Когда люди думают о медсёстрах военного времени, в памяти всплывают такие имена, как Флоренс Найтингейл. Но не менее ценный вклад внесли и бесчисленные, но менее известные медсёстры. К сожалению, банк памяти истории очень похож на финансовый банк: если вы изымаете крупную сумму, то повышается спрос на крупные купюры.
Если вы запросите у кассира 1000 долларов, то вы скорее попросите выдать вам десять банкнот по 100 долларов США, а не 100000 монет по 1 центу.Аналогичное происходит при изучении великих войн – мы предпочитаем не вдаваться в подробности историй большинства отдельных людей, наше внимание в основном привлекают такие 100-долларовые истории, как биография Флоренс Найтингейл. Но в истории иногда бывает так, что даже центы оказываются драгоценными камнями. Эти не слишком известные медсёстры спасали жизни, проявив невообразимую смелость и стойкость.
10. Августа Чайви
В канун Рождества 1944 года бельгийская медсестра-доброволец Августа Чайви служила в медпункте в Бастони. Когда его разрушила бомба, погибло около 30 человек. Заметив, что её щёки покрыты копотью, Чайви пошутила: «Чёрное лицо должно быть отличной мишенью на фоне белого снега. Видимо, немцы ужасные стрелки».
Жизнь приучила Чайви быть стойкой. Её мать была африканкой, а отец – бельгийцем. Августа приехала на праздники к своему отцу, когда началось наступление немцев в Арденнах. Чайви была квалифицированной медсестрой, и она предложила свои услуги американскому врачу, помощники которого были убиты. Чайви по доброй воле пошла под бомбы и на жестокий мороз. Она недоедала, была перегружена работой, а иногда становилась объектом расистских высказываний со стороны тех солдат, которых она лечила.
Чайви помогла сотням американских солдат, иногда даже отмывала их растопленным снегом. Но потребовалось почти 70 лет, чтобы её героизм признали. В 2011 году король Бельгии наградил Чайви Орденом Короны, а правительство США наградило её медалью «За гуманитарную помощь».
9. Элси Нокер и Майри Чишолм
Люди называли их «сумасшедшими англичанками», хотя одна из них была шотландкой. Обе они были просто безумно смелыми. Элизабет «Элси» Нокер и Майри Чишолм (шотландка) отправились в Бельгию в начале Первой мировой войны, чтобы работать водителями скорой помощи. Женщины были влюблены в мотоциклы, но вскоре у них появилась идея, которая сделала их легендами.
Во время транспортировки раненых Нокер обратила внимание на серьёзную проблему. Из-за большого расстояния солдаты часто умирали прежде, чем их доставляли в госпиталь. Нокер предложила лечить раненых солдат возле линии фронта, но предложение было отвергнуто. Женщины не допускались ближе 5 километров к месту кровопролития. Игнорируя приказ, она и Чишолм организовали временный медпункт в 5 метрах от траншеи.
Работая в течение четырёх лет в подвале ветхого дома, они оказали помощь примерно 23000 человек. Медсёстры даже привлекли внимание таких выдающихся личностей, как Мария Кюри (которая открыла радий) и короля Бельгии. За свои усилия в 1915 году они были награждены медалями, которые король вручил лично. Женщины оставались рядом с солдатами до 1918 года, пока не пострадали во время газовой атаки.
8. Вивиан Буллвинкель
Во время Второй мировой войны Вивиан Буллвинкель (после замужества – Вивиан Стэтхэм) хотела поступить на службу в Австралийские военно-воздушные силы, но её не приняли по причине плоскостопия. Вивиан не оставила мысли о службе, и в 1941 году она устроилась в австралийскую армию медсестрой. В следующем году она служила в Сингапуре, но была вынуждена эвакуироваться оттуда вместе с 64 другими медсёстрами. К несчастью, их корабль был потоплен японской торпедой.
В живых осталось только 22 медсёстры. Буллвинкель удалось сесть в спасательную шлюпку, и она, вместе с другими медсёстрами, через несколько часов высадилась на острове Банка. Через день женщины были окружены японскими войсками. Солдаты отправили всех к морю и там расстреляли. Выжила только Буллвинкель. Пуля попала ей в живот, но не задела жизненно важные органы. Буллвинкель притворялась мёртвой до тех пор, пока солдаты не покинули побережье, а затем в течение 12 дней лечила раненых британских солдат.
Вскоре они сдались японцам. Чтобы избежать повторного расстрела, Буллвинкель спрятала свою форму. Три года она жила в качестве военнопленной, тайно записывая все перенесённые мучения на страницах Библии. Она похудела до 25 килограммов, но всё это время она продолжала заботиться о раненых и больных. После войны Буллвинкель стала самой титулованной медсестрой Австралии.
7. Регина Ауне
В последний месяц войны во Вьетнаме президент Джеральд Форд дал старт операции «Бэбилифт», в ходе которой беспризорников из Южного Вьетнама перевозили на Филиппины и в Соединённые Штаты. Первый самолёт испытал взрывную разгерметизацию и загорелся. Самолёт совершил аварийную посадку на рисовом поле, он скользил по нему 800 метров, затем врезался в дамбу и развалился на четыре части.
На борту самолёта находилось 250 детей, десятки членов экипажа и медсестра Регина Ауне. В результате крушения Ауне выбросило из самолёта, при этом она сломала ногу и один из своих позвонков. Но это не сломило её желание спасать людей. Ауне перетащила в безопасное место 80 детей. Когда её силы кончились, она потеряла сознание.
Ауне стала первой женщиной, которая за свой героизм удостоилась премии Чейни.
6. Элеонора Томпсон и Мета Ходж
Вообще-то, в больницах людей лечат, а не убивают. Но война иногда размывает это различие. В Первую мировую войну благодаря появлению воздушных налётов больницы превратились в цели. В 1918 году немцы напали на ряд медицинских учреждений во Франции. Среди них была канадская стационарная больница № 3, расположенная в Дулене. Бомба упала, когда шла операция, мгновенно убив трех человек.
Взрыв также похоронил под обломками медсестёр Элеонору Томпсон и Мету Ходж. Как только они выбрались из-под обломков, вместо того чтобы спасаться, медсёстры стали тушить огонь и переворачивать угольные обогреватели, чтобы не загорелись кровати пациентов. Затем они, не обращая внимания на собственные травмы, следили за эвакуацией пациентов до тех пор, пока все они не были доставлены в безопасное место. Эти медсёстры стали одними из первых канадских женщин, которые были награждены за доблесть.
5. Ангелы Батаана и Коррегидора
До того как японцы разбомбили Перл-Харбор, многие американские медсёстры отправлялись на Филиппины в поисках солнца и приключений. Но в декабре 1941 года небо потемнело от пролетающих истребителей. После бомбардировки Гавайских островов японцы нацелились на Манилу.
Медсёстры спрятались в грязных джунглях Батаана, где им пришлось заботиться о 6000 пациентах и сражаться с малярией, имея ограниченные запасы пищи и подвергаясь японским бомбардировкам. Когда ситуация ухудшилась, американские войска эвакуировались на остров Коррегидор. Там медсёстры работали в подземном госпитале. В конце концов, ситуация обострилась до крайности.
Медсёстры могли либо бежать, либо сдаться в плен. Многие предпочли остаться ради оказания помощи больным и раненым. Когда японцы ограничили ежедневный паёк заключённых до 700 калорий, медсестры подкармливали мужчин блюдами из кореньев, цветков и даже травы. После более чем двухлетнего жестокого плена они были освобождены. Медсестёр называли не только героинями, но и ангелами.
4. Мэри Флеминг и Эйлин Тернер
Мэри Флеминг и Эйлин Тернер были ирландскими медсёстрами, работавшими в туберкулёзной больнице Гроув-Парк в Лондоне. К сожалению, самым печальным, с чем девушкам пришлось столкнуться, были не пациенты. В 1940 году Германия начала бомбить Лондон, в ходе бомбёжек пострадала и больница. Семнадцать больных туберкулёзом оказались в ловушке и находились в ней до тех пор, пока Флеминг и Тернер не переправили их в безопасное место.
Даже просто добраться до пациентов стоило им героических усилий. Тернер и Флеминг пришлось залезать через окно и ползти по полу, который в любой момент мог обрушиться. Затем они эвакуировали больных людей, выводя их между взрывавшихся труб, извергающих пар. Женщины успели в самый последний момент. Через несколько минут после эвакуации обвалился пол. Медсёстры были награждены Медалью Георга.
3. Эллен Савадж
Петь со сломанной челюстью – это кажется невозможным. Сестре Эллен Савадж удалось запеть со сломанной челюстью и рёбрами, будучи рядом с людьми, которые нуждались в её помощи. Военнослужащая австралийской армии во время Второй мировой войны, Савадж получила серьёзные травмы, когда японцы уничтожили её плавучий госпиталь «Кентавр». Но, будучи единственной выжившей медсестрой, она стала помогать тем, кто остался в живых.
Ухаживая за пациентами, Савадж скрывала свои раны. Чтобы поднять больным настроение, она возглавила пение. Петь пришлось долго. Высадившаяся на плот группа наблюдала за тем, как мимо проходили корабли и пролетали самолёты, не замечая их. И в то время как Савадж страдала из-за сломанной челюсти, все оставшиеся в живых беспокоились о челюстях кружащих акул.
В самые тревожные моменты Савадж руководила действиями группы, никак не выдавая боль, которую чувствовала. Позднее за своё мужественное поведение она была удостоена Медали Георга.
2. Джеймс Геннари
В 2012 году медсестра вертолётной команды Джеймс Геннари служила в Афганистане, когда ей сообщили, что скоро доставят ребёнка с огнестрельным ранением. Но когда прибыл вертолёт, вместо ребёнка в нём оказался взрослый мужчина с гранатой, застрявшей в его левом бедре.
20-летний морской пехотинец был поражён гранатой длиной 36 сантиметров, предназначенной для уничтожения танков. К счастью, граната не взорвалась; к несчастью, неправильное обращение легко могло это исправить. Было очевидно, что скальпель в такой ситуации помочь не сможет, требовалась помощь специалиста-взрывника. Геннари предложили покинуть опасный район, но она осталась помогать взрывнику.
На этом испытания не закончились. Из ноги пехотинца обильно хлынула кровь, и Геннари пришлось останавливать кровотечение, одновременно контролируя дыхание пациента. Ей пришлось делать искусственное дыхание, так как дыхательный аппарат был отключён. За свои усилия Геннари была награждена Бронзовой звездой.
1. Беатрис Макдональд
Во время Первой мировой войны медсёстры часто страдали от заражений пальцев, болезнетворных инфекций и истощения, так как они беспрерывно оказывали помощь раненым. Те, кто работал возле линии фронта, также сталкивались с огнём противника. В 1917 году Беатрис Макдональд довелось испытать это на себе лично. Работая на станции помощи пострадавшим, она стала жертвой воздушного налёта. Шрапнель ранила один её глаз, и его пришлось удалить.
Несмотря на потерянный глаз, Макдональд настояла на том, что будет служить до конца войны. Когда ей приказали вернуться домой, она ответила: «Я только приступила к своему делу». Она продолжала помогать солдатам до тех пор, пока не объявили о перемирии. За свой героизм Макдональд была награждена Крестом «За выдающиеся заслуги».
Свежие комментарии