Многие считают, что тяга к еде – это способ нашего организма сигнализировать о том, что ему не хватает какого-либо питательного вещества. Но исследования показывают, что в большинстве случаев это не так.
Утолить простой голод можно практически любой едой, но тяга к чему-то конкретному может зацикливать нас на определенном продукте, пока нам не удастся его наконец-то съесть.
Большинство из нас знает, каково это – испытывать тягу к еде. Обычно тяга возникает к высококалорийным продуктам, поэтому ее связывают с увеличением веса и повышением индекса массы тела.
Широко распространено мнение, что тяга к еде – это способ нашего тела сигнализировать нам о том, что нам не хватает определенного питательного вещества, а в случае беременных женщин – что тяга сигнализирует о том, что нужно ребенку. Но так ли это на самом деле?
Большая часть исследований показала, что у тяги к еде может быть несколько причин – и они в основном психологические.
Культурная обусловленность
В начале 1900-х годов русский ученый Иван Павлов понял, что собаки ждут угощения в ответ на определенные стимулы, связанные со временем кормления. В серии известных экспериментов Павлов приучил собак к тому, что звук колокольчика означает время кормежки.
По словам Джона Аползана, доцента по клиническому питанию и метаболизму в Центре биомедицинских исследований Пеннингтона, во многом тягу к еде можно объяснить условиями, в которых вы находитесь.
«Если вы всегда едите попкорн, когда беретесь за просмотр своего любимого телешоу, ваша тяга к попкорну возрастет, когда вы начинаете его смотреть», – говорит он.
Анна Конова, директор Лаборатории нейробиологии зависимостей и принятия решений в Университете Ратгерса в Нью-Джерси, отмечает, что тяга к сладкому в середине дня возникает с большей вероятностью, если вы находитесь на работе.
Таким образом, часто тяга возникает из-за определенных внешних сигналов, а не из-за того, что наше тело чего-то требует.
Шоколад – одно из самых распространенных пристрастий на Западе, что поддерживает аргумент о том, что тяга не связана с дефицитом питательных веществ, поскольку в шоколаде не содержится большого количества таких веществ, в которых мы можем испытывать недостаток.
Часто утверждают, что шоколад является таким распространенным объектом желания, потому что он содержит большое количество фенилэтиламина – молекулы, которая дает сигнал мозгу о необходимости выпустить полезные химические вещества дофамин и серотонин. Но многие другие продукты, которых нам хочется не так часто, включая молочные продукты, содержат более высокие концентрации этой молекулы. Кроме того, когда мы едим шоколад, ферменты расщепляют фенилэтиламин, поэтому он не попадает в мозг в значительных количествах.
Исследованиями установлено, что женщин вдвое чаще тянет к шоколаду, чем мужчин, и чаще всего это происходит до и во время менструации. И хотя кровопотеря может увеличить риск дефицита некоторых питательных веществ, таких как железо, ученые отмечают, что шоколад не восстановит уровень железа так же быстро, как красное мясо или темная листовая зелень.
Можно было бы предположить, что, если бы был какой-либо прямой гормональный эффект, вызывающий биологическую потребность в шоколаде во время или перед менструацией, это желание уменьшилось бы после менопаузы. Но одно исследование обнаружило лишь небольшое снижение распространенности тяги к шоколаду у женщин в период постменопаузы.
Гораздо более вероятно, что связь между ПМС и тягой к шоколаду носит культурный характер. Одно исследование показало, что женщины, родившиеся за пределами США, значительно реже связывают тягу к шоколаду с менструальным циклом и испытывают тягу к шоколаду реже по сравнению с теми, кто родился в США и иммигрантами во втором поколении.
Исследователи утверждают, что женщины могут ассоциировать шоколад с менструацией, потому что считают, что во время и до наступления менструации для них приемлемо с культурной точки зрения есть «запретную» пищу. По их словам, в западной культуре есть «тонкий идеал» женской красоты, который порождает мнение о том, что сильная тяга к шоколаду должна иметь веское оправдание.
В другой статье утверждается, что тяга к еде связана с двойственными ощущениями или напряженностью между желанием поесть и желанием контролировать потребление пищи. Это создает непростую ситуацию, поскольку сильная тяга к еде подогревается негативными чувствами.
Если те, кто ограничивает себя в еде, чтобы похудеть, удовлетворяет тягу, съев желанную еду, они плохо себя чувствуют из-за мыслей о том, что нарушили правило диеты.
Из исследований и клинических наблюдений известно, что негативное настроение может лишь увеличить потребление еды человеком и даже провоцировать переедание. Эта модель имеет мало общего с биологической потребностью в еде или физиологическим голодом. Скорее, это правила, которые мы устанавливаем в отношении еды и последствия их нарушения.
Исследования также показывают, что, хотя пристрастие к шоколаду распространено на Западе, оно совершенно не распространено во многих восточных странах. Существуют также различия в том, как передаются и понимаются убеждения в отношении различных пищевых продуктов – только две трети языков имеют слово, означающее тягу (англ. «craving»), и в большинстве случаев это слово относится только к наркотикам, а не к еде.
Даже в тех языках, в которых есть аналоги слова «craving», все еще нет единого мнения о том, что это такое. Конова утверждает, что это препятствует пониманию того, как преодолеть тягу, поскольку мы можем маркировать как тягу несколько разных процессов.
Манипуляция микробами
Существуют свидетельства того, что триллионы бактерий в нашем организме могут манипулировать нами, чтобы мы жаждали и ели то, что им нужно – и это не всегда то, что нужно нашему организму.
«Микробы заботятся о своих собственных интересах. И им это хорошо удается», – говорит Афина Актипис, доцент кафедры психологии Аризонского государственного университета.
«Кишечные микробы, которые лучше всего выживают в человеческом организме, с каждым новым поколением становятся все более живучими. У них есть эволюционное преимущество, заключающееся в том, что они способны сильнее влиять на нас, заставляя нас кормить их в соответствии с их желаниями», – говорит она.
Разные микробы в наших кишечниках предпочитают разную среду – например, более или менее кислую, – а то, что мы едим, влияет на экосистему в кишечнике и условия жизни бактерий. Они могут заставить нас есть то, что им нужно, несколькими различными способами.
Они могут посылать сигналы из кишечника в мозг через наш блуждающий нерв и заставлять нас неважно себя чувствовать, если мы не едим достаточно определенного вещества, или заставлять нас чувствовать себя хорошо, когда мы едим то, что они хотят, путем выделения нейротрансмиттеров, таких как допамин и серотонин. Они также могут воздействовать на наши вкусовые рецепторы таким образом, чтобы мы потребляли больше какого-либо продукта.
По словам Актипис, ученым еще не удалось зафиксировать этот процесс, но эта концепция основана на понимании ими того, как ведут себя микробы.
«Существует мнение, что микробиом является частью нас, но если у вас есть инфекционное заболевание, конечно, вы скажете, что микробы атакуют ваше тело, а не являются его частью», – говорит Актипис. «Ваше тело может быть взято под контроль плохим микробиомом».
«Но если вы будете придерживаться диеты с большим количеством сложных углеводов и клетчатки, в вашем организме будет обитать более разнообразный микробиом», – говорит Актипис. «В таком случае должна запуститься цепная реакция: здоровая диета порождает здоровый микробиом, который вызывает у вас тягу к здоровой пище».
Как избавиться от тяги
Наша жизнь полна триггеров, которые могут вызывать тягу к еде, таких как реклама и фотографии в социальных сетях, и избегать их не так просто.
«Куда бы мы ни пошли, мы видим рекламу продуктов с большим количеством сахара, и к ним всегда легко получить доступ. Эта постоянная атака рекламой влияет на мозг – и запах этих продуктов вызывает к ним тягу», – говорит Авена.
Поскольку образ жизни городского жителя не позволяет избегать всех этих триггеров, исследователи изучают, как мы можем преодолеть условную модель тяги, используя когнитивные стратегии.
Ряд исследований показал, что техники тренировки внимания, такие как осознание тяги и избегание оценивания этих мыслей, могут помочь уменьшить тягу в целом.
Исследования показали, что один из наиболее эффективных способов обуздать тягу состоит в том, чтобы исключить из нашего рациона пищу, которая ее вызывает, – что противоречит предположению о том, что мы жаждем того, что нужно организму.
Исследователи провели двухлетнее испытание, в котором предписали каждому из 300 участников одну из четырех диет с различными уровнями жира, белка и углеводов и измерили их тягу к еде и потребление пищи. Когда участники стали есть меньше определенной пищи, им меньше ее хотелось.
Исследователи говорят, что, чтобы уменьшить тягу, люди должны просто есть желанную пищу реже – возможно, это связано с тем, что наши воспоминания, связанные с этой едой, со временем исчезают.
В целом ученые сходятся на том, что еще необходимо проводить дополнительные исследования для определения и понимания тяги и разработки способов преодоления условных реакций, связанных с нездоровой пищей. Между тем, существует несколько механизмов, позволяющих предположить, что чем здоровее наш рацион, тем здоровее наша тяга.
Свежие комментарии