Приведу пример. Двое закадычных друзей в одночасье стали врагами. Почти любой разговор заканчивался взаимными нападками и оскорблениями. А началось все с того, что один полгода проработал в киевском филиале компании и смотрел телевизор там. А другой остался в Москве и получал информацию из российских источников. Когда они встретились, каждый был уверен, что другому «промыли мозги». И правы были оба.
Сегодня линия «фронта» проходит повсюду: в офисах, в социальных сетях, в транспорте, в семьях. Вражда, агрессия захлестнули общество.
Чтобы сохранить ясную голову, не допустить разлада в отношениях с близкими, важно не поддаваться наваждению внушаемых «знаний». А для этого попробуем разобраться, как действует механизм «промывания мозгов».
ПРОМЫВАНИЕ МОЗГОВ: КАК ЭТО РАБОТАЕТ
При манипулировании массовым сознанием в ход идет «трехсоставный» механизм: отключить рацио (снизить критичность мышления), создать угрозу (вызвать страх), поддеть человека на крючок спасателя (предложить выход).
Отключить рацио
Обычно мы довольно критично воспринимаем получаемую информацию. Мы дотошно рассматриваем ботинки, которые собираемся купить, нюхаем еду, прежде чем положить в рот, с подозрением относимся к новостям. Но при промывании мозгов у нас «отключают» критичность и прочие средства психологической защиты личности. И мы уже готовы поверить во что угодно. Нашего реалистически настроенного взрослого превращают в доверчивого ребенка. И мы начинаем оперировать навязанными нам образами и «фактами».
Вызвать страх
Манипуляция сознанием предполагает игру на чувствах, обращение к подсознанию, страхам и предрассудкам, которые есть у любого из нас. И главный способ – создать угрозу базовым потребностям. Конечно, если брать рекламу, нас не лишают пищи, воды или сна физически, но погружают в воображаемый мир голода, жажды и нехватки самого необходимого. Мы подчиняемся власти того, кто избавит нас от мук при помощи, например, картофельных чипсов или бутылки газированной воды.
Бьют в цель и «мертвые слова». В рекламе хороши «бессонница», «боль», «жажда». У цыганки другой набор: «заговор на смерть», «венец безбрачия», «родовое проклятие». В пропаганде: «фашисты», «бомбежка», «хунта». Человека словно загоняют в зауженное пространство, в котором нет места аргументации, действительность объясняется простыми «детскими» формулами.
«Мертвые слова» не рассчитаны на критическое восприятие. Их задача – запустить определенную эмоциональную реакцию: страх, ощущение угрозы.
Вызываемый у нас страх абсолютно иррационален, но запуганные люди пойдут на все. Например, достаточно произнести заклинание «международный терроризм» – и мы уже не протестуем, когда в аэропорту нас обыскивают, заставляют разуваться и выворачивать карманы.
Ввести крючок спасателя
Человека напугали, лишили самообладания и способности критически мыслить. И вот когда он уже чувствует себя жертвой и ищет спасения, ему является «спасатель».
Столкнувшись с трудностями, мы ищем простых ответов и стремимся исправить ситуацию простыми действиями, в том числе совершенно необоснованными. Например, в рекламе «спасение» всегда предлагается за счет псевдологики, выстраивания искусственной причинно-следственной связи между явлениями, не имеющими ничего общего: будешь пить этот кофе – станешь богатым, будешь жевать эту жвачку – понравишься девушкам.
Пропаганда «работает» так же. Нас пугают тем, от чего по-настоящему страшно: войнами, фашизмом, хунтой, убитыми, ранеными. И на фоне этого кошмара показывают – вот он, путь спасения: например, создать сильное государство, которое защитит.
ОСНОВНЫЕ ТЕХНИКИ ПРОМЫВАНИЯ МОЗГОВ
Техники промывания мозгов основаны на закономерно¬стях функционирования человеческой психи¬ки. Их много, приведу лишь основные.
Отвлечение внимания
Для пропаганды, как и для любого другого вида манипулирования, важно подавить психологическое сопротивление человека внушению. Если в момент передачи сообщения отвлечь внимание адресата от его содержания, то осмыслить его и найти контрдоводы трудно.
Наше внимание отвлекают разрозненной информацией, мелькающей в телепередачах; «срочными» и «сенсационными» новостями, не стоящими и выеденного яйца; фокусировкой на второстепенных событиях; выдумыванием новых повесток дня, чтобы увести нас от насущных проблем. В результате внимание рассеивается, критичность теряется, и мы становимся открытыми для любого «мусора». Мы вынуждены полагаться на предлагаемую информацию, ведь ее просто некогда проверять – и манипулятору легко обратить нас в «правильную» веру.
Иллюзия достоверности
Сильнейшее эмоциональное воздействие создает ощущение подлинности событий. Нас как будто вбрасывают в эту странную действительность, но часто это просто дешевый трюк, постановка, монтаж. Иллюзии достоверности способствуют «очевидцы событий», ссылки на авторитетные источники информации, цифры, графики, проценты, появление известных артистов или спортсменов, которые говорят о том, в чем сами толком не разбираются.
Подмена
Пропаганда может назвать черное белым, а белое черным, плюс поменять на минус или наоборот. Так возможно перекрасить любые события, погромы назвать демонстрациями протеста, бандитов – борцами за свободу, наемников добровольцами. Нас загоняют еще в одну пропагандистскую ловушку, когда навязывают нам определенные ассоциации. Некий объект начинает восприниматься нами как однозначно плохой или хороший. Как это бывает в рекламе? Вот явно преуспевающий человек едет на машине – подспудное сообщение такое: если у меня будет такая же, то тоже достигну успеха. Или когда говорят о «хорошем», фоном идет оптимистичная, приятная музыка. Если показывают «плохое», звучит тревожная музыка и мелькают печальные лица.
Чтобы создать нужные настроения в обществе, желаемое выдают за действительное, жонглируют фактами, фальсифицируют рейтинги и социологические данные.
Мы цепляемся за эти ассоциации, ложные аналогии и факты, чтобы лишний раз не думать. Так уж устроен наш мозг, он при любой возможности старается не делать лишней работы.
Повторение
Если повторять одну и ту же мысль простыми фразами, мы к ней привыкаем и начинаем считать своей. Нам всегда кажется убедительным то, что мы запомнили, даже если запоминание произошло в ходе механического повторения рекламного ролика или назойливой песни.
Что делать
В начале поймем, что с нами происходит, когда мы попадаем под прицел умелых манипуляторов. Мы становимся некритичными, мыслим навязанными стереотипами, довольствуемся простыми ответами на сложные жизненные вопросы, нетерпимы к чужому мнению. Самые тихие и скромные превращаются в агрессоров и готовы биться за свою правду.
Но начать противостояние легко, а вот вы¬йти из него трудно, ведь отказаться от своего мнения для многих – все равно, что признать поражение.
Что же делать? Главное, чтобы не поддаваться манипулированию, нужно стать взрослым: вернуть себе способность анализировать информацию, сохранить незатуманенное сознание с высоким уровнем критичности, отказаться от простых рецептов, ведь, кроме черного и белого, есть еще и «50 оттенков серого». Чем сложнее человек воспринимает действительность, тем он менее агрессивен.
Поэтому можно попробовать следующее:
- 1. Сознательно прервать контакты с источником информации: просто выключить телевизор, перестать читать газеты. Дать себе срок, скажем, две недели – и «наваждение» начнет проходить.
- 2. Не потреблять информацию в расслабленном состоянии, когда снижен барьер критичности, а значит, информация из внешнего мира откладывается в подсознании в виде психологических установок и формирует будущее поведение.
- 3. Искать объективную информацию в альтернативных источниках, например в научных статьях, книгах, на неангажированных сайтах.
- 4. Подумать: нужно ли мне во всем этом разбираться? Совсем не обязательно иметь мнение по любому вопросу. И если та или иная информация для меня жизненно не важна, можно уйти во «внутреннюю эмиграцию» на свой «необитаемый остров».
- 5. Воспользоваться «методом Карлсона» – попробовать мысленно, «поднявшись к потолку», посмотреть на все, что мы делаем. Увидев, что мы «не в себе», включить здравый смысл, успокоиться. Важно не путать политические конфликты и отношения и понимать, что у каждого своя правда. Можно спорить, высказывать разные точки зрения, но нужно уметь сказать себе «стоп», когда спор переходит в конфликт, в войну, в разрыв.
- 6. Настроиться на диалог. Он расширяет наше представление о мире, помогает найти взаимопонимание с теми, кто мыслит иначе. Нужно взять паузу и попросить высказаться другого. Ключевые слова взрослого человека в таком разговоре: «А что ты думаешь?», «Почему ты так считаешь?» И еще: «Точно не знаю», «Я что-то сомневаюсь».
- 7. Научиться спокойно, четко, открыто высказывать свои взгляды и нести за это ответственность.
- 8. Разрешить себе менять свое мнение. Многим это дается трудно. С детства нас учили, что надо следовать своим принципам, отстаивать их, быть на стороне правды и биться за нее. Но прежде надо понять, за что биться. За чьи-то чужие цели и принципы или за достойную жизнь для себя и своей семьи?
- 9. Пользоваться простыми «ключами». Например, быть на стороне права. Существуют определенные, вполне понятные нравственные законы, такие как «нельзя брать чужое» или «не убивай».
Тем, кто хочет в это сложное время не потерять себя, сохранить нормальные взаимоотношения с друзьями и близкими, нужно вырабатывать психологический иммунитет, который защитит наше личностное пространство и не позволит поддаться на чьи-то манипуляции.
Свежие комментарии