globallookpress.com
О специфике этого заболевания и о том, как лечат опухоли мозга, рассказали эксперты «Столичной медицинской клиники» врач высшей категории, кандидат медицинских наук Фёдор Шпаченко и биолог и психолог Марина Спиранде.
Майя Миличь, АиФ.ru: Говоря «опухоль» — мы всегда подразумеваем рак, то есть онкологическое заболевание?
– Словом «опухоль» скорее обозначается некое патологическое новообразование, представляющее собой разросшуюся ткань. Если это новообразование медленно растёт, сдавливая окружающие ткани, но не проникая, не метастазируя в них, а его клетки сходны с окружающими тканями — опухоль доброкачественная. Она может «прожить» в организме, не создавая критической опасности для жизни человека. Доброкачественная опухоль эффективно лечится хирургическим путём. Но доброкачественная опухоль может также переродиться в злокачественную, то есть такую, которая стремительно и неконтролируемо разрастается.
Клетки злокачественной опухоли разнообразны, и они постоянно делятся, их количество увеличивается, они могут агрессивно метастазировать — разрастаться в окружающие органы, разноситься по кровяному и лимфатическому руслу. Именно группа заболеваний, когда ткани перерождаются в злокачественную опухоль, и называются раком. Опухоли мозга — это внутричерепные новообразования. Они, как и другие опухоли, могут быть доброкачественные и злокачественные, то есть раковые.
– Чем опухоль головного мозга отличается от других видов онкологических заболеваний?
– По своему происхождению злокачественные опухоли мозга схожи с другими видами рака. Если они образовались из клеток мозга или окружающих его тканей — оболочки мозга, окружающих сосудов и нервов, это первичная опухоль. И если опухоль локальна, то есть хорошие перспективы хирургического лечения. Если опухоль первично образовалась в других органах, а потом «проросла» в ткани мозга или была доставлена туда по кровяному или лимфатическому руслу, она — вторичная и лечится тяжелее.
С учётом того, что мозг является, по сути, нашим главным компьютером, центром управления, который отвечает за нормальное функционирование всего организма, то любое заболевание мозга может приводить к нарушению многих функций.
Кроме того, хирургическое лечение опухолей мозга намного сложнее, ведь опухоль может быть расположена в труднодоступном месте, и есть риск повреждения здоровых тканей с нарушением жизненно важных функций. Лечение некоторыми химическими препаратами часто также невозможно, поскольку наш мозг защищён от основного кровотока так называемым гемато-энцефальным барьером. Это, по сути, фильтрующий механизм, который защищает нашу нервную систему от токсинов, микроорганизмов или чужеродных веществ, которые могут «гулять» по кровеносной системе.
– Какие виды опухоли головного мозга наиболее распространены?
– Есть много видов классификаций опухолей мозга — по их происхождению (первичные или метастатические), по степени их злокачественности, по их локализации, а также по ткани, из которой они образовались. В целом, рак мозга — достаточно редкое заболевание, но видов его много.
Среди доброкачественных внутричерепных образований наиболее распространёнными являются менингиомы, составляющие более 25 % всех первичных опухолей мозга. Реже всего можно встретить гемангиобластомы, образующиеся из стволовых клеток или примитивных клеток сосудов. Если мы говорим о злокачественных новообразованиях, наиболее частый вид — до 60 % всех опухолей мозга — глиомы, т. е опухоли из глии, вспомогательных клеток нервной системы.
МРТ мозга. Фото: globallookpress.com
Наиболее редкие виды — саркома мозга, образующаяся из соединительной ткани.
Эстезионейробластома — редкое и очень агрессивное образование из эпителия носовой полости, носоглотки и одной из костей лицевой части черепа.
Самое главное — настрой пациента
– Как лечат опухоли головного мозга?
– Сложность лечения опухоли мозга может объясняться трудной доступностью её положения. Как и в других случаях с онкологическими заболеваниями, решающее значение имеет степень развития заболевания, наличие метастазов, общее состояние больного — наличие других сопутствующих заболеваний, возраст заболевшего.
Любой онколог скажет, что огромное значение имеет настрой пациента. Огромная жажда жизни, вера в лучшее, решительный настрой победить болезнь, активная внутренняя борьба за жизнь и за своё завтра порой поднимают самых безнадёжных пациентов.
Самый современный эффективный и малоинвазивный метод лечения опухолей головного мозга — радиохирургический гамма-нож. Несмотря на название, это не нож в обычном понимании, и вскрытия черепной коробки для операции не требуется. Гамма-нож — это прибор, представляющий собой специальный шлем, который надевают на голову пациента после подготовки, имеющий специальные встроенные радиоактивные излучатели. Идущие из излучателей лучи сходятся в одной точке, которую специально рассчитали с учётом локализации опухоли. Точечное радио-облучение разрушает опухоль даже в самых труднодоступных местах, а окружающие здоровые ткани получают минимально возможное облучение.
Наряду с этим используются и давно известные методы, такие как хирургическое, лучевое и химиотерапевтическое лечение.
– Какова статистика по выживаемости именно по этому виду онкологии?
– Каждая опухоль, как человек — индивидуальна. Поэтому программу лечения всегда определяет врач на основании проведённой полной диагностики. Выживаемость также весьма различна и зависит от вида опухоли, её стадии при обнаружении и возраста пациента.
Например, пятилетняя выживаемость при эпендимомах и олигодендроглиомах у пациентов 20–45 лет до 80 % соответственно и уменьшается до 69 % и 45 % для пациентов в возрасте 55–65 лет.
Разные возрастные группы больше подвержены различным видам рака мозга. Есть преимущественно «детско-подростковые» виды опухолей, есть те, что чаще встречаются у людей после 40 лет. Меньше всего заболеваемость этим видом рака выявляется у людей 20–35 лет.
Первые симптомы
– Можно ли заподозрить опухоль головного мозга самостоятельно? Какие симптомы и виды недомогания должны обязательно насторожить и привести в кабинет к врачу?
– Основной комплекс симптомов объясняется повышением внутричерепного давления из-за сдавливания новообразованием тканей мозга. Это вызывает сильные головные распирающие боли, усиливающиеся при кашле, чихании, поворотах головы. Также в списке первых симптомов — головокружения, иногда внезапная фонтанирующая рвота, эпилептические приступы, судороги, расстройства психики и восприятия. Это могут быть и галлюцинации, изменения ощущения вкуса, запаха, цвета, иногда нарушения координации, навязчивые движения — глотание, облизывание губ, жевание.
Нарастающая интоксикация также может вызывать общую безучастность, апатию, слабость, вялость, расстройство внимания и памяти. Симптомы очень зависят от локализации опухоли.
Но сильные головные боли, не снимающиеся обычными анальгетиками, присутствуют как основной общий симптом практически всегда.
Шанс на спасение
– Лечение рака мозга — дело дорогостоящее. Какую роль играют государство, фонды и сборы денег «всем миром» в помощи таким больным?
– Стоимость лечения онкологических заболеваний действительно очень высока. И в России, как и в других странах, к сожалению, не хватает бюджетных средств для оплаты лечения всех пациентов, заболевших раком. Насколько нам известно, государственная квота сейчас составляет порядка 100 тысяч рублей. В ряде случаев лечение подобного рода заболеваний значительно превышает данную сумму.
Поэтому помощь негосударственных фондов и частных пожертвователей остаётся порой единственным шансом на спасение.
Надо сказать, что стоимость зарубежного высокотехнологического лечения опухолей порой оказывается сопоставимой или даже заметно ниже, чем такое лечение в Москве. Поэтому поиск лучшего решения не стоит ограничивать территориально.
Рак — мультифакторная болезнь
– Можно ли сказать, что какие-то конкретные факторы или вредные привычки приводят к раку мозга?
– До сих пор ведутся активные споры о причинах развития рака вообще, и рака мозга в частности. На сегодняшний день понятно одно — это мультифакторная болезнь, где могут выходить на первый план разные причины. Есть исследования, которые доказывают генетическую предрасположенность, поскольку подобные заболевания многократно повторялись в поколениях одной семьи.
Есть достаточно случаев этого заболевания у тех, кто жил или работал в зонах облучения или агрессивных химических производств. Нельзя не учитывать и воздействие канцерогенов, тяжёлых металлов из воздуха и пищи. Также хронический стресс, который стал частью нашей жизни, подтачивает ресурс наших организмов, ломая защитные механизмы и запуская страшные заболевания.
– Какие существуют способы профилактики, и существуют ли вообще? Какие исследования ведутся в этой области?
– К сожалению, не понимая точного механизма развития болезни, сложно рекомендовать профилактику. То, что известно достоверно — любое заболевание возможно, если истощён ресурс. У каждого человеческого органа есть свой ресурс и правила его эксплуатации, точно так, как у всякого высокотехнологичного прибора.
Печень заболит после неправильного питания и избыточного алкоголя, мышцы — после чрезмерной физической нагрузки, зубы — после злоупотребления сладостями. Всё это известно. Но что мы знаем о мозге?
Мы часто недосыпаем, не давая ему восстановиться, часто ложимся спать, продолжая решать множество каких-то проблем. И наш мозг, подобно компьютеру с множеством открытых окон и запущенных оперативных задач, «зависает», не способный завершить свою работу, чтобы завтра начать трудиться в полную силу. Мы пьём кофе и энергетические коктейли, чтобы стимулировать мозг, а потом снотворные, чтобы, наконец, заснуть. Мы нервничаем и переживаем, загоняя себя и откладывая отдых на потом. Мы лечим себя сами от всех болезней, принимая лекарства по своему усмотрению, обращаясь к врачам в самый последний момент.
Ничто не может гарантировать нам полное здоровье. Но то, что мы точно можем сделать — чуть бережнее относиться к себе и своему организму, контролируя его состояние хотя бы раз в год.
Свежие комментарии