На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Светлана Ефименко
    спасибо очень подробно и доступно написаны! вамавтору спасибо и крепкого здоровья С НАСТУПАЮЩИМ НОВЫМ ГОДОМ!Кому и для чего н...
  • Eduard
    Собаки не виноваты что у них нет дома,они тоже кушать хотят.Что делать при вс...
  • Светлана Рыбчинская
    Гостоподи!(так мой внук говорит)ну не о чем больше писать.Тема очень важная.Докатились уже до ручки."Афтор" на больше...Гигиенический воп...

Жестокая мастэктомия 18-го века и другие вотивы

25 апреля 1777 года мексиканскую даму прооперировали: удалили 6 штук опухолей из ее груди. Она заказала художнику написать процесс – задокументировать все как было. Это было сделано для вотива.

25 апреля 1777 года, мексиканская аристократка Донья Хосефа Перес Мальдонадо перенесла операцию по удалению шести раковых опухолей груди.

Она пережила то, что должно было произойти - процедура без антибиотиков и анестезии -  и потом скончалась всего через пять месяцев. Специфика ее трагического рассказа известна нам 239 лет спустя, потому что Перес Мальдонадо заказала художнику документировать момент ее мастэктомии с высокой степенью детализации в картине маслом.

Деталь "Перес Мальдонадо Ex-Voto" (18-го века, после 1777 г.) (музей в колледже Уэлсли)

Как указывает его название, это вотив: переданная в дар святому картина, созданная в память божественного спасения от страшных бед, от тяжелых болезней в случае стихийных бедствий. 

Все эти ex-voto, или вотивные дары, которые католики столетиями несли к мощам святых или к почитаемым образам, чтобы отблагодарить небесные силы за избавление от беды, исцеление, удачные роды, изгнание демонов или даже (как утверждали) воскрешение из мертвых.

Оказавшись в опасности, верующий молит Деву Марию или своего святого патрона о помощи и дает обет (votum), что, если будет спасен, принесет им дар. Во многих храмах, куда стекались и продолжают стекаться паломники, вотивы заполняют собой почти все пространство, демонстрируя популярность культа и эффективность святыни, вокруг которой он создан.

В Португалии и сейчас рядом с церквями можно найти магазины, где на витринах выставлены восковые руки, ноги, головы, глаза, уши, сердца, печенки, младенцы, особняки, машины и прочие органы, существа и предметы, с которыми что-то может случиться и о которых верующие просят своих небесных заступников. Это вотивы «прет-а-порте». Кто-то обещает святым нечто в дар в миг опасности, когда, кроме чуда, уже не на что уповать. Кто-то — когда ставки совсем не так высоки — по пути в церковь решает купить ex-voto, чтобы умилостивить небеса. В гости с пустыми руками не ходят.

2004-10-SB-Mexican-PeresMaldonadoExvoto-copy-1080x795.jpg

Но эта картина интересна тем, что может быть первым описанием такой операции в истории западного искусства, за пределами медицинских иллюстраций.

"Есть современный экс-Вото из Мексики, изображающий богатого человека, страдающего от чумы и рвоты, но никаких других примеров подобных картине Перес Мальдонадо».

А вот 1969 г., Мексика: слева на операционном столе в свете мощных ламп лежит мальчик по имени Рафаэль Гоче Диаз. Сзади два кислородных баллона, над ним — два хирурга в белых халатах. Справа, в небесном сиянии, Дева Мария Сан-Хуан-де-лос-Лагос, которую благодарят за его выздоровление.

Но этот обычай – дарить святым подарки по исцелению, присущ не только католицизму. Он гораздо древнее.

Дары высшим силам — такой же древний сюжет, как история дара между людьми или их отношений с собственными богами. Дары невидимым покровителям, как и любые дары, легко сочетают в себе расчетливый порыв и искренний обмен. Они нужны, чтобы наладить отношения: попросить об услуге, поблагодарить за помощь или умилостивить высшие силы.

Вотивные фигурки в форме частей тела несли богам еще в Древней Греции и в Древнем Риме. Например, в Музее Гетти (Лос-Анджелес) хранится терракотовый мужской торс (IV в. до н. э.) с овальным разрезом посреди живота, в котором видны кишки и другие органы. Видимо, его принесли в одно из этрусских святилищ в надежде на выздоровление или в благодарность за него. 

     

Христианство сначала попыталось эти практики уничтожить (как минимум, вытеснить их на обочину), но позже вернулось к ним, хотя и в новом теологическом оформлении. Христианские святые — совсем не античные боги, однако идея приносить в храмы фигурки в форме рук, ног и глаз точно не была средневековым изобретением.

         

Цицерон (ум. в 43 г. до н. э.) в своем трактате «О природе богов» приводит выдуманный диалог между двумя посетителями святилища в Самофракии: верующим и скептиком. В качестве скептика он вывел греческого софиста Диагора Мелосского, жившего в V веке до н.э. ««Вот ты считаешь, что боги пренебрегают людьми», — спросил его благочестивый товарищ. — Но разве ты не обратил внимания, как много в храме табличек с изображениями и с надписями, из которых следует, что они были пожертвованы по обету людьми, счастливо избежавшими гибели во время бури на море и благополучно прибывшими в гавань?» «Так-то оно так, — ответил Диагор, — только те, кто утонул, благодарностей потом не приносят».

Вот еще немного вотивов и ретабло, не требующих объяснения:

           

Картина дня

наверх