Известно испокон веков, что тварей нет противнее глистов.
Само это слово - «глист» - уже при одном прочтении или произнесении вызывает чувство гадливости, а то и тошноты. Что совешенно справедливо. Эти твари паразитируют на всех многоклеточных организмах: животных и растениях. Вред от них настолько очевиден, что появилась тенденция объяснять чуть ли не все на свете хворобы – телесные и душевные – присутствием их, окаянных, в организме.
Поскольку по разным данным в человеке живут от 200 до 2000 видов паразитов, то не удивительно, что по другим разным данным от одной трети до 98% живущих на Земле людей имеют в себе хоть одного глиста.
Значит, главные враги рода людского распознаны, а если распознаны, значит изучены и должны быть истреблены. В общем-то человечество сражается с глистами всю свою историю, вполне, впрочем безуспешно до конца 19 века. Тогда появились первые реально эффективные лекарства. А с начала века двадцатого глистов стали истреблять жестоко, беспощадно и довольно успешно. Настали новые времена.
А с новыми временами – новые хворобы. И вдруг стали довольно частыми старые, но в старину – редкие.
Самый впечатляющий пример такой новой напасти – болезнь Крона, названная по имени американского гастроэнтеролога Беррила Крона, который в 1932 году описал 18 случаев этого заболвания. Люди, у которых пищеварительная система поражена этим заболеванием – истинные великомученники. Лекарств, реально излечивающих эту болезнь, нет. Иногда с целью спасения жизни прибегают к хирургии, удаляя значительную часть кишечника.
Очень похожа на болезнь Крона другая напасть, впервые описанная в середине 19-го века: язвенный колит (в России – неспецифический язвенный колит). Разница в том, что тут поражение ограничивается толстой кишкой. Многочисленные кровоточащие язвы в кишке превращают жизнь больного в ад. Радикального лечения нет.
Болезнь Крона и язвенный колит относятся к группе так называемых аутоиммунных болезней, в которую входят такие бичи рода человеческого, как ревматизм, ревматоидный полиартрит, сахарный диабет первого типа, рассеянный склероз, псориаз, болезнь Бехтерева... всего несколько десятков болезней, поражающих практически все ткани и органы человека.
Все эти, на первый взгляд очень разные недуги объединяет нечто общее – механизм развития.
При аутоиммунных болезнях система иммунитета, предназначенная охранять организм от вторжения извне: от микробов, вирусов, грибков, ядов..., ведёт себя как кот Василий из басни Сергея Михалкова, который «жрал то, что должен был стеречь». Она ни с того, ни с сего атакует ткани собственного организма, что приводит к тяжелым и даже смертельнымрасстройствам.
Когда эпидемиологи заинтересовались настолько стремительным ростом заболеваемости аутоиммунными хворобами в 20 и 21 веке, что наш век объявлен «Веком аутоиммунных заболеваний», выяснились вещи воистину удивительные. Оказалось, что горожане болеют чаще сельских жителей, граждане развитых стран – чаще, чем граждане отсталых, богатые – чаще бедных, а представители совсем уж отсталых племен (с позволения сказать, «дикари») вообще не страдают от этих напастей. А в Южной Корее и Японии, где население совершило настоящий скачок от бедности к богатству, сейчас наблюдается чуть ли не эпидемия этих болезней. В бедной Северной Корее в этом отношении ничего не изменилось.
Мало того! Если сельский житель переселяется в город, бедняк богатеет, житель колонии оказывается в метрополии – риск заболеть аутоиммунной болезнью возрастает прямо пропорционально росту уровня жизни! Генетика тут не при чём, поскольку речь идёт об одних и тех же людях. Ну, не меняется же генотип, скажем, у крестьянина эфиопа, который из своей несчастной нищей страны перебрался в благополучный Израиль. А что меняется?
А меняется уровень гигиены. Состоятельный горожанин живёт чище, питается лучше и больше внимания уделяет своему здоровью. Он попадает в сферу внимания профилактической медицыны: чаще сдаёт анализы, обследуется и по возможности устраняет всевозможные выявленные отклонения от нормы. Разумеется, он избавляется от обнаруженных паразитов, тем более, что в подавляющем большинстве случаев это совсем несложно. Медицина располагает надёжными противоглистными лекарствами. Он питается чистыми, хорошо промытыми фруктами и овощами, в его жилище нет мух и прочей шестиногой дряни, он регулярно моет руки и...?
И что? Взамен каких-то занюханных остриц-аскарид получает приводящие к мучительной смерти недуги вроде язвенного колита или болезни Крона?
Оказалось, что именно так. Даже домашние животные, которых заботливые хозяева избавляют от глистов с помощью, скажем, Ивермектина, начинают страдать от очень похожих болезней.
Для понимания этих, парадоксальных - на первый взгляд, явлений, следцует сначала разобраться, как взаимодействует паразит с организмом-хозяином. Совершенно очевидно, что стоящая на страже биологической индивидуальности иммунная система должна немедленно атаковать незваныхпришельцев. Но она почему-то их не замечает или реагирует очень вяло, что в большинстве случаев выражается в небольших изменения формулы крови.
Оказывается, окаянные глисты защищаются, поставляя в организм хозяина вещества, снижающие активность иммунной системы и тем самым не позволяют развиться иммунному ответу, который уничтожил бы их или изгнал, что, в общем-то для них одно и тоже.
За многие миллионы лет взаимодействия паразитов и "хозяев" между ними выработался своеобразный вооружённый нейтралитет. Организм хозяина умеренно атакует паразита, а тот в ответ ослабляет направленное против него оружие. В результате: паразит не слишком сильно вредит хозяину, ибо с его смертью погибнет и он сам (оставим в стороне случаи промежуточного носительствах - там всё иначе), а хозяин не тратит слишком много сил на борьбу с паразитом. Нет в природе живых существ - от крохотного моллюска до гигантского кита - свободных от паразитов. Это означает, что в процессе эволюции все потенциальные "глистоносцы", в том числе и человек, разумеется, заранее настроены на борьбу и производят соответствующее оружие.
И вдруг, практически мгновенно даже с исторической, не только эволюционной, точки зрения: за считанные десятилетия паразиты исчезают. Для оборонительного оружия не находится применения. И с организмом происходит то, что с любой бездействующей армией - начинаются беспорядки. Иммунная система атакует собственный организм и раскручивается маховик аутоиммунной болезни.
Такова гипотеза. С целью её проверки в 1997 году исследователи из университета в штате Айова отобрали семь человек, страдавших язвенным колитом и болезнью Крона в настолько тяжёлой форме, что им не помогали никакие лекарства, и скормили им яйца глистов, обитающих в кишечнике животных, но не вызывающих болезней у человека. Через несколько недель у шести больных наступила полная ремиссия, то есть исчезли все признаки болезни. Название вида использованных в опыте глистов пока держится в секрете.
В литературе встречаются несколько упоминаний об успешных опытах такого рода. Во всех случаях для заражения использовали паразитов, которые сами по себе не представляют опасности и легко уничтожаются обычными средствами.
Например, известен случай, когда больной язвенным колитом выздоровел, заразившись червём власоглавом (довольно распространенным паразитом). После лечения антигельминтными препаратами и изгнания этого глиста, болезнь вернулась. А после повторного заражения власоглавом, признаки язвенного колита снова исчезли.
Калифорнийские исследователи получили аналогичную картину, работая с обезьянами, страдавшими от хронической диареи - болезни, напоминающей человеческий язвенный колит. И тут заражение власоглавом привело к излечению от диареи.
Чтобы не тратить время и силы на пересказ хорошего текста, приведу цитату из увлекательной книги замечательного писателя - популяризатора современной биологии Карла Циммера "Паразиты: тайный мир".
"Не исключено, что избавление от паразитов связано с резким подъемом и других расстройств иммунной системы, таких как аллергии. До 20% населения развитых стран страдает различными аллергиями, тогда как в других частях света эту болезнь отыскать трудно. Поскольку обобщения в данном случае делать трудно, тем более при сопоставлении ситуации в разных странах, иммунолог Нил Линч провел подробный анализ закономерности распространения аллергий в одной стране—Венесуэле. Он изучил зажиточных горожан в домах с водопроводом и канализацией и сравнил их с бедными венесуэльцами из трущоб. Среди богатых аллергиями страдали 43%, а кишечными червями—всего 10%, причем в легкой форме. У бедняков аллергии встречались вдвое реже, зато глисты—вдвое чаще. А когда Линч принялся за изучение венесуэльских индейцев, живущих в дождевых лесах, эта закономерность проявилась еще ярче: 88% индейцев были заражены паразитами, зато аллергия у них не встречалась вовсе. Не исключено, что без смягчающего влияния паразитических червей наша иммунная система склонна к излишне резкой реакции на безвредные частицы кошачьей перхоти и плесени."
Очень интересные результаты были получены в аргентинском Институте неврологии. Там наблюдали больных рассеянным склерозом.Это неизлечимое аутоиммунное заболевание центральной нервной системы, при которой активные иммунокомпетентные клетки разрушают миелиновую оболочку нервных волокон, нарушая проведение нервных импульсов и тем самым дезорганизуя работу мозга. Болезнь протекает со спонтанными обострениями и ремиссиями. Исследователи наблюдали группу из двадцати четырёх больны рассеянным склерозом, половина из которых была свободна от кишечных паразитов, а вторя половина являлась носителями обычных, широко распространенных глистов.
За время наблюдения в первой группе случилось 56 обострений, а к концу срока у 10 из 12 больных отмечено значительное ухудшение состояния.
В группе заражённых глистами наблюдалось только 3 серьёзных обострения, а ухудшение состояния отмечено всего у двух больных из двенадцати. Авторы исследования полагают, что гельминты, снижая активность иммунной системы для собственного выживания, тем самым облегчают течение аутоиммунных заболеваний.
В опытах на животных было показано благотворное влияние кишечных паразитов на течение аллергических заболеваний лёгких. Отмечено также, что вытяжка из гельминтов облегчает состояние животных с сахарным диабетом. Предположительное объяснение этому явлению состоит в том, что при глистной инвазии активизируются лимфоциты группы ТН2, что приводит к снижению активности лимфоцитов группы ТН1, ответственных за аутоиммунные заболевания.
Ещё один интересный поворот темы - это механизм извлечения пользы глистами из организма-хозяина. Некоторые из этих вредных созданий питаются кровью. Так, например, анкилостома прогрызает слизистую оболочку кишечника, добирается до кровеносного сосуда отсасывает порцию крови. Потом она перемещается в другое место. Естественно, в ответ на травму запускается механизм свёртывания крови, образования сгустка - тромба. Такое развитие событий анкилостоме крайне невыгодно. Сгусток заткнёт ей рот. Поэтому она запускает какой-то механизм, препятствующий свёртыванию крови именно в том месте, где питается паразит. Если бы она выпускала в кровь какой-нибудь антикоагулянт вроде Гепарина, то после того, как насытившийся паразит отвалится, кровотечение бы продолжалось. К тому же общее уменьшение свёртываемости грозит увеличением риска гибели хозяина от травм. И то, и другое паразиту во вред, поскольку ему нужен живой кормилец. Поэтому, стоит анкилостоме "отойти от кормушки", кровотечение моментально прекращается.
Несколько фирм работают сейчас над созданием лекарства для управления свёртываемостью по "рецепту" анкилостомы.
Всё это, конечно, очень хорошо и замечательно, но другие исследования показали, что далеко не все глисты одинаково полезны. Многие из них только опасны м вредны, а "полезные" могут очень и очень по разному действовать на организм. Ка всегда, дьявол прячется в подробностях.
Хочу только отметить в заключение: если обнаружены глисты, но их присутствие в организме не проявляется болезнью, не стоит пускать в ход "тяжёлую артиллерию" и стремиться поскорее избавиться от них. Как бы не поубивать своих защитников.
Свежие комментарии