На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Владимир Акулов
    Есть  такое  правило  для  всех  живых  : не  работающий  орган  слабеет  и  отмирает...Надо  давать  умеренную  пост...Разрушитель суста...
  • Людмила Лиханова (Беговщиц)
    Согласна.Визуальный тест п...
  • Lora Некрасова
    Не знаю, как сейчас, но раньше в аптекарских магазинах продавались магнитофорные аппликаторы. Это такие эластичные на...Разрушитель суста...

Положение онкологических пациентов в России: улучшений нет

 

В России 2,9 млн. онкологических пациентов – и это только те, кто знает о своем диагнозе и состоит на учете в медицинских учреждениях. Около 300 тысяч из них, судя по не улучшающейся статистике последних лет, умрут в этом году. Около 522 тысяч россиян в течение года узнают о том, что у них рак. И почти треть из них не доживет до 2015 года – точно так же, как до 31 декабря 2012 года не дожили 28% из тех, кому диагноз «рак» был поставлен в 2011 году.

 

В нашей стране онкология является второй по распространенности причиной смерти населения (после сердечно-сосудистых заболеваний). 5-летняя выживаемость пациентов – один из основных показателей, по которым оценивается уровень решения онкологических проблем государством – находится на очень низком уровне по сравнению с другими цивилизованными странами. Так, 5-летняя выживаемость пациенток с раком молочной железы составляет в России 56,7%, в США – 90,3% (данные 2009 года). Причем еще в 1975 году в США этот показатель составлял (!) 75,3%. 5-летняя выживаемость пациентов с неходжкинскими лимфомами в России находится на уровне 53,2%, в США – 81,1%, с колоректальным раком – 48,3% против 67,0%.

Несмотря на то, что в последние годы в Российской Федерации инициирован целый ряд государственных программ и законодательных актов в сфере охраны здоровья граждан (в том числе ФЦП «Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями», национальный проект «Здоровье», ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», программа модернизации здравоохранения), уровень доступности диагностики и лечения онкологических заболеваний в стране остается достаточно низким. Об этом свидетельствует как статистика смертности от рака, так и отзывы онкологических пациентов и врачей-онкологов.

В частности, в ноябре–декабре 2012 года Некоммерческое партнерство «Равное право на жизнь» совместно с Межрегиональным общественным движением «Движение против рака» провели опрос «Доступность онкологической помощи в России для пациенток, страдающих раком молочной железы». Респондентами стали 260 пациенток с диагнозом «рак молочной железы» (в возрасте от 26 до 90 лет из 11 регионов страны) и 197 экспертов – сотрудников медицинских учреждений, научных институтов, вузов и органов управления здравоохранением.

По отзывам пациенток, разрыв между первым обращением к врачу (с жалобой на симптомы заболевания или в рамках диспансеризации) и началом лечения (лекарственной терапией или хирургическим лечением) составляет в среднем 8–10,8 недели. По оценкам же экспертов, среднее время ожидания пациентками с раком молочной железы как хирургического лечения, так и лекарственной терапии составляет 4,4 недели.

 

 

 

 
   

 Хотя в ходе опроса пациенткам не задавался вопрос об оплате диагностики, они неоднократно по своей инициативе делали соответствующие примечания (наиболее характерные из них: «ждать обследования у онколога не пришлось, так как сразу обратилась к платному онкологу», «все делала платно», «платно», «попала к онкологу не через поликлинику, а по знакомству», «по ДМС», «все сама за деньги», «все за деньги, нигде не ждала»).

11,6% пациенток, участвовавших в опросе, указали, что врач не разъяснил им, каким будет лечение. Подавляющее большинство пациенток, получивших разъяснения (76,5%), сообщило, что это было сделано только устно. Эти данные коррелируют с итогами опроса экспертов, 86,5% из которых констатировали, что дают лишь устные разъяснения в отношении лечения. Письменно это делают 5,9% респондентов, 6,5% делают это и устно, и письменно.

19,1% опрошенных пациенток указали, что им неизвестно, какими лекарственными препаратами их лечат. Почти три четверти пациенток (73,4%) сообщили, что их не информируют о замене показанного им оригинального лекарственного препарата на аналог (дженерик).

Большинство опрошенных женщин получало необходимые лекарственные препараты на бесплатной основе – в аптеке по бесплатному рецепту и/или во время пребывания в стационаре. Однако свыше трети респондентов были вынуждены как минимум иногда покупать назначенные лекарства.

 

 

 

 
   

Также оказалось, что каждая пятая пациентка получала лекарства не всегда и не вовремя. Многие респонденты сопроводили отрицательный ответ комментариями, которые свидетельствуют о распространенных нарушениях их прав (среди причин были названы в том числе не вовремя поступающие в поликлинику списки льготников, отсутствие необходимых лекарств в аптеках, нехватка бюджетных средств на приобретение лекарств).

 
   

 

 

 

Данный опрос стал первым в серии социологических опросов, инициированных НП «Равное право на жизнь» и МОД «Движение против рака» с целью выявления реального уровня медицинской помощи, оказываемой онкологическим пациентам, и доступности терапии. Объем выборки пациентов этого исследования, согласно социологическим данным, позволяет экстраполировать его итоги на генеральную совокупность с фактической ошибкой всего около 6%. Соответственно, с большой долей вероятности можно констатировать, что сходными будут отзывы всех 500 тысяч россиянок, больных раком молочной железы.

Жалобы онкологических пациентов и их родственников, в большом количестве поступающие  НП «Равное право на жизнь» и МОД «Движение против рака», характеризуют уровень доступности лекарственной терапии, обеспечиваемой государством для онкобольных, как крайне низкий. За последние 4,5 года по каналам электронной связи в МОД «Движение против рака» поступило более 460 анкет о фактах отказа в противоопухолевых препаратах. Кстати, авторы 270 анкет – это как раз пациентки с раком молочной железы.

В 112 обращениях из 460 пациенты указали, что получили отказ в получении одного или более препаратов по бесплатным рецептам. В 318 анкетах пациенты констатировали, что получили отказ в выписке бесплатного рецепта на один или более препаратов. Как отмечают пациенты, в большинстве случаев это становится причиной вынужденных перерывов в лечении, что в конечном итоге негативно влияет на его исход. Динамика числа жалоб на такие отказы в 2010–2012 гг. свидетельствует об ухудшении ситуации.

Все это подтверждает необходимость срочного усиления мер на уровне государства для повышения уровня доступности диагностики и лечения онкологических заболеваний. В первую очередь, государство должно обеспечить необходимое финансирование тех пациентов, которым диагноз уже поставлен, для своевременного получения ими лечения на бесплатной основе. Во-вторых, в области оказания специализированной медицинской помощи необходимо внедрять инновационные системы финансирования, в том числе схемы софинансирования за счет средств добровольного страхования здорового населения, для обеспечения мотивации населения к прохождению ранней диагностики и повышения доступности лечения наиболее эффективными методами. В-третьих, необходимо инициирование мероприятий, направленных на профилактику онкозаболеваний (с пониманием того, что их результаты будут ощутимы только через 15-20 лет). Необходимо взятие курса на жесткую ценовую политику в отношении табачной и алкогольной продукции, активную массовую пропаганду здорового образа жизни, а также вовлечение частного сектора экономики (включая здравоохранение) в решение проблемы снижения уровня онкологической заболеваемости и смертности в России.

 

 ----------------------------------------------------------------------------

 

 Более подробную информацию Вы можете получить

 

в пресс-центре НП «Равное право на жизнь» у Марии Бургутиной

 

+7 (499) 788 92 12, bmar@ag-loyalty.com

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Картина дня

наверх