Здоровый образ жизни со всеми его ограничениями кажется изобретением ХХ века. Пробежки и сбалансированное питание плохо вписываются в наши представления о жизни людей минувших эпох — однако многие принципы ЗОЖ были выработаны не одну тысячу лет назад, и врачи прошлого нашли немало способов для их продвижения.
Что рекомендовали нежелающим болеть средневековые трактаты и почему считалось, что судьба страны напрямую зависит от диеты короля?Античность: ЗОЖ для избранных
Люди издавна знали, что образ жизни влияет на здоровье. Сведения о том, что избыток «дурной пищи» может приводить к болезням, встречаются уже на глиняных табличках Древней Месопотамии. Врачи Древней Греции свели эти взгляды в полноценную теорию, которая развивалась параллельно с главным медицинским учением Античности — представлением о четырех жидкостях-гуморах, текущих в человеческом теле. К ним относили кровь, флегму, желтую и черную желчь. Каждая из жидкостей обладала двумя основными качествами: была холодной либо горячей, влажной либо сухой. Каждому качеству соответствовал определенный элемент, которых тоже было четыре: горячие вещества были связаны с огнем, холодные — с воздухом и т. д. В эту схему встраивались и хорошо знакомые нам темпераменты: холерический, сангвинический, флегматический и меланхолический (впрочем, некоторые античные врачи выделяли до девяти темпераментов).
Считалось, что в здоровом организме все четыре телесные жидкости находятся в состоянии равновесия — эукразии. Если же какого-то из гуморов становилось слишком много либо, наоборот, не хватало, баланс нарушался и организм переходил в состояние дискразии.
Поскольку гуморы были связаны едва ли не со всеми процессами, происходящими в теле, дискразия вела к самым разным болезням и в целом ослабляла человека. Эту теорию сформулировал Гиппократ и его последователи, а окончательно она закрепилась в трудах знаменитого древнеримского врача Галена.
Как же человек мог повлиять на равновесие своих телесных соков и при чем здесь ЗОЖ? Лекарства от дискразии античные врачи не нашли, да и не пытались. Многие из них считали, что медикаменты могут избавить пациента от неприятных симптомов, но восстановить утраченный баланс гуморов одними лекарствами не получится — слишком многое требуется исправить. Большинство причин дискразии, по мнению последователей Гиппократа, было связано с образом жизни человека. Равновесие могло пошатнуться из-за комбинации множества внешних факторов, значит, чтобы вернуть его, требуется не одна волшебная таблетка, а долгий кропотливый труд.
Согласно Гиппократу и Галену, четыре качества были присущи не только жидкостям человеческого тела, но и многому из того, что окружает людей. Например, холодными или горячими могли быть определенные продукты, каждый обладал своим набором характеристик. Таким образом, если врачу казалось, что его пациент страдает от обилия холодной черной желчи и поэтому склонен к меланхолии, в его рацион добавляли «горячей» пищи, например вина или некоторых пряностей.
Разумеется, любому античному доктору этот пример показался бы слишком упрощенным. Еда — лишь один из десятков грузов на весах здоровья. Чтобы вернуть утраченный баланс гуморов, человек должен был пересмотреть весь образ жизни: режим дня, рацион, уровень физической активности и даже эмоции, которые он чаще всего испытывал. Следить за этим под контролем врача, конечно, могли позволить себе немногие: как и сегодня, персонализированное наблюдение стоило дорого.
Средние века: ЗОЖ (почти) для всех
Средневековье чтило авторитеты прошлого, так что фигуры Гиппократа и Галена оставались важнейшими ориентирами для лекарей новой эпохи. Они, как и предшественники, старались внимательно следить за тем, как живут их пациенты.
Во второй половине первого тысячелетия нашей эры центры медицинского знания переместились на Восток: тон задавали врачи, писавшие на сирийском, а затем — на арабском. Знаток обоих языков Хунайн ибн Исхак (IX век), видимо, был одним из первых, кто систематизировал греко-римские знания о факторах, влияющих на эукразию. Он выделил три группы таких факторов. Переводчик арабских медицинских трудов Константин Африканский дал этим группам латинские названия, под которыми они и стали известны начиная с XI века. К первой группе, res naturales («врожденные обстоятельства»), относили четверки элементов, качеств и гуморов, а также органы человеческого тела. Во вторую группу вошли res contra naturam («обстоятельства вопреки природе»), то есть болезни, их причины и последствия. Третья группа, sex res non naturales («шесть неврожденных обстоятельств»), касалась образа жизни.
Первым таким фактором был «воздух» (лат. aer), то есть качество воздуха там, где находится человек. Благоприятными считались места, где воздух не застаивается, но нет и опасных сквозняков. Затем шли «движение и отдых» (motus et quies), «пища и питье» (cibus et potus), «сон и бодрствование» (somnus et vigilia), «насыщение и опорожнение» (repletio et evacuatio, к ним относилось всё связанное с телесными выделениями, в том числе гигиенические процедуры и секс) и, наконец, «устремления души» (accidentia animi), то есть эмоции.
Страницы рукописного «Салернского кодекса здоровья», раздел о качестве воздуха, XIV век, Национальная библиотека Неаполя, Ms. XIII. C. 37.
«Врожденные» факторы зависели от природы, а несовершенная медицина защищала далеко не от каждой болезни. Поэтому в центре внимания средневековых врачей оказались «неврожденные обстоятельства», поскольку только на них человек той эпохи действительно мог влиять. Правил, регулирующих эти факторы, становилось всё больше, и со временем они оформились в особый жанр словесности.
Европейские сборники советов по здоровому образу жизни назывались regimen sanitatis. Они появились во второй половине XIII века, но особый интерес к ним проснулся в XIV столетии, после того как Евразия пережила черную смерть — страшную эпидемию чумы.
Первые сборники составляли на латыни, но постепенно возникали и книги на народных языках. Жанр оставался популярным даже в XVI веке.
Некоторые сборники советов составлялись для конкретных людей, чаще всего для правителей. В таких regimen sanitatis к общим советам по здоровому образу жизни добавляли блок об особенностях здоровья адресата. Врач расписывал, как пациенту стоило регулировать «неврожденные обстоятельства» с учетом его телосложения, темперамента и пережитых болезней. Существовали и сборники для отдельных категорий пациентов — скажем, для путешественников или беременных женщин. Составители многих книг и вовсе давали только общие рекомендации, такие сборники часто создавали в университетах.
Regimen sanitatis открыли принципы здоровой жизни куда более широкой аудитории, чем сочинения античных врачей. Конечно, прочитать эти книги тоже могли далеко не все: рукописи стоили дорого, и грамотных людей в «широких массах» было не так уж много. Тем не менее в Средневековье идея здорового образа жизни распространялась и среди тех, кто не мог позволить себе личного доктора. Некоторые regimen sanitatis подчеркивали это, например знаменитый «Салернский кодекс здоровья», созданный итальянскими медиками. В самом начале текста, дав лишь несколько советов, его составители говорят:
…Будешь за этим следить, — проживешь ты долго на свете.
Если врачей не хватает, пусть будут врачами твоими
Трое: веселый характер, покой и умеренность в пище.Перевод Ю.Ф. Шульца
ЗОЖ для королей
Итак, regimen sanitatis создавались и для конкретных пациентов, и для «масс». Чтобы понять, какими были принципы здоровой жизни в Средневековье, стоит изучить и те, и другие тексты — мы начнем с «королевских». В кино и сериалах жизнь средневекового монарха часто изображают как постоянный круговорот боев, пиров и политических интриг. Как же в нее вписывались строгие правила regimen sanitatis? Историки выяснили, что многие правители прислушивались к советам врачей и старались по возможности выполнять рекомендации.
Португальский король Дуарте I (правил в 1433–1438 годах), ценитель философии и словесности, описал это в трактате «Верный советник» (порт. Leal Conselheiro).
Дуарте с юных лет привык следить за здоровьем: в молодости он стал жертвой меланхолии, а затем переболел чумой.
Многие менее страшные недуги сопровождали его всю жизнь — например, он описывал нечто очень похожее на синдром раздраженного кишечника. Учитывая всё это, король внимательно относился к своему образу жизни.
Известно, что он лично выбирал из разных «меню», составленных врачами. В его записях нашли несколько «планов питания», но в «Верный советник» король скопировал только одно «меню». Современные диетологи одобрили бы его выбор. Дуарте проигнорировал советы питаться одним только мясом и запивать его подслащенными напитками. Он остановился на диете, разрешающей вдобавок есть жирную рыбу, овощи и фрукты (даже «влажные» вроде вишни и персиков). Эти продукты считались опасными, особенно для меланхоликов: они сильно смещали баланс гуморов в сторону влаги и холода. Поэтому правитель писал, что при такой диете нужно дважды в год проводить профилактические кровопускания. Предполагалось, что этот метод влияет на соотношение гуморов в теле.
Дуарте хорошо понимал, что ему не под силу выполнить все советы врачей. Например, жизнь при дворе не позволяла вволю высыпаться. Несмотря на рекомендации медиков, королю то и дело приходилось пировать всю ночь и подниматься на рассвете. Отменить официальные приемы — что вечерние, что утренние — было невозможно, и врачи это учитывали. При этом недосып беспокоил короля: Дуарте опасался, что из-за недостатка сна к нему вернется меланхолия. Считалось, что это состояние имеет вполне определенные физиологические причины, и те, кто не высыпается по ночам, сильно рискуют. Возможно, именно поэтому король расширил свое меню. Разнообразие пищи могло поддержать организм, ослабленный непостоянным режимом дня, да и само по себе было приятно — а отказываться от небольших удовольствий меланхоликам не советовали.
Король Дуарте придавал такое значение образу жизни не только из-за проблем со здоровьем. Он, как и другие средневековые правители, знал, что власть монарха — это не только огромные возможности, но и множество тяжелых обязанностей. Чтобы с ними справиться, королю требовались физическая стойкость и постоянный самоконтроль в том, что касалось поступков, высказываний и эмоций. Чтобы обеспечить всё это, монарх обязан был оставаться здоровым. Таким образом, «забота о себе» была долгом правителя, ведь от состояния короля зависели его решения, а значит, и судьба всех его подданных.
Способность контролировать себя проявлялась даже в таких мелочах, как выбор пищи.
Средневековые хроники сохранили немало упоминаний о монархах, невоздержанных в еде. Например, английский король Генрих I Боклерк заболел и скончался, переев миног, а его правнук Иоанн Безземельный, по одной из версий, умер от «пресыщения персиками» (surfeit of peaches).
Предполагается, что обоих могли отравить, но хронисты явно имели в виду еще кое-что. И миноги, и персики считались крайне «влажной» и «холодной» пищей, серьезно угрожающей балансу гуморов в теле едока. Оба монарха знали о том, что злоупотреблять этими продуктами нельзя, — хронист Генрих Хантингдонский указывал, что король объедался миногами вопреки прямому запрету своего врача. Историк Иона Макклири предположила, что так хронисты могли показывать: эти правители не контролировали себя даже за обеденным столом, поэтому другим монархам не следовало брать с них пример и в политике.
Составители персональных regimen sanitatis, предназначенных для королей, активно пользовались аргументами о здоровье королей задолго до времен Дуарте. Вот как врач Арнальдо де Вилланова в начале XIV века убеждал короля Арагона Хайме II прислушаться к советам о качестве воздуха:
«[соблюдая эти правила, правитель] сохраняет собственное здоровье, от чего зависит здоровье всех тех многих, кто находится под его властью. Не только тело зависит от чистого воздуха, но и разум. Ведь все деяния разума — и восприятие, и рассуждение — становятся более ясными и совершенными при чистом воздухе. Эти соображения нисколько не преувеличены, [Ваше] королевское благоразумие, поскольку предусматривают большую общественную пользу, обеспечивая ясность рассуждения и подлинное усердие не только в личных деяниях, но во всех размышлениях, что касаются воздействия правления на государство в целом. Дабы обеспечить это благо, насколько возможно, самому государю надлежит следовать долгу своего достоинства, что состоит не столько из врожденных наклонностей, сколько из ежедневных действий».
Пер. Н. Пелезневой
ЗОЖ для подданных
Правила здоровой жизни были доступны не только монархам и их личным врачам. Существовало немало «популярных» версий regimen sanitatis, предназначенных для людей без специального медицинского образования. Например, такую книгу французский врач Фома из Тонона составил в конце XIII века для монахинь цистерцианской обители Мобюиссон. Поначалу Фома предельно скромен, как и полагается средневековому сочинителю: свой труд он называет «простой книжкой», содержащей «малые знания». Но со временем он забывает о смирении и демонстрирует немалую образованность, например, ссылается на таких влиятельных средневековых врачей, как Ибн Сина, Ар-Рази и Константин Африканский.
Тем не менее «простая книжка» была рассчитана именно на монахинь. Фома не раз высказывает надежду, что они не только усвоят правила здоровой жизни, но и научат этим правилам своих подопечных, включая мирянок, приходивших в монастырь за помощью. Врач постарался сделать текст максимально доходчивым. Он писал не на латыни, а на старофранцузском и выбрал стихотворную форму, чтобы слушательницам было легче запоминать советы. В стихах Фома излагает уже знакомую нам теорию. Он начинает рассказ с описания четырех гуморов и элементов, а затем подробно описывает «шесть неврожденных обстоятельств», влияющих на здоровье. Особое внимание доктор уделяет тому, как менять образ жизни в зависимости от сезона.
Советы о правильном «режиме» можно было найти не только в медицинских трактатах. Эти рекомендации быстро вышли за пределы специальной литературы и проникли в книги разных жанров. Отчасти это было связано с технологией производства средневековых рукописей. Многие книги были конволютами, то есть сборниками, в которые входили различные произведения. Составитель такого сборника мог поместить в него любые материалы, которые считал полезными. Так страницы медицинских сочинений могли оказаться под одной обложкой с текстами самых разных жанров.
В эпоху позднего Средневековья советы о здоровом образе жизни нередко попадали в немедицинские сборники, предназначенные для обеспеченных женщин.
Например, так устроен один из фрагментов рукописи, хранящейся в Бодлианской библиотеке Оксфордского университета. Это отрывок псалтири, явно переписанной для женщины (в тексте встречается слово peccatrix, «грешница»). Помимо текстов псалмов, в этой части книги размещен «календарь здоровья». В двенадцати медальонах перечислены краткие советы на каждый месяц. Скажем, в июле календарь советует не есть рыбу и добавлять к пище шалфей и руту. Медицинские советы оказывались в этих сборниках неслучайно. Возможно, для их составителей забота о здоровье и духовная жизнь существовали параллельно: совершенствуя душу, христианам не следовало забывать о теле.
Похожий «календарь здоровья» из другой псалтири, XIII век, Музей Фицуильяма, MS. 288. Источник
Трудно сказать, удавалось ли донести эти рекомендации до пациентов, не принадлежавших к высшим кругам общества. Они, конечно, не оставили таких же детальных записей о своем образе жизни, как король Дуарте. Однако то, что «календари здоровья» и стихотворные строфы regimen sanitatis сохранились во многих рукописных книгах, уже говорит о многом. Скорее всего, их читатели не соблюдали все советы безукоризненно, но явно считали здоровый образ жизни важным.
Советы врачей прошлого помогают нам по-новому посмотреть на ту эпоху. Скажем, если изучить раздел regimen sanitatis о гигиене, становится понятно, насколько далеки от истины представления о «грязном немытом Средневековье». А некоторые исследователи считают, что древние рекомендации могут пригодиться и сегодня. Речь не о том, чтобы буквально повторять старые рецепты, а скорее об общих взглядах на здоровье. Например, средневековые врачи не проводили четкой грани между соматическими и ментальными нарушениями, и сегодня многие состояния тоже рассматривают в комплексе. Но в первую очередь regimen sanitatis показывают: как и столетия назад, многие факторы, влияющие на здоровье, находятся в наших руках.
Свежие комментарии