью своих нарядов. Модники конца XVIII века любили резкие, яркие сочетания цветов и высоченные прически, практически как у дам.
Было множество карикатур, осмеивавших эту моду:
Карикатуры конца XVIII века
Каждый модник стремился иметь своего личного парикмахера, так же, как и дамам, волосы им начесывали на каркас и завивали. Пудру для причесок употребляли всевозможных цветов, надевали пеньюар и держали длинную маску с пластинками слюды против глаз, пока парикмахер обильно пудрил волосы. Существовали даже специальные шкафы-комнатки, где сверху сыпалась пудра. Расход пудры был колоссальным. В Пруссии, например, в конце XVIII века 9 миллионов ее жителей расходовали 91 миллион фунтов пудры в год.
Позже такие прически сменились на более скромные парики.
Карикатуры, изображающие процесс создания мужской прически
Автор: Марина Салдаева
Свежие комментарии