На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Юрий Гаврилов
    По моему пеленание для младенца -это стресс для него. В утробе матери не мог свободно развернутся,родился -и опять та...По каким причинам...
  • Наталья Середа
    К Мурашке.Почему привычные ...
  • Алекс Сэм
    А если в поликлинике половина врачей по-русски плохо разговаривают? Куда обращаться-то?Почему привычные ...

История татуировки длиною более 3 тысяч лет

Маска коруру, или парата. XIX век.

Чарльз Дарвин: «Ни одна цивилизация в своем развитии не прошла мимо этапа, связанного с татуировкой».

Что такое татуировка

Во все времена человек, в отличие от других живых существ, населяющих Землю, старался изменить свой внешний вид и сделать свой облик отличным о того, что ему дан природой. Человеческое тело в своем абсолютно естественном виде трудно найти, даже в самых отдаленных уголках земного шара.

Татуировка — один из самых древних способов украшения и модификации тела, но именно тату чаще всего вызывает бурную реакцию окружающих, в то время как другие повседневные модификации и осмысление своего образа, такие как прическа, маникюр и тем более, одежда считаются совершенны обычными и даже обязательными.

Есть много способов изменения своего облика непосредственно на теле. Это и пирсинг, и временная раскраска хной и шрамирование. Принято считать, что татуировка — это неизгладимый знак, который наносят красящим пигментом, введенным под кожу. В Африке главным образом распространено именно шрамирование, скорее всего потому, что на темной коже практически не видно красителя, в качестве которого чаще всего использовалась сажа из очага. На черном континенте пошли другим путем и стали наносить объемные изображения путем шрамирование и даже вживлением под кожу предметов. Нечто подобное наблюдается и в других регионах земли, где население имеет темный оттенок кожи. Например, австралийские аборигены и жители острова Папуа-Новая Гвинея в Океании тоже использовали шрамирование. По сути, это общее явление с татуировкой, то есть это знак, который при желании ты не можешь ни снять, ни удалить, но это другой способ.

Бывает, что соединяется несколько техник, наряду с шрамированием в кожу втирается пигмент, чтобы усилить эффект. Это, например, делают маори, которые населяют южную часть Океании — Новую Зеландию.

Чарльз Дарвин считал, что татуировку можно отнести к одному из механизмов полового отбора, как к способу, которым человек украшает себя и делает себя более привлекательным для потенциального партнера. И действительно, многие народы наносят татуировки как знак красоты, но это очень узкая трактовка. У татуировки было множество функций и назначений. Это явление с широкими и географическими, и смысловыми границами.

Самые древние татуировки

Татуировка как явление имеет очень древние корни. Самые древние относятся к периоду энеолиту — переходному периоду от каменного века к бронзовому. Этци, мумия, которую нашли во льдах Южного Тироля покрыта многочисленными, но очень простыми татуировками в виде геометрических линий и точек, на ней нет никаких сложных узоров и тем более картин. Ученые пытались анализировать их значение, однако, любые интерпретации, касающиеся Доисторического периода, делать очень сложно, потому что памятников (предметов быта, изобразительного искусства) крайне мало, с которыми можно было бы эти татуировки сопоставить. Самая рабочая теория, что татуировки на теле мумии Этци носили лечебный характер (что-то сродни акупунктуре). Возможно, это работало как иглоукалывание, поскольку эти простейшие татуировки располагались определенных точках на его теле (суставах, позвоночнике и др.).

Недавние открытия показали, что татуировки делались и в Древнем Египте еще с Додинастического периода: в 2018 г. с помощью съемки в инфракрасном свете мумий из Гебелейна, хранящихся в Британском музее, исследователям удалось выявить татуировки на мумиях, которые были сделаны более 5000 лет назад. Причем татуировки нашли и на мужских, и на женских мумиях, хотя раньше считалось, что в Древнем Египте только женщины украшали своё тело татуировками. И это были не только простейшие рисунки, но и более сложные фигуративный изображения. Например, на руке мумии молодого мужчины было обнаружено изображение гривистого барана и дикого быка. Более поздние татуировки эпохи Нового Царства (13−11 век до н. э.) были найдены французскими исследователями совсем недавно, в 2016 и 2018 года.

Одна из их находок — женская мумия жрицы из Дейр-эль-Медины, чьи татуировки очень похожи на орнаменты, которые можно наблюдать на знаменитом экспонате, который хранится в древнеегипетской коллекции ГМИИ имени А. С. Пушкина — на ложечке с цветком лотоса с ручкой в виде плывущей девушки. На ней можно разглядеть орнаментальные узоры: ожерелье на шее, узор на пояснице и на внешней стороне бедер. Находки татуированных мумий позволяют говорить о том, что и на ложечке изображены татуировки: орнамент на пояснице девушки очень похож на тот, что нанесен на мумию из Дейр-эль-Медины и по расположению, и по форме, и по линиям. На женской мумии из Дер-эль-Медины внизу спины найдена татуировка в виде двух цветков лотоса, соединенных пунктирной линией, схожей с «поясом» на московской ложечке.

Еще одна страница древнейшей истории татуировки — это мумии, обнаруженные в Горном Алтае и в Хакассии. Это Пазырыкская (VI — III века до н. э.) и Таштыкская (II-V века уже нашей эры) культуры. На выставке сами мумии представлены не будут, это редчайшие находки и их большая часть находится в Эрмитаже, а знаменитая принцесса из Укока осталась на Алтае. Эти находки требуют особого отношения и редко путешествуют. Эта древнейшая страница истории татуировок связана с российским регионом.

Запрет на татуировки

Христианская религия запрещала татуировку. Прямой запрет на маркирование своего тела можно найти в Библии в книге Левит: «Ради умершего не делайте нарезов на теле вашем и не накалывайте на себе письмен. Я Господь» (Лев. 19: 28). Но в тоже время татуировки были в ходу у христианского населения Ближнего Востока. Копты и сирийские христиане, посещавшие Святую Землю, и на свой родной земле ощущая себя в меньшинстве, получали там этот знак — отметку о своей религиозной принадлежности. В XI веке во времена первых крестовых походов христианская церковь даже на какое-то время разрешила татуировки. Чтобы избавить крестоносцев от страха умереть вдали от родины Церковью дозволялось вытатуировать на внутренней стороне запястья крест, который в случае смерти имел ту же силу, что и погребение по христианским канонам.

Нет пророка в своем отечестве

Когда в 1854 году японские границы открылись для иностранцев, то американские моряки стали одними из первых из внешнего мира, кто увидел татуировки на телах японцев. Многие представители рабочих профессий, например плотники или разносчики, ходили по улицам с открытыми участками тела. Эти татуировки поразили воображение американцев. В это же время в Японии был введен запрет на нанесение татуировок на кожу местных жителей, потому что по мнению властей того времени татуировка была варварской практикой. Запрет действовал с 1872 по 1948 год. Несмотря на это японская татуировка вышла за пределы страны. В послевоенное время в Японии татуировка стала атрибутом Якудза и стала прочно ассоциироваться с мафиозными структурами.

Тоёхара Кунитика, Итикава Садандзи I в роли Иссюн Токубэя в пьесе «Нацумацури».

Тоёхара Кунитика, Итикава Садандзи I в роли Иссюн Токубэя в пьесе «Нацумацури». Источник: пресс-служба ГМИИ им. А. С. Пушкина

Ранняя японская татуировка была тесно связана с японской гравюрой эпохи Эдо, и ее стилистические особенности, и именно они впечатлили сначала американских моряков, а потом и художников, и особенно то, что это не фигуративная татуировка, а цветная, покрывающая большие участки тела — «костюмы». Если мире, в основном, там, где существовала туту-традиция царила одноцветная орнаментальная татуировка, то в Японии сформировался совершенно другой ее вид. Кроме характерных для Японии изображений — карпов, хризантем и цветков сакуры, и сама форма татуировки сильно отличалась от всего остального, что и американцы и европейцы могли наблюдать в традиционных племенах и обществах.

Американцы, вдохновившись цветной японской татуировкой, стали разрабатывать ее формы у себя. Американские мастера вступали в переписку с японскими (Моряк Джерри), обмениваясь эскизами, техниками. Одним из первых сформировавшихся стилей стал тот, который сейчас знают под названием олд скул (старая школа). Это татуировки с ярким четким контуром и цветной заливкой. Это несопоставимо с тем, что традиционно для Японии, но благодаря этому влиянию в мировой татуировке появился цвет. Сначала красный, желтый, зеленый и сине-зеленый. В течение ХХ цвета палитра художников расширялась. Для некоторых цветов даже известны имена художников, которые их разработали и ввели в употребление. Например, фиолетовый цвет ввел в употребление Дон Эд Харди, ученик Моряка Джерри, один из самых знаменитых татуировщиков и основатель школы олд скул. Сегодня тату-мастера не ограничены в средствах самовыражения, им доступны любые краски и оттенки, но этот путь был запущен знакомством с японской традицией.

Американцы вдохновились японской татуировкой, хотя у коренного населения США была своя очень разнообразная традиция тату, которая с приходом колонистов замкнулась в границах резерваций. И в Америке сложилась такая странная ситуация, что несмотря на то, что эта традиция существовала у коренного населения, взаимоотношения с ними у колонистов «не сложились», и позднее вдохновились они заморской японской традицией.

Сейчас у коренных американцев идет возрождение своей традиционной татуировки. Это сложный путь, потому что она во многом утеряна, также как и язык и верования. Тем не менее процесс возрождения начался, и многие молодые коренные американцы сотрудничают с антропологами и с историками, и способствуют тому, чтобы возродить коренные традиции, и в том числе и татуировку.

Татуировка у Северных народов

К сожалению, этого нельзя сказать про коренное население Севера России. Северо-Восток России и Северо-Запад Америки — это было единое культурное поле — Берингоморье, и там тоже была традиция татуировки и довольно давняя. Находки археологов, связанных с Древнеберингоморской культурой позволяют думать, что это культура очень древняя. Среди них есть небольшие костяные амулеты с изображением человеческих лиц, на которых нанесены бороздки на подбородке. Из более поздних источников известно, что женская татуировка у народов Севера носила простой геометрический характер на лице: либо параллельные полосы на подбородке, либо параллельные полосы с носа на лоб с некоторыми вариациями в зависимости от региона. Например, на Чукотке это две простые полосы от носа, а на острове Святого Лаврентия у Эскимосов они тоже геометрические, но это более сложные узоры на лице и на руках, то есть на тех местах, которые можно видеть.

На острове Святого Лаврентия татуировку, традиционную для этих мест зафиксировали наши мореплаватели северо-восточной экспедицией Биллингса-Сарычева, которая побывала на острове. В атласе, изданном этой экспедицией и представленном на выставке в ГМИИ им. А. С. Пушкина, мы находим изображение женщины с такими татуировками, но она подписана как «жительница Чукотской земли». Тогда еще не проводилось четкой дефиниции, проведенной позже антропологами. Эту же татуировку можно увидеть на гравюре конца XVIII века, и она продолжала жить до конца ХХ века.

Американский антрополог Ларс Крутак посещал остров Святого Лаврентия в конце 90-х годов ХХ века. Он сфотографировал последних носительниц этой традиционной татуировки на лице. Была опасность, что эта традиция вместе с этими жительницами утратится и уйдет, но этого не произошло, потому что молодое население подхватило эти традиции и сейчас есть мастерицы, которые овладели этими знаниями и продолжают наносить татуировку и сами ее носить.

Параллельно, у нас на Чукотке женская лицевая татуировка уже на нашем веку может нас покинуть, если не сегодня, то завтра. Еще живы носительницы этой татуировки, но их можно пересчитать по пальцам одной руки. Осталось только четыре женщины. У нас пока нет волны возрождения своей традиционной культуры. Население Чукотки наоборот стремится куда-то уехать и начать вести другой образ жизни. Возможно, у нас эта традиция и прервется, но ее успел запечатлеть питерский татуировщик Дмитрий Бабахин, который сделал фотографии и снял последних представительниц местного населения с лицевыми татуировками на видео. Он не только татуировщик, но и настоящий исследователь-энтузиаст татуировки, который организовывает и ездит в исследовательские экспедиции. Он также попытался расспросить пожилых женщин зачем им наносилась татуировка, в каком возрасте и кто им ее наносил. Но они многого не помнят, потому что они наносилась им в детстве в семь-восемь лет. Теперь ее значения пытаются расшифровать западные антропологи, потому что сами чукчи уже этого не помнят. И получается такой парадокс, с одной стороны, Западный мир способствовал тому, чтобы эта традиция прерывалась, а сегодня, если носители этой традиции хотят ее возродить, то они неизбежно обращаются к материалам, оставленным западными исследователями.

Океания — особый регион истории татуировки

В культуре Океании татуировка занимала центральное место, сопоставимое с тем, что у нас занимает религиозная живопись. Татуировки наносились в знак инициации и для идентификации статуса. Первые европейцы, которые посетили Океанию, писали, что туземцы наносят на себя татуировку как костюм. Но это наивный взгляд. В Европе, например, носят ордена, которые говорят о знаках воинской славы, а у жителей Океании, и в частности, у охотников за головами, такие функции выполняет татуировка. Если ты воин и собрал много голов своих врагов, то заслужил определенную татуировку, большую и в значимом месте. А женщины, чтобы их не похитили и не увели в другое племя, тоже должны были нанести соответствующий знак на свое тело.

Маска коруру, или парата. XIX век.

Маска коруру, или парата. XIX век. Источник: Музей на набережной Бранли имени Жака Ширака, Париж

Об Океании нельзя говорить как о неразделимом и монокультурном регионе. Татуировки маори (Новая Зеландия) — это татуировка та-моко, которая наносилась на лицо как мужчинам, так и женщинам. У мужчин — целиком, а у женщин, она концентрировалась вокруг губ и на подбородке. У маори татуировка являлась по сути паспортом. Они считали, что если попасть в загробный мир без татуировки, то нельзя будет присоединиться к предкам. Можно будет вечно пребывать в чистилище, потому что тебя не опознают. Известен факт, что британцы делали зарисовки маорийских вождей, но когда они показывали их тому, кто изображен на портрете, то он себя не узнавал, потому что там не были переданы какие-то нюансы татуировки. Для них татуировка неотделима от их личности также как для европейцев черты лица.

Сушеные головы

Маори не только охотились за головами своих врагов, а затем их высушивали, но они таким же образом поступали и с родственниками. Таким своеобразным образом они хранили память о своих предках. Для них татуировка имеет такое серьезное значение, потому что она сохраняется и на голове. Эти татуированные головы для них — алтарь предков. Такой обычай был не только у маори, но и в Иерихоне, и в Древнем Риме. При конфликтах или военных союзах, головы друг у друга отбирались или обменивались. С приходом европейцев сушеные головы (мокомокаи) тем или иным путем попали во многие европейские музеи. Сейчас в Новой Зеландии идет мощная волна репатриации татуированных голов.

Музей Бранли вернул все головы из своей коллекции в Новую Зеландию. Это этический момент, потому что нельзя сравнивать человеческие головы с обыкновенными экспонатами. Хотя сами маори в прошлом торговали головами с европейцами, они меняли их на мушкеты.

Невероятные традиции Маркизских островов

У мужчин татуировка наносилась практически на все тело, на все доступные места, а у женщин она носит более локальный характер — лицо, руки, ноги. А воины-мужчины плотно покрыты татуировкой.

Татуированный житель Маркизских островов.

Татуированный житель Маркизских островов. Источник: Музей на набережной Бранли имени Жака Ширака, Париж.

Татуированный житель Маркизских островов.

Татуированный житель Маркизских островов. Источник: Музей на набережной Бранли имени Жака Ширака, Париж

Европейцы, увидев впервые смуглых людей, покрытых татуировками, не сразу поняли, что это перед ними целиком татуированный человек, а потом поразились этому тонкому мастерству тату. В ГМИИ имени А. С. Пушкина есть коллекция гравюр, сделанных по рисункам экспедиции Крузенштерна, на которых изображены невероятные маркизские воины, целиком украшенные татуировками.

Сейчас Дмитрий Бабахин изучает татуировки, которые видит на гравюрах и зарисовках, которые привозили с собой первые путешественники и пытается ее возродить. Он делает татуировки на телах современных людей. Дмитрий говорит, что ему даже позволяют ее наносить коренному населению Маркизских островов, что означает с их стороны почет, уважение и признание.

Тайская татуировка «Сак ян»

В Тайланде нанесение татуировки — это целый ритуал с прочтением мантр. Обряд проводит буддийский монах. В состав чернил, которыми наносится татуировка иногда даже добавляется прах сожженных особо благочестивых людей. Мир тайской татуировки очень сложен, в ней есть элементы и буддизма, и брахманизма, и анимизма. Она является предметом серьезного изучения и сейчас стала очень популярна во всем мире, в частности благодаря Анджелине Джоли.

Наносится тайская татуировка не произвольно. Сначала мастер гадает, разговаривает с тем, кому он собирается сделать татуировку, и только потом выбирает магический знак, который может ему помочь в той или иной ситуации, он может принести успех в жизни или придать отваги в бою. Бойцам муай-тай — тайского бокса татуировки нужны и для защиты, и для силы и для смелости.

Татуировки Латинской Америки

В Латинской Америке встречались модификации всех видов татуировок, которые только можно себе представить. В каждом регионе были свои инструменты, в том числе татуировка наносилась и иглами кактуса.

Любопытный вид татуировки можно увидеть у членов местных групп организованной преступности в Сальвадоре, Мексике и Колумбии. Стиль татуировки — чикано, который восходит и к татуировкам американских индейцев, испанских моряков, криминальных авторитетов. Татуировка часто наносится на все тело и выходит на лицо. Она становится знаком асоциальности. Современная татуировка на их теле может быть целым рассказом об истории жизни этого человека.

Изабель Муньос. Портрет члена банды мара.

Изабель Муньос. Портрет члена банды мара. Источник: Собрание автора, Мадрид © Isabel Muñoz, 2020

Известный испанский фотограф Изабель Муньос сделала в тюрьмах целую серию снимков членов бандитской группировки «Марас» (полное название «Мара Сальватруча»). Несколько снимков из этой серии можно увидеть на выставке в ГМИИ имени А. С. Пушкина. В ХХ веке татуировка становится атрибутом криминальных криминальных субкультур

Исследователи современной российской татуировки и той, что наносят «Марас», обратили внимание, что у них один и тот же функционал. Это и своего рода паспорт, «кто ты» и автобиография «за что сидел». Но российская криминальная татуировка имеет более изощренный характер, в ней более сложная иконография. Непосвященному человеку трудно понять, что означает то, что он видит. Например, даже от того, где расположен рисунок, его значение может меняться. Татуировки «перстней» — можно отнести к своеобразному роду геральдики: в зависимости от того, какой фрагмент закрашен черным, а какой белым, и есть ли над ним корона или нет, меняются и его значения. Это очень сложная развитая икогографическая система. К сожалению или к счастью, она постепенно исчезает. Специалисты, работающие в Бутырской тюрьме, утверждают, что это слабеющая и возможно даже умирающая традиция. Воровскую традиционную татуировку сейчас практикуют меньше.

Криминальная наколка, глобализация и соцсети

Мафиози Якудза, который двадцать лет бегал от японского правосудия нашли в Тайланде по татуировке, которую ему накололи в тюрьме. Однажды играл в шахматы на улице, а на спине можно было видеть его татуировку. Его сфотографировал какой-то турист и разместил в своем аккаунте. Снимок получил огромное количество лайков, и стал гулять по сети. Фотографию увидели в Японии и опознали. Видимо не напрасно философия японской татуировки предполагала что туту не стоит выставлять напоказ, что это красота скрытая и она тем и хороша.

История татуировки в Европе

В Античной Греции и Риме татуировку традиционно использовали для обозначения рабов и преступников. Эту практику древние греки позаимствовали у персов. В Древней Греции тату не делали для украшательства, там царил культ человеческого тела и считалось, что оно в этом не нуждается, оно и так совершенно. Но Греки и Римляне не были единственными жителями Европы. Их соседями по континенту были варварские племена, у которых татуировке себе делали. Упоминания об этом есть в античных источниках, хотя по ним сложно представить как выглядели эти татуировки, как они наносились, кому и зачем.

О древних корнях своей татуировки вспомнили сами европейцы в раннее Новое время, когда увидели тату жителей Северной Америки, начав ее колонизацию. Открытие американской татуировки стало для них культурным шоком. Они стали искать какие-то параллели с собственной историей и вспомнили, что и в Европе когда-то жили люди, которые ходили нагими и были татуированы. Стали появляться изображения пожалуй самого таинственного европейского народа — пиктов, а также бретонцев. Но был лишь плод фантазии исследователей тех времен.

Первые доступные изображения северо-американских индейцев впервые появились в многотомной истории Америки, которую издавал фламандский издатель и гравер Теодор де Бри. Он делал для нее гравюры с рисунков, которые были сделаны участниками французской и английской колонизаторских экспедиций. Французский художник Ле Муан де Морг, который был во Флориде и английский художник Джон Уайт, который по поручению Френсиса Дрейка был в Северной Америке. Энциклопедия разошлась огромными по тем временам тиражами. В нее наряду с изображениями татуированных индейцев Теодор де Бри включил изображения бретонцев и пиктов, населения древней Европы, чтобы сделать явление татуировки более понятным людям. Татуировка в раннее Новое время ассоциировалось в Европе как знак варвара, а в XVIII веке как например у Руссо — благородного дикаря, популярного персонажа литературы эпохи Просвещения. Но безусловно граница между цивилизованным миров и миром, где наносилась татуировка, проводилась.

Ширма. Северная Африка и Ближний Восток. XIX век.

Ширма. Северная Африка и Ближний Восток. XIX век. Источник: Музей на набережной Бранли имени Жака Ширака, Париж

На ярмарках большим успехом пользуются люди, которые развлекают зевак придуманными историями о том, что при таинственных и роковых обстоятельствах они были похищены дикарями и им сделали татуировки. На этой волне начинают появляться и профессиональные татуировщики, которые путешествовуют из города в город с ширмами и чемоданами с инвентарем для нанесения тату.

К XIX веку татуировка становится непременной частью ряда субкультур. Она начинает распространятся в армии и среди моряков.

Татуировка в России

В письменных источниках встречаются упоминания о татуировке у древних славян. Но рассуждать о древнем периоде существования татуировки в России затруднительно. Достоверно известно лишь то, что при Петре I было введено клеймление каторжников и воров на видимых частях тела, но именно татуировка как таковая, то есть введение красителя под кожу, распространена не была. В массовом и добровольном порядке нанесение тату как и в остальной Европе началось в конце XVIII века, когда европейцы стали путешествовать по отдаленным уголкам Тихоокеанского региона, сначала Кук, а потом и российские экспедиции. Многие моряки, члены этих экспедиций наносили себе татуировки на память о местах, которые они посещали.

Наиболее интересна история Толстого Американца, который был участником экспедиции Крузенштерна. Он входил в ряды высшего офицерского состава, но человеком он был крайне эксцентричным. Все участники экспедиции оставили у себя в дневниках воспоминание, что он заперся у себя в каюте с татуировщиком на несколько дней и вышел оттуда целиком татуированным, и потом всех шокировал своими татуировками.

В результате этих мореплаваний появляется два интересных феномена. Из экспедиций привозили туземцев и показывали их как диковинки, потому что европейские дельцы быстро смекнули, что на этом можно хорошо заработать. Также быстро стали появляться и татуированные «дикари» местного производства, которым придумывалась история, что их похитили туземцы и насильно татуировали.

Отдельная особо интересная страница этой истории — это жители запада, по тем или иным причинам оказавшиеся на отдаленных островах. Это были или жертвы кораблекрушений, или дезертиры, которых там высаживали. Волей-неволей они ассимилировались с туземцами, и вынуждены были с ними соседствовать долгие годы. Замечательна история француза Жозефа Кабри, или Жана-Батиста Кабри, есть два варианта имени этого персонажа, который оказался на Маркизских островах. Скорее всего его там высадили за дурное поведение. Он целиком ассимилировался с местным населением, женился на дочери вождя, выучил язык, научился плавать как маркизцы и целиком покрылся татуировками. Экспедиция Крузенштерна 12 дней стояла у Маркизских островов встретила там этого француза и увезла его с собой. Он не хотел покидать острова, потому что его жизнь там была прекрасна и беззаботна. Произошло это случайно.

По воспоминаниям Крузенштерна и участников экспедиции, в какой-то момент Кабри заснул на корабле, вдруг начался шторм и судно унесло в открытое море. Ему предложили выпрыгнуть, чтобы он смог вернуться, но Кабри отказался. В результате он оказался в Петербурге и стал преподавателем плавания в Кронштадтском училище. Через какое-то время он вернулся на родину во Францию и сначала был там звездой. Но постепенно интерес к нему пропал. Он стал выступать на ярмарочных представлениях для чего сделал себе еще несколько татуировок и костюм из перьев и пальмовых листьев, который не имел ничего общего с тем, что носили жители Маркизских островов. Этим дополнительным реквизитом он обзавелся для большей эффектности.

С Натальей Морозовой беседовали кураторы выставки в ГМИИ им. А. С. Пушкина Варвара Шкерменёва, заместитель заведующего отделом организации выставок и Александра Савенкова, ведущий специалист по экспозиционно-выставочной деятельности.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх