Читаю о психологических защитах. Очень познавательно, вообще интересная тема. Процентов 90 наших реакций представляют собой именно их, в их числе очень многие привычки в области взаимодействия с окружением... любым. Начальственным, любовным, дружеским.
Одна из защит - самоотождествление с агрессором.
Оказывается, люди, пережившие грубость и насилие (как физическое, так и моральное) в детстве, часто сами во взрослом возрасте становятся агрессорами, хамят окружающим, допускают телесные наказания для своих детей (и чужих, да…) – и весьма интересно этот феномен описывает в списке психологических защит.
Оказывает, «взятие примера со взрослого» тут может быть и ни причем. Можно, разумеется, предположить, что битый ребенок становится бьющим взрослым, потому что не сталкивался с другими методами воспитания и не знает о них, однако очень многие бывают и в других семьях, где приняты совершенно другие отношения, и все видят. Отчего тогда они становятся бьющими взрослыми?
Внешне, часто даже для них самих, все выглядит так, что они хотят как бы отомстить миру. Однако (цитирую близко к тексту) даже если они сами так думают, то это еще не факт, что ими руководит именно желание мести. Возможно, они хотят самоотождествиться с агрессором, почувствовать то, что чувствует он, чтобы как бы отменить собственную униженность, а затем, в порядке очереди, отождествиться и с жертвой (это уже проще, опыт есть), чтобы увидеть, как ей удалось выжить и почувствовать себя выжившим. Поразительные способности к эмпатии бывают порой у тех, чьи родители не знали другого языка, кроме языка насилия…
Пока что из прочитанного я сделал вывод о том, что не стоит сразу же строго судить агрессора (хама трамвайного, допустим), если уж не повезло с ним столкнуться. Скорее всего, он о вас вообще не думает. Он пытается таким образом сохранить целостной собственную личность.
Свежие комментарии