На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • генрих кан
    Такое ощущение, что народ и начальство - жители разных миров.  Может пора состыковаться?«Давайте и вам но...
  • Владимир Терентьев
    Лучше мерять лежа, ноги вытянуты ...Так не делайте. В...
  • Ринат Ахметуллин
    Чем бы дитя не тешилось, лишь бы не вешалось...Жесты, защищающие...

Есть ли цвет на Марсе?

304Есть ли цвет на Марсе, нет ли цвета на Марсе - науке это неизвестно

С давних пор человечество интересует загадка, разгадывая которую еще некие древние перипатетики написали трактат «О цвете». Понадобились почти два тысячелетия, чтобы в эпоху Возрождения двое великих — Гете и Ньютон — сформулировали современную проблематику:

И. В. Гете, поэт и мыслитель, считал, что цвет объективно существует в природе. В то время как И. Ньютон, первым исследовавший свойства света и цвета, утверждал, что в природе объективно существует только белый цвет, а все другие цвета – это реакция наших глаз на определенную длину волны. И до сих пор этот спор между физиками и «лириками» не привел к единому мнению.

Природа цвета. Гете против Ньютона
Цветовой круг Гёте
Цветовой круг Гёте

Итак, цвет — есть ли он в природе, или это лишь игра органов чувств человека? В 2016 году философ Кит Аллен встал на сторону Гете, утверждая, что  цвета являются свойствами физических объектов, что природа цвета не зависит от восприятий и психологических состояний субъектов. evgeniirudnyi описал это так:

 Вполне вероятно, что первое впечатление от озвученных тезисов сведется к тому, что такое может говорить человек, который совершенно незнаком с наукой и философией. Тем не менее, книга написана вполне приемлимо — настоящие философы не боятся трудностей и вполне могут защищать любые парадоксальные утверждения.

Кит Аллен: Теория цвета наивного реализма

К цветной проблеме подключились многие замечательные умы ЖЖ, в частности,  bluxer высказался в таком ключе:

Итак, цвет в голове наблюдателя или он свойство обозреваемого объекта? Недеюсь, не слишком по-хамски прозвучит, если я скажу, что считаю проблему несколько надуманной, ибо коль скоро у 87% сапиенсов наблюдается консенсус относительно цветов видимых ими объектов, то почему бы не считать цвет объективным свойством вещей. Иначе мы договоримся до того, что и формы у объектов не существует, если их некому пощупать.

Об объективности эстетики

Тут много всего. Сразу же вспомнилась нашумевшая история с платьем:

Это платье (кстати, какого оно цвета?) взорвало интернет и за считаные часы поделило мир на два лагеря.
Это платье (кстати, какого оно цвета?) взорвало интернет и за считаные часы поделило мир на два лагеря.

Что уже ставит под сомнение утверждение про консенсус. 

Далее, непонятно, почему вдруг цвет рассматривается именно с точки зрения сапиенса, ведь если сапиенса нет, то, выходит, некому и рассматривать цвет... Да и вообще — говорят, пчелы «видят» как-то так:

www.moya-planeta.ru: Наш мир «не нашими» глазами
www.moya-planeta.ru: Наш мир «не нашими» глазами

Но главное в этой цветной истории — совершенно непонятны критерии, по которым можно определить «объективность свойства». Хорошо, вот решили обсудить объективность. Как же объективно определить, что свойство объективно? Петя считает, что объективность нужно определять по одному, а у Васи совершенно другие, и не менее резонные, соображения. И что-то не видно способа выработать общую точку зрения по этому вопросу. Поэтому не буду про объективность и прочую метафизику, лучше поделюсь соображениями, чем цвет отличается от формы.

Первое отличие - цвет регистрируется только в одном «канале» чувств, а форма — в нескольких. Пощупать, и прослушать цвет весьма проблематично, а вот с формой — не так. Форму можно посмотреть, пощупать,  и даже, если форма представлена в нужном масштабе, в определенном смысле прослушать (ориентация по слуху).

Второе отличие — то, что в диамате называлось «отражением».  Предмет определенной формы оставляет на другом предмете характерный отпечаток:

Неожиданная тревога. Робинзон укрепляет своё жилище
Неожиданная тревога. Робинзон укрепляет своё жилище

Отпечаток ноги выглядит иначе, чем отпечаток шара, копытце козленка кардинально отличается от  следа волка, и так далее.

А вот с цветом все обстоит совершенно иначе — природа неспособна «отражать» цвет, тонкие градации цвета «отражаются» (т.е. разные цвета вызывают разную реакцию)  лишь в человеках и в созданных ими приборах. 

Вот длину волны природа способна как-то «отражать», а цвет — нет.

Это все, что я хотел сказать о войне во Вьетнаме цвете.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх