На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Eduard
    Собаки не виноваты что у них нет дома,они тоже кушать хотят.Что делать при вс...
  • Малик Гумеров
    Кому что , кому за вшами ... !    1000-ми лет обходились !                     Лиши сегодня женщин примитивного комфо...Гигиенический воп...
  • Светлана Рыбчинская
    Гостоподи!(так мой внук говорит)ну не о чем больше писать.Тема очень важная.Докатились уже до ручки."Афтор" на больше...Гигиенический воп...

Крепче за баранку держись, шофер

Музыка в автомобиле напрямую влияет на поведение водителя на дороге. Научные данные подтверждаются практикой — не берите с собой в поездку любимые песни, это может быть опасно.

Музыка повсюду. Даже не будучи меломаном, человек постоянно слышит ее — она звучит в кино и на телевидении, в телефоне, когда вы ждете на линии, доносится из-за стены от соседа, наслаждающегося новыми колонками.

С тех пор как выяснилось, что с помощью музыки можно управлять поведением людей, этим стали активно пользоваться владельцы магазинов и закусочных, психотерапевты. Но влияет на наше поведение и та музыка, которую мы выбираем по своему вкусу.

Редкий водитель не слушает в машине музыку — любимая радиостанция или набор компакт-дисков в бардачке верные спутники и в пробках, и в дальней монотонной дороге. По данным опроса популярного автомобильного портала,  в котором приняли участие более 7 тысяч человек, почти 97% водителей слушают музыку в машине.

Обратим внимание на два недавних исследования, посвященных влиянию музыки на водителей. Одна работа была выполнена израильскими учеными из университета Бен-Гуриона. В поле зрения доктора Уоррена Бродского, давно занимающегося психофизиологическими аспектами влияния музыки на людей, попали начинающие водители-подростки 17-18 лет, получившие права за 7 месяцев до начала эксперимента. Молодые люди предпочитают музыку громкую, энергичную — хип-хоп, рэп, рок, в том числе и за рулем. Так вот, 85 молодых израильтян  сели за руль незнакомой им машины в сопровождении опытных инструкторов. Каждый испытуемый совершил шесть поездок по 40 минут каждая: две под музыку, которую молодые люди выбрали сами и с той громкостью, которой они обычно ездят, две в тишине и две под композиции, которые, по мнению исследователей, не отвлекают водителя от дороги.

Оказалось, что в 98% случаев начинающий водитель, наслаждающийся любимой музыкой на полную громкость, делает ошибки. Вождение в тишине немного улучшило ситуацию (8% поездок обошлись без нарушений), а при прослушивании спокойных лирических композиций, специально подобранных авторами исследования число ошибок снизилось на 22% процента  (все-таки не только в музыке дело). Основные ошибки: превышение скорости, несоблюдение расстояния до впереди идущей машины, выезд на обочину, выезд на встречную полосу и отрыв рук от руля. Почти все водители совершили не менее трех ошибок за одну поездку. В 32% случаев пришлось вмешаться инструкторам, вплоть до экстренного торможения и маневрирования, чтобы избежать серьезной аварийной ситуации.

«Большинство водителей слушают музыку во время движения. Молодые люди в возрасте от 16 до 30 лет предпочитают поп, рок, хип-хоп и рэп на довольно большой громкости. И они при этом не думают о том, что их мозг все время переключает внимание с процесса вождения на восприятие музыки» — рассказывает доктор Бродский.

Но страдают от неправильного выбора музыки и ее громкости не только новички за рулем (хотя и это исследование выполнено на довольно молодых людях  — чуть за 20). Американо-нидерландская команда ученых исследовала, как влияет на вождение резкий переход от одного музыкального стиля к другому. Оказалось, что в тот момент, когда происходит резкая смена музыкального сопровождения (скажем, после лирической песни  — бодрый ритм,) вероятность того, что водитель пересечет двойную сплошную или превысит скорость, значительно понижается.

Авторы исследования рекомендуют тем, кто собирается в дальнюю дорогу, тщательно составлять плейлист и не полагаться на радиостанции. Разумеется, в соответствии с личными предпочтениями — если музыка будет вас раздражать, то терапевтический эффект будет ровно противоположным. А в будущем, мечтают исследователи, мог бы появиться умный проигрыватель, который подбирал бы музыкальные композиции в зависимости от настроения водителя. Считается, что оптимальная громкость музыки для вождения составляет от 55 до 65 децибел, а идеальный темп должен имитировать темп биения человеческого сердца  —  от 60 до 80 ударов в минуту.

В том же исследовании, опубликованном недавно в журнале «Ergonomics», ученые поинтересовались мнением испытуемых о том, под какую музыку им ехать приятнее. Оказалось, что при прослушивании позитивной, энергичной музыки, водители ощущали себя более удовлетворенными, чем при прослушивании спокойных композиций. И в то же время под бодрую музыку совершали больше ошибок: под быструю музыку хочется все делать быстрее, в том числе и ехать, а скорость — источник многих бед на дороге. Объясняется это тем, что бодрая музыка, в которую человек вслушивается, забирает на себя ту часть внимания, которое должно быть уделено дороге. А на непритязательную фоновую мелодию не отвлекаются, и все внимание уходит в нужное русло.

«Непредсказуемость эфира через слух держит мозг в тонусе. Многие за рулем предпочитают не музыкальное, а разговорное радио, причем на низкой громкости, чтобы просто создавался звуковой фон. Это я бы посоветовал и начинающим водителям. Кроме того, так человек учится слышать машину и улицу — не пропустит ни настораживающий стук в подвеске, ни сигнал другого водителя»,  — считает  композитор Дмитрий Савари, который много лет увлекается автоспортом и экстремальным вождением.  — Музыка  это язык, несущий в себе явно или неявно выраженную информацию. Если звучит хорошая песня, где есть и приятная мелодия, которую хочется слушать и слова, в которые хочется вслушиваться, то представьте, что с вами одновременно разговаривают на двух языках, и вы пытаетесь понять обоих собеседников. И да, при этом вы еще и ведете машину. Внимание постоянно переключается с одного на другое, и водитель может легко допустить ошибку».

Автор: Юлия Смирнова

Картина дня

наверх