Сексом занимаются все (ну или почти все), но вопрос, как рассказывать о нём детям, до сих пор не решён. В императорской России проводниками в мир физиологии обычно становились слуги, в СССР секса, как известно, не было, а в постперестроечные годы дети прятали «Молоток» под партой.
«Мел» рассказывает, кто и как в последние сто лет рассказывал подросткам о сексе.1900-1917. Нравственность как защита от порока
В начале двадцатого века о физиологической стороне любви дети аристократов узнавали, как правило, от слуг. Исследования и опросы двадцатых годов свидетельствуют, что именно они учили подростков мастурбировать. Даже первый сексуальный опыт у многих был связан с домашней прислугой.
О романтических отношениях читали в художественной литературе. Специальных книг и журналов для подростков тогда не выпускали: самого понятия «подросток» ещё не существовало, и дети читали то, что нашли в родительской библиотеке.
На педагогических конгрессах начала века рассуждали о необходимости полового воспитания, но понимали под ним совсем не то, что мы сейчас. Главной задачей называли борьбу с «преждевременным развитием полового инстинкта». Родителям рекомендовалось осторожно рассказывать о физиологии, пользуясь удобным моментом — рождением в семье ребёнка или «явлениями возмужалости» (развитием вторичным половых признаков).
Учителям советовали объяснять размножение детям до 14 лет только на примерах из зоологии и ботаники и лишь постепенно проводить аналогию с человеком, не вдаваясь в подробности.
С 15-летнего возраста педагоги считали возможным говорить на уроках гигиены об опасности венерических болезней и сексуальных связей до брака
При этом сами уроки не были обязательными и требовали отдельного согласия родителей. Но всё это были лишь рекомендации видных педагогов, в большинстве школ едва ли уделяли время таким вопросам.
Выделялась в те годы позиция Надежды Жаринцевой — переводчицы, автора педагогических статей и книги «Как всё на свете рождается. Объяснение полового вопроса детям». Жаринцева рекомендовала не стесняться объяснять детям анатомическое устройство и функции половых органов, но эта позиция оставалась эксцентричной и не была популярной в обществе. Основной идеей было всё-таки не мутить воду раньше времени и не мешать физиологию с чувствами.
«Что может быть трогательнее и пленительнее душевной ясности молодой девушки, действительно невинной? Девственность души сокровище бѳзконѳчно ценное, и было бы святотатством возмущать ее тяжёлой и педантической наукой клинициста. <…> Инстинкт девушек, даже невежественных, предостерегает их от многих опасностей. Нравственность часто имеет гораздо большее значение, как защита от порока, чем знание физиологии».
«Вопросы школьной гигиены и физического воспитания на международных конгрессах в 1910 г.», А. Д. Бутовский, 1911 год
1920-е годы. Сексуальная революция не для всех
Третье десятилетие 20 века считается временем тотальной сексуальной свободы в СССР. В 1920 году страна стала первой в Европе, где узаконили аборты без медицинских показаний, упростили процедуры заключения брака и развода, поговаривали о полной отмене института семьи. Однополые отношения не преследовались по закону, к гомосексуалистам относились как к тяжело больным, но не как преступникам.
«В Петрограде в 1923 году среди рабочих моложе 18 лет сексуальный опыт уже имели 47% юношей и 67% девушек. <…> По данным опроса участников молодёжной конференции в 1929 году, до 18 лет начали половую жизнь 77,8% мужчин (из них 16% — в 14 лет) и 68% женщин».
Игорь Кон
Позиция власти относительно сексуального поведения граждан оставалась сдержанной и консервативной. Сексуальная свобода была слишком заряжена индивидуализмом, а его в новом государстве не приветствовали.
Классовые достоинства важнее красоты
Психотерапевт и основоположник педологии Арон Залкинд составил «12 половых заповедей революционного пролетариата», где упоминалось о необходимости моногамных связей, воздержания до брака и секса только по любви: «Чисто физическое влечение недопустимо. Половое влечение к классово-враждебному, морально-противному, бесчестному объекту является таким же извращением, как и половое влечение человека к крокодилу, к орангутангу. <…> Привлекать, побеждать в любовной жизни должны социальные, классовые достоинства, а не специфические физиологически-половые приманки, являющиеся в своём подавляющем большинстве либо пережитком нашего докультурного развития, либо развившиеся в результате гнилостных воздействий эксплуататорских условий жизни».
Главным способом предохранения оставалось воздержание — его неустанно пропагандировали. В сборнике статей 1920 года «Школа и половой вопрос», например, упоминается, что «половые излишества в молодые годы, истощая весь организм, не остаются, конечно, и без влияния на нервную систему, особенно на головной мозг, и составляют одну из начальных причин тяжёлой и неизлечимой болезни мозга, слабоумия».
Мифы об онанизме и бульварные романы
В двадцатые годы проводились многочисленные опросы студенчества, в том числе на тему секса и отношений. Из «Половой переписи студенчества» понятно, что и в эти годы родители в основном избегали разговоров о сексе.
«От одного ротного командира кадетского корпуса нам пришлось, например, слышать, что однажды к нему обратился кадет V класса и со слезами на глазах рассказал, что он давно „онанист“, и желал бы избавиться от этого порока, но сам не может. Дома обращался к отцу, но отец сказал только: „Ну, что ж, идиотом будешь!“, повернулся и пошёл».
Онанизм связывали с ужасными последствиями, от нервных припадков и слабоумия до смертельных болезней, хотя признавалось, что мастурбацией занимаются почти все подростки.
«У многих онанистов, в особенности в пору 14 — 18 л., обращает на себя внимание неправильная деятельность сердца. Во время смеха или плача рот часто принимает плаксивый оттенок, осклабляется, так что онанист напоминает собою ребёнка в состоянии собачьей старости. Онанист, при прямом, смелом к нему обращении, пугается, смущается, и не сразу приходит в себя, чтобы спокойно ответить на вопрос».
«Школа и половой вопрос», И. Симонов, 1920
Чтобы уберечь детей от рукоблудия, педагогам рекомендовали контролировать учеников и проводить воспитательные беседы один на один, чтобы вызвать чувство стыда.
«Более продолжительное пребывание в отхожем месте, нежели необходимо для удовлетворения потребности, несомненно даёт повод к онанизму. <…> Надо требовать, чтобы воспитанники при засыпании держали руки поверх одеяла, чтобы освещение в спальнях было вполне достаточное».
«Школа и половой вопрос», И. Симонов, 1920
В курс анатомии собрались ввести лекции о половых органах, которые будет читать врач. По факту этого так и не произошло: сначала не было кадров и денег, потом изменился политический курс.
Об отношениях между полами учителям советовали рассказывать на примере классических произведений, таких, как «Первая любовь» Тургенева, «Крейцерова соната» Толстого, «Припадок» Чехова, и следить за тем, что читают ученики вне школы.
Очень вредной считалась «бульварная» книга «Петербургские трущобы» Всеволода Крестовского, которой зачитывалась молодёжь в те годы. В массовой литературе тех лет вообще было много примитивных сексуальных сцен — такая любовь была понятнее пролетарскому большинству, чем разговоры о чувствах.
Для бесед педагоги также использовали педагогические брошюры о половом воспитании, но сами книги не рекомендовалось давать подросткам в руки. Официальная риторика по вопросу секспросвета оставалась охранительной, а знания подростки получали из низкосортной литературы и от сверстников.
1930-1985. В СССР секса нет
В середине 1930-х ещё выходят по инерции некоторые исследования подростковой сексуальности и педагогические рекомендации на эту тему. Главный их посыл — заменить зарождающийся сексуальный интерес общественной работой, физкультурой, чтением, направить энергию в другое русло.
Морализаторство вместо сексуального просвещения
«Искусство — чрезвычайно глубокий возбуждающий фактор. Только в советских условиях оно освобождается от порнографии, разбухших сексуальных тем. Но далеко ещё не в окончательном виде. Поэтому здесь необходим более тщательный отбор для детей и подростков произведений искусства, кино, литературы, борьба с чрезмерным увлечением кино, театром, низкосортными „романами“». («Очерки детской сексуальности» под редакцией директора ин-та Э. Ю. Шурпе и В. Н. Скосырева, 1935 год).
Одновременно специалисты признавали, что дети всё равно как-нибудь узнают о сексе. Но от старших знакомых или сверстников, а не от педагога, который может преподнести эту тему с нужной долей нравственного воспитания.
«Но допустим даже тот редкий случай, что к половому созреванию подросток не просвещён. Так как сексуальные интересы у него всё же имеются, то на почве невежества создаются разные фантастические сексуальные теории. <…> На их почве могут развиваться всевозможные сексуальные фобии, нелепые поступки и т. п. Как пугают первые менструации или поллюции неосведомленных подростков, общеизвестно».
«Очерки детской сексуальности» под редакцией директора ин-та Э. Ю. Шурпе и В. Н. Скосырева, 1935 год
С закручиванием политических гаек усилилось и регулирование сексуальной сферы жизни. Были снова запрещены аборты, усложнили процедуру развода, ввели уголовную ответственность за хранение порнографии и гомосексуальные отношения между мужчинами. На следующие 50 лет тема секса и половых различий полностью исчезла не только из поля зрения подростков, но и вообще из общественного дискурса.
Если в 1920-х годах обсуждалось, что «преждевременный интерес» нужно подавлять, на эту тему выходили педагогические руководства, проводились исследования, то к середине 1930-х секс просто исчез. Все упоминания о нём вырезали, как делали с любыми неугодными людьми и явлениями.
«Мелко-собственнические инстинкты, половая распущенность и проституция, половые извращения и другие пережитки капитализма встречают самый решительный отпор партийного, общественного мнения, печати, закона».
«Очерки детской сексуальности» под редакцией директора ин-та Э. Ю. Шурпе и В. Н. Скосырева, 1935 год
Сексуальное просвещение полностью заменили морализаторством, секс свели к возвышенной любви и товариществу, а вопросы физиологии замалчивали. Поддерживал эту тенденцию даже знаменитый педагог Антон Макаренко. В книге «Воспитание детей в семье и школе» он писал: «Воспитывая в ребёнке честность, работоспособность, искренность, прямоту, привычку к чистоте, привычку говорить правду, уважение к другому человеку, к его переживаниям и интересам, любовь к своей родине, преданность идеям социалистической революции, мы тем самым воспитываем его и в половом отношении. <…> Следующим важным условием полового воспитания является нормальная загруженность ребёнка заботой и работой. Некоторая нормальная приятная усталость к вечеру, представление об обязанностях и работах в течение дня по утрам, — всё это создаёт очень важные предпосылки для правильного развития воображения, для равномерного распределения сил ребёнка в течение дня. При таком условии у ребёнка не остаётся ни психического, ни физического стремления к пустому ленивому бродяжничеству, к излишней игре воображения, к случайным встречам и впечатлениям».
Если тело, то только алгебраическое
В журналах и газетах для подростков «Ровесник», «Юность», «Смена» главные темы — это спорт, техника, советское искусство, успехи промышленности. Нет речи не только о сексуальном просвещении, но вообще о сфере эмоций, психологии. В журналах для взрослых — даже посвящённых здоровью — половых вопросов также избегали: сказать о том, что ниже пояса, публично было просто немыслимо.
В школьных учебниках анатомии главы про половую систему и размножение просто не существовало до середины 1980-х годов. В статье «половая жизнь» в Большой советской энциклопедии 1940 года сообщалось о необходимости «разумного переключения полового влечения в область трудовых и культурных интересов» и подчёркивалось, что в СССР нет полового вопроса.
Из БСЭ 1955 года «половой вопрос» и «половая жизнь» исчезают вообще, а статья «пол» посвящена биологии без упоминания человека. Даже «тело» в послевоенных изданиях БСЭ представлено лишь статьями «тело алгебраическое» и «тело геометрическое», да ещё «телесными наказаниями» и «телесными повреждениями».
Любое изображение мужских или женских половых органов приравнивалось к порнографии
Классические античные статуи тоже считались неприличными, причём это поддерживали как учителя, так и ученики, родившиеся и выросшие в ханжеской среде.
«Запретам подвергалась не только более или менее прямая, откровенная эротика, но практически всё, что было связано с сексуальностью или могло быть истолковано как намек на неё. <…> Обвинения в эротизме и „нездоровых сексуальных интересах“ — здоровых сексуальных интересов у советского человека по определению не было и быть не могло! — использовались едва ли не во всех идеологических кампаниях и „проработках“».
«Клубничка на берёзке. Сексуальная культура в России», Игорь Кон
Скромные голоса в пользу полового просвещения зазвучали среди психологов, врачей и преподавателей в шестидесятые, но и тогда они говорили скорее о необходимости нравственного воспитания. Об объяснении детям физиологии секса речи не шло.
Много для сексуального просвещения в 1970–1980-е годы делал психолог и сексолог Игорь Кон, заявляя о преувеличенной опасности мастурбации и врождённой сексуальной ориентации:
«В медицинской и педагогической литературе XVIII–XIX вв. самой большой опасностью подросткового и юношеского возраста считалась мастурбация (онанизм). Считали её страшным и опасным пороком, влекущим за собой безумие, ослабление памяти и умственных способностей и, конечно, импотенцию. На самом деле ничего подобного нет. <…> В подростковом и раннем юношеском возрасте мастурбация массова. <…> Подростковая мастурбация служит средством разрядки полового напряжения, вызываемого физиологическими причинами. Вместе с тем она стимулируется психическими факторами: примером сверстников, желанием проверить свои половые потенции, получить удовольствие и т. д.».
«Можно ли решить эту проблему только моральными наставлениями о девичьей чести и целомудрии? Безусловно, нельзя. Нравственное воспитание не заменяет информации о противозачаточных средствах. Дефицит такой информации и самих контрацептивов повышает не уровень общественной морали, а число абортов (СССР занимает по этому показателю одно из первых мест в мире) и исковерканных судеб юных матерей и их младенцев. Более всего внебрачных рождений приходится на возраст 15—19 лет».
«Психология ранней юности», Игорь Кон
1980-1990-е. Расцвет секспросвета
В середине восьмидесятых в школах РСФСР формально ввели курсы «Гигиеническое и половое воспитание» в восьмом классе и «Этика и психология семейной жизни» в 9-10 классах. По факту ничего не изменилось: прожившие всю жизнь в молчании учителя не могли подобрать приличных слов и обходили тему стороной.
Первая энциклопедия сексуальной жизни
Но атмосфера в стране менялась, хотя государство и не хотело признавать этого. Официальных инициатив по секспросвету по-прежнему не было, однако в конце 80-х — начале 90-х стали появляться общественные организации в сфере сексуального образования: «Семья и здоровье», Ассоциация по борьбе со СПИДом, благотворительный фонд «Огонёк», Ассоциация по борьбе с заболеваниями, передаваемыми половым путём.
В 1990 году в Москве открылся первый в стране Центр формирования сексуальной культуры подростков
В 1989 году был опубликован русский перевод французской «Энциклопедии сексуальной жизни» для детей 7-9 лет, которая рассказывала о различиях мальчиков и девочек, зачатии, беременности. Книга стала главным источником знаний по половой анатомии для целого поколения позднесоветских детей.
В СМИ тоже постепенно начинали обсуждать запретную тему. Например, в газете «Аргументы и факты» в 1993 году опубликовали вопрос 17-летней читательницы: «Часто пишут и говорят о том, что сейчас много низкопробной, бульварной литературы о любви и сексе. Посоветуйте, какую же литературу нужно читать, я думаю, это всем полезно знать». В ответ девушке видный сексолог советует несколько вполне практических переводных книг, которые стали тогда массово появляться на российском рынке. Например, «Секс в жизни женщины» Мориса Яффе и Элизабет Фенвик, «Чудо секса» Джека и Барбары Уилки.
В 1991 году на вопрос ВЦИОМ «Говорили ли ваши родители с вами на темы полового воспитания?» положительно ответили только 13% опрошенных. Судя по опросу 1988 года, для девушек главным источником информации по вопросам пола и контрацепции (56%) были подруги и знакомые.
Рубрики о сексе и реклама презервативов
К середине 90-х началась новая эра. По телевизору и в кино теперь можно было увидеть эротические сцены, в магазинах — эротические журналы, а подростковая пресса наконец заговорила о том, что по-настоящему интересно их читателям, — о сексе и отношениях. Уже существующие журналы добавили новые рубрики, а только появившиеся изначально уделяли половым вопросам солидное место. Например, в журнале Cool были рубрики «Школа любви» и «Интимный вопрос», где публиковали ответы на вопросы читателей об отношениях и сексе, в журнале Bravo — рубрика «Без комплексов» с таким же содержанием. В 1996 году появился младший брат журнала «Ровесник» — журнал «16», полностью посвящённый сексу.
Теперь не было запретных тем. Журналисты рассказывали не только о таких серьёзных вопросах как контрацепция, нежелательная беременность, венерические болезни, но и о разных сексуальных практиках. Онанизм перестал быть порочной привычкой, разрушающей нервную систему. Секс до брака тоже перестали порицать, только рекомендовали предохраняться. В журналах появилась реклама тампонов и противозачаточных таблеток.
Если раньше пресса говорила с читателями свысока, нравоучительным тоном, то теперь на страницах журналов публиковались как будто старшие приятели подростков. К 1997 году одним из основных источников знаний о сексе становятся печатные издания (28-30%). Из видеофильмов получали информацию 72% подростков, из художественной литературы — 65%.
С массовым распространением интернета подростки ушли в онлайн-пространство: теперь можно загуглить всё что угодно, и проблемы с доступом к информации нет.
При этом печатные медиа и ТВ снова стали обходить тему секса стороной. Рубрики о сексе исчезли из многих молодёжных журналов уже к середине нулевых, а там где не исчезли — сильно сократились и стали намного менее откровенными.
Свежие комментарии