На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Вадим Скоробогатов
    Да потому раздражает всё это...ЧТО ФАЛЬШИВО, ГЛУПО, НЕ ИСКРЕННЕ.5 объяснённых пси...
  • Виктор zz
    "Во время соблюдения диеты важно сократить употребление жареных, жирных и мясных блюд, сыра, сливочного масла, копчен...Японская водная д...
  • Тамара Кукушкина (куликова)
    Спасибо!Как восстановить ...

« Иногда мне кажется, что быть слепым — это дар божий…»

« Иногда мне кажется, что быть слепым — это дар божий…» (Стиви Уандер)

3043090

Глупо обижаться на судьбу, глупо ныть, а еще глупее - жалеть себя. Просто забудь о том, что твои глаза не видят, и живи как все - только намного лучше, намного интереснее.

Lula Mae Hardaway 

 

Твой волшебный мир, чистый, как алмаз; чтоб увидеть все, не хватает глаз.

И любой из нас входит в город твой, преклонив главу перед красотой

В сказочных цветах, в небе голубом, в дивных облаках твой волшебный дом.

И, не глядя вниз с высоты своей, ты жестокий мир сделал чуть добрей

Ты, наверно, прав: чтобы просто петь, лучше бы вокруг вовсе не смотреть

И, закрыв глаза, свято верить в миф - в то, что мир людской сказочно красив.

Андрей Макаревич

 

Стиви Уандер - тот, кто навсегда изменил мир музыки. Он обладает сверхъестественным даром, невероятным талантом, добрым духом и великолепным чувством юмора.

Джеймс Тодд Смит (LL Cool J.)

 

 Я люблю разглядывать людей. Вот только увидеть для меня — значит потрогать.

Стиви Уандер

    Стиви Уандер,  (полное имя Стивленд Хардэуэй Моррис (Stevland Hardaway Morris , имя при рождении — Stevland Hardaway Judkins) родился 13 мая 1950 года  в Сагино, штат  Мичиган. Мать певца, Lula Mae Hardaway (1930-2006) была из простой семьи и никакого «светского» воспитания не получила. Вышла замуж за Калвина Джадкинса (Calvin Judkins),  который был намного ее старше. Согласно современной ее биографии он пил, бил ее и вынуждал  заниматься проституцией, чтобы прокормить семью…  ( D.Love, S.Brown «Blind Faith: Miraculous Journey of Lula Hardaway, Stevie Wonder's Mother», 2002).

      Стоит ли удивляться, что Стивленд Хардуэй родился недоношенным  (рождение произошло на полтора месяца раньше срока). В одном из интервью С.Уандер  как-будто даже оправдывает врачей, утверждая, что в то время они не представляли механизм развития болезни, которая привела его к слепоте. На самом деле это не совсем так. Эта болезнь сейчас называется  р е т и н о п а т и я   н е д о н о ш е н н ы х, которая является одной из основных причин детской слепоты во всем мире. Болезнь поражает лишь недоношенных младенцев! Уникальность болезни состоит в том, что фиброваскулярная пролиферация, лежащая в основе болезни, возможна только в недоразвитой сетчатке! Другая особенность страдания состоит в том, что на ранних стадиях его еще можно лечить, и она может остановиться даже сама. Да и развивается ретинопатия, к счастью, не у всех недоношенных, а у 4,5-32,6% недоношенных новорожденных и составляет 0,04% от числа доношенных и недоношенных детей. В России патология встречается чаще  ̶  от 17 до 37,4%. Существенным представляется то, что она встречается чаще, чем врачи ставят такой диагноз. Значительную роль играет степень недоношенности ребенка и масса тела новорожденного. Чем раньше родился и меньше весит, тем больше риск! Примечательно, что ретинопатия впервые была описана как раз в США, доктором T.Terry в 1942 году. Он назвал ее ретролентарной  (сейчас – ретролентальная) фиброплазия. Доктор Терри характеризовал заболевание как васкуляризованную (проросшую сосудами) фиброзную мемборану, находящуюся за хрусталиком и обуславливающую двухстороннюю слепоту у недоношенных. Позже было установлено, что это уже конечная стадия патологии и десять лет спустя  доктор P.Health переименовал болезнь в ретинопатию недоношенных. В те времена, когда родился С.Уандер было замечено, что эта болезнь чаще встречается в больницах для состоятельных людей, где кислородом вообще и у недоношенных, в частности, пользовались без ограничения. В 1951 году доктором K.Campbell был сделан вывод, что одна из основных причин ретинопатии – «кислород без ограничений»! Но парадокс в том и состоит, что семья С. Уандера не была состоятельной, а кислорода ему все-таки хватило! Первая эпидемическая волна ретинопатии завершиласьт в середине 60-х гг. прошлого века, когда было ограничено количество кислорода при выхаживании недоношенных. Но выявился другой парадокс: болезнь развивалась и тогда, когда кислород строго дозировали и тогда, когда его и вовсе не использовали! Тогда обратили внимание на то, что частота ретинопатии (в том числе и в США) нарастает тогда, когда выживают крайне недоношенные младенцы (И.Г.Сметанкин, Г.С.Богданов, 2014). Так что в своем несчастье С.Уандер мог настолько же (кстати точно неизвестно, а получал он все-таки кислород) винить врачей, как и собственную мать. Во всяком случае его упрек в адрес врачей: «знай они это и он мог видеть хоть что то» несправедлив: родись он в срок и кислород применять не надо было! Помочь больным детям в то время никак не могли. Сейчас используют криотерапию и лечение лазером, которые могут уберечь от безвозвратной потери зрения, хотя абсолютно эффективных методов профилактики и лечения нет и до сих пор.

     Несколько слов о сущности болезни. До четвертого месяца развития плода его сетчатка не имеет сосудов. Потом они начинают расти от диска зрительного нерва и растут до 40 недели беременности и даже чуть дольше. Чем раньше родится ребенок, тем меньшая площадь сетчатки у него покрыта сосудами. Сетчатку так и разделяют на сосудистую зону  и зону без сосудов. К 34 недели беременности сосудов  уже нет только с височной стороны сетчатки, а образование сосудов в норме продолжается до 40 недель беременности и даже чуть позже. Для развития ретинопатии недоношенных играют роль около пятидесяти факторов риска. Первое место, конечно, занимает продолжительность беременности. Если ребенок родится до 28 недель (а сейчас выхаживают и таких), то ретинопатия разовьется у него обязательно, в 100%, а если в 32-34 недели (как Уандер), то болезнь развивается у 34,75% детей. На втором месте стоит асфиксия плода, врожденная патология легких или пневмония и их лечение кислородом. Практически все дети, страдающие ретинопатией (до 97,6%) рождаются в состоянии среднетяжелой или тяжелой асфиксии и нуждаются в проведении реанимационных мероприятий. А существует такое правило: если дыхательную реанимацию проводили в  родильном зале, то у половины детей им и дальше проводятся длительные ингаляции кислорода. Но у 48% мертворожденных детей и у 70% погибших в первые трое суток после рождения находили ретинопатию, а она развивается лишь через 1-4 дня после прекращения ингаляции ксилорода, которая продолжается несколько дней. Значит внутриутробная нехватка кислорода или асфиксия в родах фактор более важный для развития ретинопатии. Ну и потом, ничего неизвестно об акушерском анамнезе матери С.Уандера: наличие гестозов (токсикозов) и другой патологии. Недавно (J.Flinn,1992)  было высказано предположение о возможно генетической природе ретинопатии.

    Сущность ретинопатии понятна:  как уже говорилось, чем недоношеннее ребенок, тем меньше у него площадь сетчатки, где есть нормально развитые сосуды (у 28-недельных новорожденных треть периферии сетчатки сосудов лишена). Кислород вызывает сужение сосудов и гибель эндотелия сосудистой стенки. В ответ на это эндотелий начинает восстанавливаться, происходит образование новых сосудов в слое нервных волокон сетчатки. В большинстве случаев все обходится без последствий, но иногда все идет не так. Вновь образующихся сосудов становится слишком много, они соединяются между собой и распространяются по сетчатке вплоть до диска зрительного нерва и через внутреннюю пограничную мембрану проникают даже в стекловидное тело. Поскольку сосудов много, но они не полноценные и артериолы напрямую соединены с венулами , то они  самопроизвольно разрываются и их разрывы приводят к кровоизлияниям. Сами сосуды запустевают, вместо них образуются рубцы и спайки, которые, в конце-концов, приводят к отслойке сетчатки и стойкому снижению или утрате зрения. Последние – IV и V стадии ретинопатии  - это  и есть уже частичная и полная отслойка сетчатки. Дальше – темнота… Главная сложность – рано и правильно поставить диагноз ретинопатии новорожденных. В США сегодня это могут (и умеют!) делать только специально обученные сертифицированные специалисты. Диагноз ставится с помощью бинокулярного офтальмоскопа обратного вида и бесконтактной линзы. Исследование делают рано (3-5 недель после рождения) и периодически повторяют. У некоторых детей, у которых ретинопатия вроде бы  проходит самопроизвольно, все равно развиваются осложнения: косоглазие, амблиопия, патология рефракции, глаукома, нистагм, изменения роговицы, поздняя отслойка сетчатки, повторяющееся кровоизлияние в глаз, частичная атрофия глазного яблока. Могут развиваться высокая близорукость до 22 диоптрий (!), астигматизм, сужение полей зрения на 27-35%. Для лечения ретинопатии сейчас применяются гормоны, сосудистые препараты, антиоксиданты, профилактическую транконъюнктивальную криопекисию («замораживание») сетчатки и  лазерную коагуляцию («приваривание») сетчатки. Конечно, если процесс уже далеко зашел, то даже удачная операция дает больному зрение  лишь в пределах 0,1 диоптрии. У С.Уандера сошлись все отрицательные моменты: исходные и привходящие факторы совпали с невозможностью диагностики и лечения. Жестокий исход был предопределен - полная и необратимая слепота…

     Когда Стиви было четыре года, его мать оставила своего мужа и переехала вместе с детьми в Детройт. Вскоре он стал Стивлэндом Моррисом, и так же внезапно у него оказалось целых пять сводных братьев и сестер. Объяснение тому одно: как однажды выразился Стиви, "его любимой мамочке повезло быть замужем больше чем за одним мужчиной". Мать старалась держать его дома, боясь, что слепой ребёнок не сможет постоять за себя на улицах города. Она понемногу учила его читать. Причём, по одним данным, делала она это по обычному букварю (благодаря уникальной природной чувствительности пальцев Стиви, который стал различать на ощупь мельчайшие крупицы типографской краски); по другим всё же с помощью шрифта Брайля.  Это фантазии из «Википедии», однако, в интервью, которое С.Уандер дал Л.Кингу 30 ноября 2010 года, он прямо говорит о том, что его обучали по алфавиту Л.Брайля. Чтобы сыну не было скучно, она стала приносить ему музыкальные инструменты: гармонику, барабаны. В это же время Стиви пел в церковном хоре. Своим первым инструментом он называет пианино. Одним из его кумиров детства был Рэй Чарльз,  исполнитель, также лишённый зрения. Рэй Чарльз (Ray Charles Robinson, 1930 — 2004) — американский эстрадный певец и пианист. Пел в различных стилях, особенно прославился как исполнитель в стилях соул и ритм-энд-блюз. В США считается одним из наиболее значительных «истинно американских» музыкантов послевоенного времени. Р. Чарльзу принадлежат около 70 альбомов грамзаписи. Награждён 17 премиями «Грэмми», попал в залы славы рок-н-ролла, джаза, кантри и блюза, в зал славы штата Джорджия.

       Главой семьи музыкант считал мать, о чём говорит в интервью Ларри Кингу: «Мой отец определённо не был главой семьи, нас поднимала мама. А она работала в рыбной компании до того счастливого момента, когда заметили мой талант. Мне было 9, в 10 мы подписали контракт с Motown и к 11 уже выпустили первую пластинку». Жизнь складывалась по-разному. В худшие времена они всей семьей рыскали по речным докам, чтобы стащить немного угля для растопки домашней печки.  Если удавалось что-то скопить, детям покупали новую одежду. По словам Стиви, для него, как и для всех незрячих, были очень важны тактильные ощущения, и то, что они сочетаются со звуками, вызывало огромный интерес. Когда Стиви отмечал свой девятый день рождения, родители подарили ему губную гармошку. Прибавим к этому соседа, который оставил ему исправное  (но расстроенное!) пианино, а ударную установку приобрела для слепого мальчика ассоциация местных предпринимателей.

       Он практически в совершенстве овладел этими инструментами, слушая Рэя Чарльза и Сэма Кука по своему транзистору, пел на улицах и в церковном хоре. Джерольд Уайт, брат знаменитого Ронни Уайта (Ronnie White),  из группы The Miracles, решил в воскресенье помолиться. Он был поражен голосом темнокожего слепого  десятилетнего певца .  Стиви получил аудиенцию в доме этого неизвестного для него человека . Вундеркинд понравился его другу, который нанял юное дарование для работы в своей студии. Слухи о незрячем гении дошли и до легендарного Бэрри Горди и Стиви было организовано прослушивание у генерального директора и президента фирмы Motown, который был поражён незаурядной музыкальностью маленького исполнителя, и подписал с одиннадцатилетним мальчиком его первый контракт. Бывший боксер и поэт-песенник Горди основал лейбл Tamla Motown Records, будущее пристанище для Марвина Гейя, Смоки Робинсона и THE MIRACLES, THE FOUR TOPS, Дайены Росс и THE SUPREMES и HOLLAND-DOZIER-HOLLAND, в 1959 году (в 1988 году за 61 миллион долларов США он переуступил свое детище МСА) и обладал потрясающим чутьем на таланты, чувствовал музыкальный рынок и стабильно отслеживал его запросы. Как гласит легенда, Горди сказал, после прослушивания: «Ты, парень — настоящее Чудо, я советую тебе взять именно этот псевдоним» (хотя «wonder» [ˈwʌndə] точнее в данном случае перевести как «диво»). Перед подписанием контракта, продюсер Motown Кларенс Пол заявил, что «Стиви — восьмое чудо света»! Так появился псевдоним певца — «Чудо-Стиви» или «Стиви Уандер», вернее тогда ещё «маленький Стиви Уандер». Все его гонорары помещались на накопительные счета в банке до совершеннолетия. Это было время моды на таких вундеркиндов: в Европе это был Робертино Лоретти, тремя годами старше С.Уандера.  Первая половина 60-х это как раз пик его славы. В конце 1961 года  Стиви Уандер  делает свои первые записи на Motown — сингл «I Call It Pretty Music, But the Old People Call It the Blues», а в 1962 году выпускает два первых альбома: «The Jazz Soul of Little Stevie» и «Tribute to Uncle Ray», на которых в основном инструментальные композиции с длинными соло на губной гармонике и ударных. Хроматическая губная гармоника ( «хроматика») — разновидность губной гармоники, отличающаяся возможностью играть хроматически (то есть использовать все ноты) без использования специальных приёмов. Как правило, для этого используется кнопка («слайдер»), при нажатии которой происходит сдвиг нот на полтона в ту или иную сторону, но есть и хроматические гармоники без слайдера. Количество отверстий у слайдерной гармошки, как правило, 10-16. Большой размер и наличие кнопки позволяет визуально отличить большинство инструментов от других типов гармоник. Чаще всего используется в таких музыкальных направлениях, как блюз, джаз, поп и классика. Без-слайдерная гармошка в отличие от слайдерной позволяет освободить руки музыканта и совмещать игру на гармошке с игрой на другом (недуховом) инструменте, например, на гитаре или на фортепиано. Несмотря на поразительную одарённость мальчика, эти первые пластинки особого успеха не имели. Но спустя 2 года имя Стиви прогремело на всю страну – песня «Fingertips», где Стиви выступил вокалистом и исполнителем на бонгах и губной гармонике стала хитом американских чартов. Слепой чернокожий мальчик был признан гением. О жизни взаперти родительского дома можно было забыть. Один росчерк пера - и ты в другом мире. Прощай, отчий дом и полуголодное детство! Месяц в Мичиганской школе для слепых - и ты в дороге в одной компании с именитыми музыкантами. Четыре месяца турне с Марвином Гейем, THE SUPREMES и THE MARVELETTES, 94 концерта и всего три дня выходных за все это время. Тут взрослые часто опускали руки, а маленький Стиви всегда смотрелся бодро и успевал даже сочинять песни в гастрольном автобусе, когда его старшие коллеги мирно спали. В общем, вундеркинд быстро адаптировался в большой и дружной семье и вскоре даже принял привычный для всех облик, надев строгий костюм с галстуком. Его попечителем сделали автора и продюсера Кларенса Пола, который в известной манере муштровал его и курировал все его ранние альбомы.

Интересно, что Стиви с очень раннего возраста тянуло в женские компании. Услышав приятный женский голос, он буквально расцветал в улыбке, гримасничал и пытался шутить. В основном все его шутки сводились к типичным розыгрышам слепых, которые предварительно детально расспрашивают своих знакомых об обстановке данной комнаты или цвете вещей, надетых конкретным человеком, а потом заводят этого человека в данную комнату и глубокомысленно высказываются насчет целесообразных перестановок мебели и добавляют, что эта сексуально расстегнутая малиновая блузка очень гармонирует с темными волосами обворожительной собеседницы. Уандер очень долго не мог ступить и шагу без опекунства Пола. Это напоминало парню средневековые традиции сопровождения пожилыми дамами молодых девушек на бал. Но больнее всего было, когда Кларенс уводил у Стиви его подружек, которых он с таким трудом привораживал. Дело обычно происходило вечером, и Пол в приказном порядке отсылал парня спать, а сам предлагал девушке развлечься в его компании.

Став постарше, Стиви начал было курить марихуану, но, быстро теряя контроль за своим сознанием, переключился на более чувственные удовольствия, которые пропагандировались рок-н-роллом и уж никак не правильным со всех сторон Motown. Вообще сексом он мог заниматься весь день и всю ночь. И так всю неделю напролет. Где-то к 19-20 годам у него уже было с десяток подружек, утехи с которыми пришли на место тайных фантазий на тему "неплохо было бы наедине пообщаться с Дайаной Росс". Когда он действительно испытывал сильное влечение к партнерше, рождались такие романтичные вещи, как "Angie Girl" или "My Cherie Amour" (первоначально песня именовалась "Oh My Marsha"). А вообще ему нравились страстные негритянки с интеллигентными манерами.

Правда, с возрастом он становился серьезнее. Встреча с Мартином Лютером Кингом перевернула все его восприятие белого и черного мира. Он стал интересоваться политикой, но Motown уготовил ему иную роль, нежели музыкального борца за права чернокожего населения. Не секрет, что Горди был обыкновенным расчетливым бизнесменом и в первую очередь видел в произведениях Уандера отличный товар. Коммерчески выгодным предприятием считал Стиви и его второй музыкальный директор, сменивший Кларенса Пола, Джин Кис. Только ему также казалось, что к своему совершеннолетию парень превратится в первоклассного развлекателя. У Стиви были другие планы, и он об этом сразу же открыто заявил: "Когда мне исполнится 21 год, я собираюсь взять под контроль свою карьеру. Мне кажется, вы меня неважно знаете и плохо представляете, откуда я пришел".

 Удивительный диапазон пения в четыре октавы, сложнейшая техника вокального исполнения, владение роялем, губной гармошкой, ударными, всеми видами клавишных и кларнетом – казалось, Стиви Уандер вобрал в себя сразу с десяток музыкальных гениев. Но останавливаться на достигнутом молодой музыкант уже не собирался. Он хотел, чтобы люди просто забыли о его физическом недостатке, никто и думать не должен был о его слепоте. В 1964 году Стиви дебютирует в кино: в фильме Уандер играет самого себя. Меньше чем через полгода он вновь на экранах.Стиви уже не маленький мальчик, больше не надо бояться, что кто-то обидит его. Повзрослевшее «чудо» начинает работать композитором в звукозаписывающей компании, он пишет песни для своих коллег, параллельно работает над собственным альбомом соул-джазовых композиций. Соул-певец, композитор, аранжировщик, барабанщик, пианист, — к 20 годам Стиви Уандер уже крепко стоит на собственных ногах, он «видит» свой путь и следует ему. Личная жизнь тоже складывается удачно. Стив женится на авторе песен Сайрите Райт. Творческий тандем становится семьей. Молодая жена помогает Уандеру продюсировать его следующий альбом, которому суждено стать культовым, концептуальным, открывающим новую страничку в творчестве чудо-певца. Впервые певец стал полноценны продюсером собственного альбома – он сам выступил в качестве композитора и аранжировщика. История умалчивает, восприняли ли всерьез тогда заявление молодого музыканта, который избавился от прозвища "Little" еще в 1964 году, его боссы, но, как и обещал, на следующее утро после грандиозной вечеринки в честь совершеннолетия Уандера, устроенной Бэрри Горди в его детройтской резиденции, на столе у главы и основателя Motown лежало письмо от адвоката, который от имени своего клиента сообщал Горди, что все контракты с Motown и его продюсерскими отростками он расторгает. Горди в шоке. Уандер, кстати, тоже. Адвокат явно поспешил и был немедленно уволен, но его слова остались в силе. Стиви получил по старому контракту причитающийся ему миллион долларов, в то время как лейбл заработал на нем за прошедшие восемь лет никак не меньше 30 миллионов.

Посмотрим, что пошло с молотка за 1 миллион зеленых хрустящих бумажек. Сингловый дебют Маленького Стиви Уандера состоялся в августе 1962 года работой "I Call It Pretty Music But The Old People Call It The Blues" с тем же Марвином Гейем на ударных. Неплохо для начала, но сингл провалился в чартах. Далее Стиви записывает альбом очень сырых каверов Рэйя Чарльза, скорее для себя, чем для слушателя и Motown. Горди верит в звезду Уандера и поручает Полу использовать инструментальный потенциал мальчика. На свет появляется полуджазовый альбом "Jazz Soul Of Little Stevie Wonder", где Стиви отведена роль биг-бэнда с фортепьянными и органными партиями, ударными и гармоникой. Выдающегося мало (включая две песни, где Стиви выступил соавтором), насвистывать нечего, но не за горами продолжение запоминающихся флейтовых кульбитов в "Fingertips 2", а это уже живой звук двойного "Recorded Live - The Twelve-Year Old Genius" и юмористические экспромты между концертными песнями. Альбом впервые в истории Motown возглавляет US R & B Hot 100, и уже за это Горди безмерно благодарен Стиви.

Затем следуют тщетные попытки повторить успех "Fingertips 2", но все, чего удается добиться, - это довольно средний интерес к синглу "When You Wish Upon A Star" c монументальной оркестровой поддержкой и ставшие уже традиционными соло Уандера на губной гармошке. И вот когда народ уже окончательно пресытился его звучанием, на свет появился танцевальный сингл "Uptight (Everything Alright)", который Стиви написал в соавторстве с Генри Косби и Силвией Мой, и практически одноименный альбом, где выделялись "Ain't That Asking For Trouble" и дилановская "Blowin' In The Wind". Альбом зачал прекрасную хитовую серию, продлившуюся без малого шесть лет (с перерывами на Рождество). Несмотря на то, что в 1966-1970 годах его репертуар все еще составлялся и одобрялся наверху и представлял собой во многом стандартизированный поп-соул, Уандер получил статус птицы высокого полета и с 1967 года стал соавтором практически всех своих синглов. Первым цельнохитовым альбомом "I Was Made To Love Her" с гроссмейстерским соотношением собственного и перепетого Стиви ставит планку своей карьеры на новую высоту и берет ее с большим запасом годом позже, когда решается продюсировать собственные песни в альбоме "For Once In My Life". Здесь же он дебютирует как кларнетист, а Motown наконец-то понимает, что Уандер лучше исполняет свое, чем чужое. Это же примечают другие артисты лейбла, и Стиви участвует в сотворении двух классических хитов Smokie Robinson & THE MIRACLES "Tears Of A Clown" и THE SPINNERS "It's A Shame". Несколько авантюрной ему кажется идея записи инструментального альбома под его гармонику, поэтому он записывает его под псевдонимом Eivets Rednow, и получается какой-то джаз-блюз с примечательной композицией "How Can You Believe", одной из первых полностью написанных им самим. Интересно, что причиной выпустить целый альбом "My Cherie Amour" стал успех одноименной песни, которая в 1966 году была забракована знаменитым мотауновским ОТК, а в 1969 году, будучи на обратной стороне сингла "I Don't Know Why", с легкостью превзошла по популярности заглавную песню. А за "Signed, Sealed And Delivered", на котором он продюсировал пять композиций и написал семь, как за лучший соул-альбом года, Уандер был удостоен своей первой награды "Грэмми". Хитов здесь было хоть отбавляй: "Sugar" - это классика Motown, "Signed, Sealed, Delivered I'm Yours" - первый опыт совместной работы с будущей женой Сайритой Райт, протестантский китч "Heaven Help Us All" и маниакальная переделка THE BEATLES "We Can Work It Out". Работа на первый взгляд кажется коммерческой, но все-таки парень стал гораздо самостоятельней, и сейчас мы проследим развязку этого поступательного движения к творческой свободе.

     В 1971 году в добавление к его совершеннолетию и первой более или менее достойной зарплате истекает срок действия основного контракта Уандера с Motown. Все ждут от него продления, казалось бы, взаимовыгодных отношений, но чудо-Стиви, не найдя поддержки своим свободолюбивым порывам, забирает кровно заработанный миллион и открывает две собственные продюсерские и паблишинговые компании Taurus Production (Стиви явно доверяет астрологии!) и Black Bull Publishing, договорившись с паблишинговой компанией Бэрри Горди Jobete (кстати, которой он и поныне заведует) о равном разделении издательских прав на все его предыдущие музыкальные творения.

    Теперь его мысли устремлены в будущее соул-музыки, и он ищет техническое воплощение тех не вполне ясных идей, которые крутятся в его голове. В их реальном воплощении в жизнь уставшему Уандеру помогают двое из Нью-Йорка - Малколм Сесил и Роберт Маргулефф из группы TONTO'S EXPANDING HEAD BAND, только что выпустившей полуреволюционный лонгплэй "Zero Time", и ранние модели простейших синтезаторов (те, что были до "Moog"), такие, как, например, экстравагантно названный агрегат "Switched On Bach" Вальтера (сейчас уже пять лет как Уэнди) Карлос. Так как Стиви имел дело со множеством музыкальных инструментов, ему очень понравилась идея соединить их всех в одном. Но он не верил, что такое возможно, и попросил продемонстрировать ему действие их "Муга". После последнего аккорда Уандер назвал этот инструмент чудом техники и горько признал, что ему никогда не справиться с таким огромным количеством клавиш и переключателей одновременно.

Но любопытство взяло верх, и с помощью нью-йоркцев Стиви вновь оказался одним из первых там, где практически не касались руки черного человека. Он не пожалел четверть своего миллиона, чтобы купить студийное время в "Electric Ladyland", работал как муравей, спал по четыре часа в сутки, и через год в их каталоге было 35 полностью законченных вещи и еще 200 начатых (в различной стадии работы).

Опуская подробности содержимого переходного альбома "Where I'm Coming From", ассимилировавшего все его прошлые стилистические влияния (от BEATLES до ритм-энд-блюза), план записи которого летал в мыслях Уандера еще до того, как он съездил в Нью-Йорк, хочется отметить, что четыре последовавших за ним работы ознаменовали едва ли не самый плодотворный и апофеозный момент в его карьере, когда Стиви Уандер"узаконил" применение синтезаторов в черной музыке и, что самое главное, очеловечил синтетические звуки, заставив их выражать эмоции не хуже гитары или саксофона.

       Стиви впервые по-настоящему не боялся блуждать по стилям в поисках звучания нового десятилетия, хотя и очевидно, что в "Music Of My Mind" синтезатор для него еще является новомодной игрушкой, но он все-таки сохранил свою знаменитую спонтанность. Другое дело в "Talking Book" и "Innervisions", где все полифонично и полиритмично (от рэгги до классики) и доработано до совершенства. Плюс подкреплено первоклассными хитами ("You Are The Sunshine Of My Life", "Superstition", "You And I", "Blame It On The Sun", "Higher Ground", "Jesus Children Of America", "Golden Lady", "All In Love Is Fair") и плюс много новых трезвых политических и духовных проблем и смелых воззрений ("Big Brother", "Living For The City", "You Haven't Done Nothin'"). В 1972 году Уандер открывает концерты находящихся в зените славы "роллингов", и это здорово помогает ему на пути к белой аудитории и европейскому признанию, в отличие от тех нелепых попыток Motown просунуть его в популярные среди белых телесериалы в середине 60-х.

      В его следующем альбоме "Fulfillingness' First Finale" также все выверено и сфокусировано на деталях, но эту работу я бы даже поставил повыше двух предыдущих, так как при единой концепции поступательного развития третий альбом был облачен в прозрачную фольгу симпатичной такой вселенской грусти. И не будем все-таки забывать, что во время его записи Уандер попал в страшнейшую автомобильную аварию, после которой четыре дня его не могли вывести из комы, а на голове после операции остались множественные шрамы. Об этом балансировании на грани жизни и смерти в альбоме есть специальная композиция "It Ain't No Use". Не зря же Стиви отхватил аж по четыре "Грэмми" за этот диск и за "Innervisions"!..

      Нужно сказать, что все эти годы без Motown Уандер вел тайные переговоры со многими мэйджор-лейблами Америки, и в 1976 году его старый друг Горди не стал больше испытывать судьбу и ждать, пока у него из-под носа уведут, как им искренне казалось, ими же взращенного гения. Стиви заключил беспрецедентный по тем временам 7-летний контракт на сумму 13 миллионов долларов. Это сообщение потрясло Америку, но Горди сразу же заявил, что работа со Стиви безусловно стоит этих огромных по тем временам денег. Примечательно, что и дальше Уандер имел какую-то необыкновенную власть над Бэрри, причем Горди даже советовался со своим протеже, когда дважды в начале 80-х пытался продать по частям свою компанию. В обоих случаях Стиви был категорически против, и эту его позицию очень точно характеризуют слова, которыми он наградил Motown и которыми объяснил причину своего возвращения туда: "Я остаюсь с Motown, потому что, на мой взгляд, это единственная выжившая, проверенная временем компания в звукозаписывающей индустрии, у которой темнокожий владелец. Это жизненно важно, что в Motown эмоционально стабильный внутренний климат, сильный дух и экономическое благосостояние... ".

     Теперь несколько слов о личной жизни Стиви. Слепота никогда не мешала Уандеру на любовном фронте. Здесь он был ненасытен, но, как ни странно, женился в очень раннем по американским стандартам возрасте. 14 сентября 1970 года Стиви взял в жены коллегу по лейблу, талантливую певицу и поэтессу Сайриту Райт (Syreeta Wright). Через полгода после свадьбы они переехали из Детройта в Нью-Йорк и поселились в роскошных апартаментах суперсовременного отеля Говарда Джонсона в Манхеттене, где в результате их совместных усилий были написаны такие вещи, как "Signed Sealed Delivered (I'm Yours)", "Believe (When I Fall In Love It Will Be Forever)", "Blame It To The Sun" и два сольника Сайриты. Все было прекрасно, не считая двух вроде бы несущественных проблем: его ненасытного сексуального аппетита, достойного пояса верности, и ее вполне резонной суперревнивости. В общем, однажды Сайрита поймала Стиви в постели с другой у себя дома, хлопнула дверью и подала на развод. Долгое время они поддерживали дружеские отношения, а он некоторое время очень переживал, да так больше ни разу не женился, хотя и имел двух детей от своей подружки Иоланды Симмонс (Yolanda Simmons), которой, кстати, посвящена "Isn't She Lovely". Две официальных жены и бесчисленное количество подружек!

      Итак, с 1976 года Уандер вновь работал на престиж Motown, но уже без Сесила и Маргулеффа и потихоньку превращался в музыкального пастыря ("Have A Talk With God", "Black Man" - стандартный пример бессмысленных причитаний). И даже в таких признанных фаворитах в дискографии маэстро, как двойной альбом "Songs In The Key Of Life", наряду с очень сильными композициями ("Isn't She Lovely", "Golden Lady", "Summersoft", "Knocks Me Off My Feet"), которые стали лицом целого десятилетия, и веселым жизнеутверждающим посвящением его джазовому кумиру Дьюку Эллингтону в "Sir Duke", нет-нет, а проскакивали непростительно серые поверхностные вещи ("I Am Singing", "If it's Magic"), недостойные быть частью золотой серии из пяти альбомов, которую завершал этот диск. Кстати, здесь можно было услышать песню ("Pastime Paradise"), из которой рэппер Кулио (Coolio) выстрогал свой знаменитый хит "Gangsta's Paradise", и длинноформатные композиции за пять минут, так не характерные на мотауновской тусовки

        В принципе, этот источник популярных в народе записей не должен был иссякнуть еще как минимум несколько лет, но Уандер почему-то залег на дно и лишь через три года закончил работу над гигантским саундтреком к документальной картине "The Secret Life Of Plants", так никогда и не появившейся на большом экране. Этот по большей части инструментальный двойник ("Journey Through The Secret Life Of Plants") представлял собой любопытную для конца 70-х попытку со стороны Уандера написать цельную поп-симфонию с мультикультурными тенденциями ("Voyage To India") и не был обласкан критиками. Стиви вновь экспериментировал, и это, безусловно, заслуживало уважения, но в Motown на первый план всегда ставился коммерческий успех. Поэтому второму великому слепому (после Паниковского) пришлось спешным порядком записывать в следующем году новый лонгплэй "Hotter Than July", который частично вернул ему старые позиции с бесподобными мелодиями и хуками ("Lately", "Did I Hear You Say You Love Me" и "As If You Read My Mind" с вокалом Сайриты), но явился лишь повторением пройденного. Мы его помним разве что по лучезарному рэгги "Master Blaster (Jamming)" и по трибьюту Мартину Лютеру Кингу "Happy Birthday", сопровождавшемуся общественной кампанией за придание дню рождения легендарного борца за права темнокожего населения статуса государственного праздника (что и случилось в 1986 году).

      С.Уандер продолжал топтаться на месте и все больше затягивать релизы свежих работ. Альбом с рабочим названием "People Moving Human Play" должен был появиться в 1983 году. Вместо этого у него вышел еще один ретроспективный двойник "Original Musiquarium Vol. 1" (лучшие песни 1971-1982 годов), содержавший четыре новые песни среднего уровня, и новый саундтрек к картине "Woman In Red", еще один попсово-коммерческий проект, в джунглях которого родилась его знаменитая баллада "I Just Call To Say I Love You". Как это ни парадоксально выглядит, но эта вещь в компании с "Part-Time Lover" из следующего альбома "In Square Circle" в большинстве случаев признаются нашими современниками, как лучшие и самые примечательные композиции из богатой песенной коллекции Уандера. Действительно, "I Just Call To Say I Love You" шесть недель лидировала в английском хит-параде и до сих пор входит в десятку самых продажных синглов Британии, а "Part-Time Lover" - пожалуй, самый известный танцевальный хит маэстро и тоже имеет в своем активе феноменальное достижение - в 1985 году он одновременно возглавлял хит-парад "Биллборда" по четырем разделам (поп, ритм-энд-блюз, современная взрослая и танцевальная музыка), но, по общему мнению, люди просто забыли, каким он был хотя бы десятилетием раньше, и в этом виноват был сам Стиви!

Он не переставал разочаровывать. Альбом "In Square Circle" абсолютно не оправдывал пяти лет ожидания. Не помог и авторский союз с талантливой Дионн Уоруик. Казалось, Уандер позабыл секрет своего волшебства и беспомощно копировал себя, делая упор на уже порядком приевшееся синтезаторное звучание. В 1987 году с диском "Characters" он, как один из лучших ударников планеты и ученик легендарного мотауновского чудо-барабанщика Бенни Бенджамина, зачем-то увлекся драм-машиной, хотя и без этого был в неплохой форме и мог снабдить народ новым зарядом своего классического фанка и балладного романтизма ("With Each Beat Of My Heart", "Free" и "Skeletons" не лишены очарования). Но слушать, а главное понимать и принимать Уандера становилось все сложнее, и поэтому не он уже писал законы в музыкальной конституции 80-х, а тот же живчик Майкл Джексон, с которым Стиви записал "Get It" и "Just Good Friends". Впрочем, Уандер и сам это чувствовал и стал больше уделять времени благотворительным проектам (USA FOR AFRICA), кампании против распространения СПИД (чем вообще никто среди черных не занимался в то время) и писать и продюсировать для других (Пол МакКартни "Ebony And Ivory", Элтон Джон, EURYTHMICS, Гэри Берд).

       Неудивительно, что на запись нового альбома он потратил аж восемь лет и как всегда на половине пути отметился очередным саундтреком ("Jungle Fever"). Видно и слышно, что Стиви было время подумать и додумать. Слабые треки все еще прощупываются, но уже лучше. Вновь появляется тяга к разностильности (соул-поп "Make Sure You're Sure", техно-поп Chemical Love" и даже хип-хоп "Each Others Throat"), чувствуется энтузиазм и поиск нового звучания. А на бэк-вокале вновь Сайрита.

А дальше "гуд-бай, Америка!" и добро пожаловать в Гану, африканскую страну, куда Уандер давно хотел эмигрировать, но пока не решился. Атмосфера умиротворения и близости к природе всегда питали его вдохновение, так что, когда он на полтора месяца слетал туда в 1993 году, эффект был ошеломляющим - поправленное чистым воздухом здоровье и 40 новых песен, которые оказались в памяти его компьютера по приезде в Детройт. Альбом "Conversation Peace" получился эдаким монолитным строением в стиле социоромантики, где все принадлежит перу Уандера (а за его спиной массивная музыкальная поддержка), бэк-вокалистки (включая его дочь Аишу), притом, что на большинстве инструментов все-таки играет он сам. Он шутит с мелодиями, пытается не потерять романтичности в 45 лет ("For Your Love", "Edge Of Eternity"), но его главные слова носят социальный подтекст ("Rain Your Love Down", "My Love Is With You"), хотя его трудно обвинить в пессимизме.

      Стиви явно вновь нашел себя в мире музыки, снова стал расти, и этот рост ярко продемонстрировал концертный двойник "Natural Wonder", для которого он переписал около тридцати своих лучших песен часто в сопровождении симфонического оркестра, дополнив список совсем свежими композициями ("Kiss Lonely Goodbye", римейк песни Боба Марли "Redemption Song", "Stay Gold") из саундтреков с его участием. Потом были ничем не примечательный альбом лучших вещей "Song Review" без единой новой песни, участие в благотворительном проекте Лучано Паваротти "Pavarotti & Friends", неожиданный коллаборейт с тинейджерской поп-соул-группой 98 DEGREES (композиция "True To Your Heart" вошла в саундтрек к диснеевскому полнометражному мультфильму "Mulan") и вот теперь бокс-сет на четырех дисках, охватывающий всю замечательную карьеру Уандера.

Мы вновь вынуждены томиться в ожидании новой работы слишком долго. Что это будет и когда она появится в продаже, тоже загадка. Не думаю, что это будет что-то традиционное для Уандера. В последние годы он много раз заявлял, что назад дороги нет и что его должны оценить новые поколения. На протяжении своей долгой карьеры он неизменно оставлял после себя музыкальные произведения, которые характеризовали эпоху. В 60-х это была "Uptight", в 70-х - "Superstition", в 80-х "I Just Call To Say I Love You", в 90-х годах - не знаю еще, скорее всего "Kiss Lonely Goodbye".

Стиви Уандер решил вернуться к активной концертной деятельности после 20-летнего перерыва и начал своё американское турне 23 августа 2007 года концертом в Сан-Диего. Турне «A Wonder Summer’s Night», прошло в 13 городах США, завершилось в Бостоне 20 сентября и имело успех. Стиви Уандер был главной звездой и почетным гостем фестиваля «Новая волна» в Юрмале (Латвия) в 2007 году.

В 2008 году 58-летний Уандер отыграл двухчасовой сольный концерт из 27 композиций на площадке O2 арена в Лондоне. Это выступление в 2009 годувышло на DVD и Blu-ray дисках и стало его первым официально выпущенным видео.

В 2010 году 60-летний Стиви Уандер был хедлайнером и главной звездой на фестивале Гластонбери в Англии, где отыграл полуторачасовой концерт из 20 песен. Его слушали около 140 тысяч человек. Уандер записал более тридцати хитов, входящих в первую десятку чартов США, написал более 2000 песен и получил рекордные25 премий Грэмми, присуждаемые за высшие достижения в области звукозаписи. Также он известен своей работой в качестве политического активиста, в том числе его кампанией 1980 года, о придании дню рожденияМартина Лютера Кинга статуса национального праздника в США. По этому случаю Уандер, который уже был к тому времени известным защитником прав афроамериканцев, записал песню «Happy Birthday», целиком посвящённую кампании в поддержку праздника. В 2009 году Стиви Уандер был объявлен посланником ООН.[8] В 2008 году журнал Billboard опубликовал список «100 лучших артистов всех времён», в котором Уандер занял пятую строчку.

Стиви Уандера называют одним из величайших музыкантов нашего времени (James E. Perone 2006; S. Davis ,2006; A.Oldenburg , 2014; S. Marquina, 2014).

Стиви Уандер:25 раз получал премию «Грэмми».[2]

Студийный альбом «A Time to Love» вышел в 2005 году. Пластинка дебютировала сразу на пятом месте американского поп-чарта. Она получила массу положительных отзывов от критиков, премию «Грэмми» за лучший мужской поп-вокал («From The Bottom Of My Heart») и на лето 2007 года был продан тираж 169 тыс. копий (по данным Nielsen SoundScan). Официальный концертный альбом Стиви Уандера вышел в 2008 году, это запись с лондонского концерта на O2 арене. Альбом содержит 27 треков, в основном это песни самого Уандера, также присутствует одна композиция Miles Davis(«All Blues»), одна Chick Corea («Spain») и попурри на темы песен The Beatles и The Rolling StonesВ период с 1965 по 1980 год, в номинациях «Запись Года» и «Альбом Года» артист, являющийся одновременно продюсером собственной записи или альбома, получал одну премию Грэмми как артист и дополнительную премию как продюсер.

В 1984 году С.Уандер получил премию «Оскар» за лучшую песню «I Just Called To Say I Love You» из фильма «Женщина в красном» , в 1996 г. получил  главную премию Грэмми : «За жизненные достижения»; в  2008 г. он занял пятую строчку в списке «100 лучших артистов всех времён» журнала Билборд, что делает его третьим самым успешным певцом (послеЭлвиса Пресли и Майкла Джексона) в истории чарта «горячая сотня Биллборд»; в 2009г. С.Уандер был объявлен посланником мира Организации Объединённых Наций, а в  2010 г. был награжден «Орденом Искусств и литературы» Франции.

Дискография Стиви Уандера включает в себя 23 студийных альбома, три саундтрека, четыре концертных альбома, 10 сборников, один бокс-сет и 98 синглов. Четыре альбома входят в список «500 величайших альбомов всех времён» по версии журнала Rolling Stone, а именно: Innervisions (1973, 23 место), Songs in the Key of Life (1976, 56 место), Talking Book (1972, 90 место) и Music of My Mind (1972, 284 место).

А еще С.Уандер отец девяти детей. А еще в 2012 г. Джеффри Лоуэлл защитил докторскую диссертации о творчестве С.Уандера. А еще в 2014 году Г.Ховард  (Greg Howard) поделился сногсшибательной новостью: на самом деле С.Уандер…не слепой!

Наверное, каждому незрячему было бы лестно настолько адаптироваться к жизни, чтобы его принимали за нормально видящего!

 Автор:

Н.Ларинский 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх