Ниже приведена цитата из книги "Антисоветский проект" (С.Г. Кара-Мурза, М.,2002). Автор анализирует рузультаты социологического исследования (         «Мировоззрение населения России после перестройки: религиозность, политические, культурные и моральные              установки», 1990-92 гг., выборка 2250 чел.
):        
  
      Перейдем от «массы» к тем, кто радикально отрицает державность и стабильность (и уж тем более наше советское прошлое) — к той среде, которая и порождает «новых русских». Здесь мы выберем лишь одно, но очень важное качество — религиозное отщепенство . Отказ как от любой традиционной религиозности («веры в бога»), так и от советского атеизма. Вот некоторые выводы из работы, подтвержденные массой таблиц: «Показателен повышенный интерес к нетрадиционным формам религиозности новой группы нашего общества — коммерсантов и бизнесменов.    Cреди них наиболее высока доля людей с ярко выраженным неопределенным, эклектичным паранаучным и парарелигиозным мировоззрением. Именно в этой, социально очень активной, группе самое большое число верящих не в Бога, а в сверхъестественные силы — 20%».   
И далее: «Как и в исследовании 1991 г, наиболее прорыночной группой населения проявили себя „верящие в сверхъестественные силы“. Эти „верящие в сверхъестеcтвенные силы“, оккультисты — основная мировоззренческая социальная база борцов с коммунистическим государством — и сейчас чаще других выступают за распад СНГ и Российской Федерации».
Резкий отрыв «нового слоя» от массы произошел в представлениях о справедливости и морали. «Новые русские» — это люди активного молодого возраста с высоким образовательным уровнем. В этой категории были наиболее распространены эгоистические и антипатриотические установки. Авторы исследования пишут: "Опросы 1990‑1991 г. показывали, что наиболее вовлеченная в массовую политическую борьбу и наиболее радикально‑демократическая группа — верящие не в Бога, а в сверхъестественные силы, 24% из них поддерживали “Демократическую Россию”, что намного превосходило и верующих, и атеистов”. И еще: " Вера в НЛО, cнежного человека, телепатию сильно связана с ценностями первого периода радикально‑демократического движения — антикоммунизмом, желанием похоронить СССР, приоритетом прав человека и рынка ”.
Внутренняя противоречивость установок этой группы видна и в том, что «права человека» для нее — лишь политический инструмент. На деле ее отличает нетерпимость, причем даже в национальных отношениях: «В исследовании 1991 г. мы отмечали, что „верящие не в Бога, а в сверхъестественные силы“, несмотря на весь свой радикальный демократизм, были в отношении к большинству различных народов наименее толерантной группой. И эта их особенность за прошедший год лишь усилилась».
И, наконец, важный штрих, но связанный с целым. Вот вывод авторов: «Как и по многим другим проблемам, в области сексуальной морали самые либеральные — „оккультисты“ — верящие в сверхъестественные силы. По всей видимости, они — носители достаточно последовательной культуры „вседозволенности“: чаще других отрицают свою ответственность перед государством и обществом — „каждый за себя“, обладают низкой трудовой этикой, высокой национальной нетерпимостью и не признают никаких границ в области секса».
Это — первый, очень приблизительный духовный портрет «новых русских» .Таким образом, на вопрос, вынесенный в заглавие, можно ответить положительно: "Да, связана".
Следующий вопрос о том, какова же природа этой связи. Считаю уместным высказать некоторые соображения. Коммунистическая идеология, отрицающая Бога, как неоднократно подмечалось многими исследователями, частично взяла на себя в советском обществе традиционные функции религии. Она сплотила советских людей, дала и кодекс моральных норм (но основанных не на мистическом, а на рациональном) и т.п. Представителю нынешней либеральной интеллегенции никакие моральные нормы не нужны в принципе, он за вседозволенность, которую называет "свободой". Поэтому он так яростно отрицает и традиционную религию и коммунизм. Но совсем без всего ему все-таки страшно, поэтому пустоту занимают разные духовные отбросы, псевдорелигиозный суррогат.
Свежие комментарии