Иногда скрининг называют профилактическим обследованием — но слово «профилактика» здесь будет не совсем правильным. Основная задача скрининговых исследований — не предотвратить заболевание, а найти его на ранней стадии, когда человек еще чувствует себя здоровым.
В чем польза
Не все болезни с самого начала проявляются яркими симптомами. Один из примеров — злокачественные опухоли. Зачастую, когда возникают боли и другие проявления, болезнь уже в запущенной стадии — опухоль успела прорасти в соседние органы и дать метастазы.
Лечение будет долгим и сложным, вероятнее всего, окажется неуспешным. Пока опухоль маленькая и не проросла за пределы органа — удалить ее относительно легко. Но больной человек в это время не испытывает симптомов и не обращается к врачу.
С 1960 года в Японии начали проводить массовый скрининг рака желудка. В итоге за последние десятилетия смертность от этого заболевания в стране снизилась в 2 раза. Японцы болеют раком желудка чаще, чем жители других стран, но выживаемость — самая высокая в мире.
Другой вариант — болезнь, которая излечима даже в запущенной форме. Но если лечение было бы начато раньше, оно заняло бы меньше времени, потребовало бы меньше сил и стоило дешевле. Вместо операции можно было бы обойтись курсом капельниц и таблеток. Для этого нужно вовремя установить диагноз — и тут скрининг снова приходит на помощь.
Даже если болезнь уже неизлечима, скрининговые исследования все равно полезны. Например, ВИЧ — неизлечимое заболевание, но ранняя диагностика и начало лечения помогают увеличить продолжительность жизни, предупредить распространение инфекции.
Однако со скринингом не все так просто.
Если нет системы
В некотором смысле скрининг — стрельба из пушки по воробьям. Иногда для того, чтобы выявить двух больных, приходится обследовать тысячи здоровых. А любое исследование — это затраты на оборудование, реагенты, работу врачей, лаборантов. И они не всегда бывают оправданны.
Например, в Финляндии, где есть четкая система скрининга рака шейки матки, каждая женщина за свою жизнь обязательно должна пройти не более 10 тестов. При этом за 20 лет в стране удалось снизить смертность от этой болезни вдвое. В Германии скрининг рака шейки матки проводится активно, но бессистемно — женщины проходят тесты до 50 раз.
Некоторые специалисты оценивают российский скрининг как «расточительный, спонтанный и несправедливый».
Чтобы скрининговая программа оказалась жизнеспособной, она должна быть оптимизирована так, чтобы затраты на нее были оправданы. Больше — не всегда лучше.
Цена ошибки
Ни один метод диагностики не обладает стопроцентной точностью. Иногда результаты скрининга могут ввести в заблуждение и врача, и пациента.
Ложноположительные результаты — когда болезни нет, а во время скрининга ее ошибочно «находят» — заставляют пациента испытывать стресс, снова проходить исследования и сдавать анализы, чтобы обнаружить заболевание или убедиться, что все в порядке.
Это заставляет снова обращаться в больницу и обследоваться, иногда не раз.
В частности, у российских экспертов вызывает вопросы тест на рак простаты — определение уровня простатспецифического антигена (ПСА). В России нет единых стандартов, разные лаборатории используют разное оборудование и методы, не учитываются возрастные нормы ПСА, да и сам метод отличается низкой чувствительностью и специфичностью. Если проводить анализ так, как его делают в настоящее время, у всех мужчин — будет много ложноположительных результатов, возрастет количество ненужных биопсий.
Коварны и ложноотрицательные результаты. Они заставляют расслабиться, создают мнимое чувство благополучия и защищенности. «Я прошел диспансеризацию — теперь ближайший год можно ни о чем не переживать», — а болезнь тем временем прогрессирует.
Цель не всегда оправдывает средства
Рак молочной железы — одна из главных причин смерти среди женщин всего мира, но, если выявить его на ранних стадиях, прогноз сильно улучшается, это дает возможность спасти жизнь. Однако целесообразно ли проводить рентгенографическое исследование — маммографию — у всех женщин, скажем, в 25 лет?
Во-первых, в этом возрасте рак молочной железы встречается редко. Обследование для здоровых женщин — это лишняя лучевая нагрузка, стресс, а иногда и последующее лечение несуществующей болезни. Во-вторых, у тех молодых молодых женщин, которые болеют, эта опухоль обычно растет очень агрессивно, поможет ли ее раннее обнаружение спасти жизнь — большой вопрос.
Наглядный пример — рак простаты, про который говорят, что «больше людей умерли с ним, чем от него».
Скрининговые методы диагностики должны быть точными, быстрыми, недорогими, их назначают, как правило, не всем подряд, а только людям, входящим в группу повышенного риска. Например, некоторые заболевания в основном встречаются у людей старшего возраста или определенных профессий.
Каким должен быть скрининг
Скрининг может включать консультации врачей, анализы, инструментальные исследования. Его цель — не установить сразу точный диагноз, а обнаружить патологические изменения, понять, что болезнь в принципе есть. Поэтому для скрининга обычно применяют простые доступные исследования. Их можно пройти в большинстве бюджетных и частных клиник — если вы живете в небольшом городе, для этого не обязательно ехать в областной центр или в столицу.
Поможет врач-терапевт (в случае с детьми — педиатр). Он расскажет, каких специалистов нужно посетить в вашем случае, какие сдать анализы и пройти исследования. Обычно это нужно делать раз в полгода-год.
Сложные и дорогие методы диагностики могут потребоваться, если во время скрининга были выявлены патологические изменения. Врач назначит углубленное прицельное обследование, чтобы уточнить диагноз.
Скрининговые исследования постоянно совершенствуются, но даже самые современные — не идеальны. От ошибки не застрахован никто. Однако правильно составленная скрининговая программа зачастую помогает вовремя обнаружить серьезные заболевания, повысить шансы на выздоровление и предотвратить инвалидность.
Свежие комментарии