Во время первой поездки в США, весной 2001-го, я гостила у семьи с детьми-близнецами – мальчиком и девочкой пяти лет. Так получилось, что Саманта, мать семейства, приехав встречать меня вместе с дочерью, очаровательной Микаэлой, оставила нас в машине одних, чтобы забежать в магазин. Только за ней закрылась дверь, как девочка, поначалу не проявлявшая ко мне никакого интереса, тут же выбралась из своего кресла и устроилась у меня на коленях. Она прыгала по мне, обнимала и веселилась, но, заметив в окно свою мать, моментально с виноватым видом запрыгнула назад в кресло.
Так продолжалось все выходные. Оба ребенка постоянно держали меня за руки, стоило мне сесть на диван, они тут же устраивались рядом, по очереди клали головы мне на колени и просили, чтобы я их погладила. Причем за все время я не заметила никакого физического контакта между родителями и детьми, а стоило близнецам даже случайно дотронуться друг до друга, как тут же следовало замечание от матери «убери руки!»
Много лет спустя, будучи беременной, я обратила внимание на несколько иной подход. В журналах и на приеме у педиатра матерям в США объясняют, что младенцу очень важен физический контакт с матерью. Им советуют во время кормления держать ребенка кожа к коже и чаще носить его на руках. В статьях частенько приводится пример, как во время эксперимента детеныш обезъяны, выбирая между плюшевым одеяльцем и едой, выбирал одеяло, мол, вот как важно материнское тепло.
При этом складывается впечатление, что некоторые американцы полагают, будто такая потребность у детей просто заканчивается после 4-х лет. В общественном транспорте в США не увидишь детей старше трех лет, сидящих на коленях у родителей. Они либо в колясках, либо родители усаживают их, если нет свободного места, а сами стоят рядом. Думаю, есть дети, оказывающиеся на коленях у взрослого лишь раз в году – у Санта-Клауса в супермаркете.
В США на публике даже пары редко прикасаются друг к другуУ американцев сложное отношение к физическому проявлению родительских чувств. Бренда Скотт в книге «Вне контроля: Кто следит за нашими органами опеки над детьми?» приводит случаи, когда родителей обвиняли в развращении детей, если те купали четырёхлетнего в ванной, спали с детьми в одной постели, обнимались, щекотали, целовали малыша в губы, а однажды – за то, что девочка сидела на коленях у своего отца. Так что, немудрено, почему родители Микаэлы боялись до нее даже дотронуться.
Скотт объясняет эту паранойю не столько пуританскими нравами Америки, сколько ложными результатами одного громкого исследования. Диан Рассел из Колледжа Миллс в Калифорнии еще в 80-х опубликовала исследование, согласно которому каждая четвертая девушка и каждый шестой юноша в возрасте до 18 лет подвергаются сексуальному насилию. Эти результаты активно разрекламировали органы опеки, и в СМИ заговорили об эпидемии сексуального насилия, в том числе в семьях. К тому же, считает Скотт, социальными работниками часто становятся люди, многие из которых сами выросли в проблемных семьях или были жертвами сексуального насилия. Поэтому вполне объяснимо, что им в любом родительском поцелуе мерещится инцест, и эта точка зрения навязывается обществу.
В труде Рассел достаточно быстро нашли много неэтичных моментов (сам опрос проводился в весьма специфическом городе Сан-Франциско, а в качестве сексуального насилия рассматривалось любое действие, которое, по мнению респондента, может иметь сексуальною подоплеку, – например, если одноклассник дернул за юбку). Министерство здоровья США провело собственное более репрезентативное исследование и обнаружило, что чуть больше двух детей из тысячи становятся жертвой сексуального насилия – от нежеланного прикосновения через одежду до изнасилования. Тем не менее, психоз по поводу эпидемии сексуального насилия никуда не делся, а результаты опровергнутого исследования продолжают цитироваться в СМИ.
Конечно, всех не запугаешь, и многие родители продолжают обнимать, целовать, а самые отчаянные - тискать и щекотать своих детей. Некоторые даже берут почти взрослых детей (старше 4-х) на руки. Я частенько замечаю американцев из других городов, выносящих своих шестилетних, а то и 10-12-летних детей из вагона метро после долгой экскурсии по Вашингтону как раненых с поля боя.
Но, если физический контакт между родителями и детьми в США – «серая зона» с противоречивыми установками, то культурный императив в отношении прикосновений между самими детьми абсолютно четок. Это – нельзя. Детей с раннего детства приучают не дотрагиваться друг до друга. Один из признаков готовности ребенка к нулевому классу, согласно требованиям американских детсадов, – умение держать руки при себе.
Подобное происходит и в рабочих коллективах, где борьба с сексуальным домогательством (харасментом) распространяется и на вполне нормальный контакт. Я лично с харасментом, работая в отечественной медиа-индустрии, сталкивалась, и мне он совершенно не понравился. Однако не вижу ничего предосудительного в том, чтобы во время разговора собеседник дотрагивался до твоей руки или слегка хлопал по плечу, чтобы привлечь внимание, – жесты, которых не увидишь в американских офисах и на предприятиях. Справедливости ради стоит отметить, что американцы пожимают руку при приветствии, а друзья – обнимаются.
Но на этом все и заканчивается. Психолог Филис Дэвис подсчитала, что, общаясь в кафе, друзья-американцы за час дотрагиваются друг до друга всего 2 раза, французы – 110, пуэрториканцы – 180.
В США на публике даже пары редко прикасаются друг к другу. Это тебе не наше метро, где можно стать свидетелем, вместе со всеми остальными пассажирами вагона, настоящего эротического представления. В США возлюбленные в лучшем случае держатся за руки, что считается пиком романтизма (пожилые пары спрашивают друг у друга – помнишь, когда мы ходили, держась за руки?)
Хорошо это или плохо? Отсутствие харасмента на работе и знойных сцен в общественном транспорте, думаю, хорошо. А вот дефицит тактильного контакта – плохо.
Детеныши приматов без физического контакта умирают. Усыновленные дети, даже, если они провели в детдоме менее двух лет, часто не могут научиться формировать близкие отношения с другими людьми, и более агрессивны. Дети, лишенные материнского тепла, даже растут хуже. Американцы, ужаснувшись и тщательно изучив последствия пребывания детей в румынских и русских детских домах, усвоили, что малышей обнимать нужно.
Но физический контакт важен в любом возрасте! Исследование Картона показало, что американские дошкольники, играя на площадке, гораздо реже дотрагиваются друг до друга, но при этом проявляют больше агрессии, чем их французские ровесники.
Американские подростки, по другим исследованиям, часто не получают никакого тактильного контакта вообще в то время, когда у них возрастает в нем физиологическая потребность – родители до них дотронуться боятся, сами они много времени проводят перед экранами электронных устройств, а в некоторых школах к тому же запрещены любые прикосновения. Выход один – искать сексуального партнера. В документальном фильме о жизни в гетто, одинокие матери-подростки на вопрос, зачем они вступали в сексуальные отношения, отвечали, что не питали иллюзий по поводу большой любви, но уж очень им хотелось, чтобы их кто-то обнял, приласкал.
Важно прикосновение и для взрослых, и не только для любовников. Даже обычный жест – рука на плече или талии собеседника, как показало исследование Кольта, снижает пульс и давление. Ненси Десс, старший научный сотрудник Американской физиологической ассоциации, пишет, что комбинация новых технологий связи и контролированная среда на работе и в школах ведет к проблемам. В одном эксперименте из пяти обезьян-мамаш, выросших с дефицитом физического контакта, двое игнорировали своих детенышей, а трое проявляли по отношению к ним такую агрессию, что их пришлось забрать. Десс считает, что именно ограничения на прикосновения – основной фактор в возрастающей агрессии общества.
А помните, как это было в нашем детстве? Мальчики боролись, а девочки ходили друг с другом под ручку, плели косички и делали массажи (рельсы-рельсы, шпалы-шпалы…). Кто знал, что мы, таким образом, улучшали свои социальные навыки и здоровье, уменьшали уровень агрессии, а также предупреждали подростковую беременность?
Свежие комментарии