Для одних детский сад ассоциируется с яркими утренниками, любимыми воспитателями, вкусными запеканками, для других — с хмурыми взрослыми, железными кроватями и остывшей манной кашей.
Фото
Pexels.com
В начале ХХ века дошкольное образование были либо привилегией для состоятельных слоев общества, либо корпоративной услугой для женщин-рабочих заводов и фабрик.
Остальные дети росли на попечении родителей и родственников. Молодая советская власть поставила цель выстроить новое общество и вырастить нового человека. Женщин освобождали «от домашнего рабства». Первый всероссийский съезд по дошкольному воспитанию в 1919 году постановил, что дети должны быть под присмотром квалифицированных специалистов. Необходимо заниматься не только их умственным, но и физическим развитием, поэтому программа обучения должна учитывать особенности возраста и здоровья.Цветок должен расти в саду
«Дети — цветы жизни» — листовки под таким названием распространяли среди горожан и крестьян, агитируя родителей отдавать чад в дошкольные учреждения. Потребность в детсадах была настолько высока, что справиться самостоятельно государство было не в силах. В 1929 году циркуляр Центрсоюзов и Центральной секции рабочей кооперации СССР призывал граждан и предприятия к потребкооперации принимать активное участие в обустройстве дошкольных учреждений. К этому времени в СССР было почти 5 тысяч детсадов, где воспитывалось почти 250 тысяч детей.
В 30-е годы государство определяет единые требования и подходы к воспитанию. В 1932 году появляется проект «Программы работы дошкольных учреждений», а через два года Единый внутренний распорядок детского сада. Квалификацию кадров повышают всеми возможными способами: организуют курсы для воспитателей, открывают новые специальности в техникумах, издают специализированные журналы «Бюллетень дошкольного отдела Наркомпроса», «Справочник по дошкольному воспитанию» и др. В 1938 году разработаны «Устав» и «Руководство для воспитателя детского сада». Упор программа делает на развитие речи, общей грамотности и творческого потенциала. На занятиях детям читают «Сказки для детского сада», ребята рассматривают картинки, рисуют и учатся писать.
Фото
AuthenticPeopleImages / Alamy
В 1940 году в стране насчитывалось уже 24,5 тысячи детских садов, которые посещали свыше миллиона детей. Система дошкольного образования подстроилась под суровые реалии. Помимо яслей, детских очагов и детсадов появляются интернаты и детские дома, в которых жили эвакуированные малыши. Обновленные методички на первый план выдвигают воспитание нравственных качеств и развитие самостоятельности: появляются уроки труда, старших учат заботиться о младших.
С 1962 года ясли и детсад были включены в систему непрерывного образования. Первые слова, буквы и цифры, представление об окружающем мире юные советские граждане постигали в стенах второго дома. Причем в каждом регионе основная программа подлежала корректировке для учета национальных и региональных культурных традиций.
Ситуация кардинально изменилась в 80-х: педагоги создают собственные обучающие программы. А в 1986 году взят курс на педагогику сотрудничества, основанную на доверительных отношениях детей и взрослых. Целью стало раскрытие индивидуальных способностей ребенка, а не на получение им нормативных знаний.
– Организация дошкольного учреждения требовала немалых усилий: все сотрудники должны были иметь соответствующее образование, — говорит заведующая детским садом в 80-х годах Татьяна Орлова. — В садах были обычные группы и санаторные. Оплата в месяц — 12 рублей 50 копеек в месяц. Поборов «на шторы» не было, все было государственное. Детей могли принимать с двух месяцев. Просто вдумайтесь, еще совсем крошечный ребенок, а государство шло навстречу молодым работающим родителям. Но такие случаи бывали редко. Чаще всего детей приводили от полугода до года. Для каждой группы был расписан свой распорядок дня. Помимо игр в помещениях были прогулки на улице.
Фото
Legion Media
По доходам и расходы
Основную часть родительских трат за детсады брало на себя государство. Плата рассчитывалась исходя из совокупного дохода семьи. Минимальная — для тех, чей доход на каждого члена семьи не превышал 60 рублей, максимальная — более 120 на человека. Сумма зависела и от длительности пребывания детей: 10, 14 часов или 24 часа. В городах плата была на рубль–два выше, чем в сельской местности.
Так, в 70-х горожанину десятичасовой детсад стоил 4 рубля, за 14 часов платили 5 рублей, а за круглые сутки — 6 рублей в месяц. Максимальные расценки на эти услуги: 10, 12,5 и 15 рублей. Ясли стоили от 3 в городе и от 1,9 рубля в селе. Дороже всего обходилось круглосуточное выездное пребывание малышей в санаториях от 8 до 20 рублей для горожан и от 6 до 18 рублей для сельчан. В связи с ростом зарплат в 1985 году «чек» за обычный детсад вырос до 12,5–14 рублей в месяц.
Матери-одиночки и многодетные матери получали 50% скидку. Слабослышащие, слабовидящие, дети с нарушением опорно-двигательного аппарата или интеллекта содержались в детских учреждениях за государственный счет.
Любое рукоприкладство в те времена — статья
На текущий ремонт скидывались так называемые шефы — предприятия поддерживающие детские сады. Заплатки на крыше, благоустройство территории, даже покупка игрушек — во всем помогал попечитель. Крупные заводы строили для малышей детские лагеря на Черноморском побережье, колхозы и совхозы помогали снабжать детвору свежими продуктами.
– На моей памяти не было случая, чтобы кто-то жаловался на размер оплаты за детский сад, — говорит Людмила Николаева, воспитатель детского сада с 1972 года. — Если ребенок заболевал и отсутствовал более трех дней в месяц, оплата пересчитывалась. Но многие этого не делали: речь шла о паре рублей. Нашему саду помогал завод. К новому учебному году приезжала бригада — ремонтировала, красила, белила. А к какому-то празднику, помню, подарили новое пианино. Каждый год наши детки отдыхали на море в их детском лагере.
Любое рукоприкладство в те времена — статья. Камер не было, но заложат за пять минут. Свидетели были всегда. Любой случай становился известен всему городу и разбирался в гороно (городской отдел народного образования — Прим.). Боялись. А родители боялись воспитателей и учителей, они были авторитетом. Поэтому ремни — это дома. Максимум в угол в саду, и то чревато.
Фото
Keystone Press / Alamy
Что запомнилось мамам и детям
– Садиком я была очень довольна. Мой сын ходил туда с года и до семи лет. Воспитатели относились хорошо, всегда помогали, проводили различные занятия. Питание было разнообразным, горчим, порции большие.
Юлия, 1984–1990 гг.
– Для моего ребенка сад был вторым домом. Я часто работала допоздна, так же, как и муж, поэтому бывало, что забрать ребенка до 7 вечера было некому, но воспитатели шли навстречу и могли задержаться на работе на полчаса и подождать. Огромное спасибо всему коллективу за прекрасное детство.
Светлана, 1979–1986 гг.
– Дочь я отдала в сад, когда ей было всего 8 месяцев. Несмотря на то, что она была совсем маленькой, я была уверена, что на воспитателей можно положиться. Начиная с ясельной группы, ребенок ел отлично, питание было хорошим. Не было такого, что ребенка могла забрать в грязной одежде либо с растрепанной прической. Для самих детей все было не так уж радужно. Одним не нравились блюда, другим распорядок, третьим воспитатели. И все же светлые воспоминания о детсаде у большинства.
Мария, 1974–1982 гг.
– У меня добрые воспоминания о детском садике. С некоторыми воспитателями до сих пор с удовольствием беседуем, хотя мне уже за 60, а им за 80 лет. Помню, проболела новогодний праздник, так Зоя Федоровна мне домой подарок принесла. Сказала, что Дед Мороз просил передать. И еда была нормальная. Не помню, чтобы что-то уж совсем не могла есть. Или просто не заставляли, потому и не помню.
Татьяна, 1959–1963 гг.
– Ненавидел детский сад. Утром вставать, по холоду ехать. Есть, что дают. Я все выплевывал. А воспитатели еще пытались стыдить, мол, родители деньги платят. Мне было безразлично, не мои проблемы. И прогулки, и детей — все ненавидел. И школу, кстати, тоже.
Дмитрий, 1987–1991 гг.
– Отлично помню свой детский сад. Сколько было занятий! Мы рисовали, лепили, танцевали, кормили рыбок, играли много. А еще мы ходили в младшую группу помогать детям одеваться: учили их под присмотром воспитателей, как шнурки завязывать. Садиковская еда была прекрасна. Такого количества сыра в макароны редко кто дома кладет. И котлеты, и тефтели какие были! До сих пор помню их запах. Конечно, никто не любил рыбий жир, мы его хлебом заедали.
Екатерина, 1982–1986 гг.
Свежие комментарии