Япония — страна противоречий и контрастов,раскрепощенная и целомудренная. Прожив под«железным занавесом», в искусственной изоляции,около 250 лет,японцы сформировали собственное отношение к сексу,во многом непонятное«гайдзину» — не-японцу.

Запретный поцелуй
Чтобы проиллюстрировать двойственность отношения японцев ко всему сексуальному,расскажем забавную историю,которая произошла в 30-е годы прошлого века.
В Японии проходила выставка,на которую привезли ценный экспонат — скульптуру Родена«Поцелуй». Обнаженная мраморная пара переплетается в страстном объятии,их уста соединяются…
Вот это-то и смутило японцев. Нет,не нагота каменных любовников и даже не их откровенное объятие. Именно поцелуй вызвал негодование и шок у принимающей стороны. Японцы предложили организаторам прикрыть«срамоту», чтобы не смущать приличных граждан Страны восходящего солнца. Конечно,согласия на это никто не дал,и японцы так и не полюбовались на шедевр французского скульптора.
После того,как самоизоляция Японии закончилась,в Страну восходящего солнца хлынул поток европейской литературы. Переводчики столкнулись с непростой задачей — перевести непереводимое. Например,слово«поцелуй». Нет,в японском языке оно,безусловно,было,но носило не игривый или эротический характер,сколько с оттенком пошлости и грубости. Например,в одном из текстов фраза«сорвать поцелуй с ваших губ» была стыдливо переведена как«лизнуть ваши губы». Даже сейчас в японских фильмах или аниме вы редко услышите японский аналог слова«поцелуй», всё чаще будет попадаться привычное уху английское kiss,слегка фонетически измененное на японский манер.
Секс и религия

Японская религиозная система всегда была доброжелательно настроена к сексу как таковому. Запрет на поцелуи был одним из немногих,которые накладывали на японцев. Традиционная японская религия,синтоизм,интимную жизнь супругов почти не ограничивала. Хотя определенные рекомендации мужу и жене все-таки давались. Например,супругам рекомендовали ложиться головами на запад,а знаменитый писатель эротических рассказов Ихари Сайкаку(запомните это имя!) неодобрительно отзывался о муже и жене,у которых«спальные циновки… оказываются в беспорядке,несмотря на то,что минувшая ночь проходила под знаком Крысы».
В XVII веке конфуцианство стало главной идеологией Японии. Буддизм — самое аскетичное из представленных учений — и тот был в Японии куда свободнее,чем во многих других странах.
Трудности семейного секса

В начале XVII века Японию объединили под властью сёгунов(знати) династии Токугава,главой которых был Минамото Токугава но-Иэясу. Как любой новый правитель,Токугава принялся менять страну«к лучшему». Именно сёгуны закрыли Японию от внешнего мира на долгие два с половиной века. Сначала Токугава изгнал из страны всех иностранцев,а самим японцам,под страхом смертной казни,запретил покидать родину.
Токугава поставил себе целью«поднять Японию с колен» и возродить«традиционные ценности», а потому ограничений было хоть отбавляй,в том числе касающихся интимной жизни. В первую очередь,сословных границ. Токугава был яростным поборником конфуцианских ценностей,а потому запретил браки не только между свободными и рабами(они и до этого были под запретом), между«подлыми» и «добрыми»(приближенными к императору) сословиями,но и между разными категориями«подлых». Запретили добрачную половую жизнь,а если после свадьбы обнаруживалось,что невеста была уже«не девушкой», брак расторгался. Минимальный брачный возраст для юношей составлял 15 лет,а для девушек — 13.
Представителям высшего сословия можно было иметь наложниц,но только с согласия жены. Хотя институт наложниц в Японии не прижился,это не мешало японцам-мужчинам развлекаться на стороне,а вот если они заставали свою жену с любовником,то могли расправиться с обоими без суда и следствия.

Токугава изменил и логистику продажной любви. Он выделил на окраинах городов специальные районы,где можно было торговать собой. Эти районы обносили высокими стенами и тщательно охраняли.
Продажная любовь

В XIII веке влиятельный японец Ходзё Сигэтоки написал книгу«Послание учителя Гокуракудзи», которую адресовал своему внуку. Там он описал то,что,по его мнению,должен делать достойный мужчина воинского сословия. Были там и такие строки:
«Общаясь с продажными женщинами и танцовщицами,не думай,что если они таковы,то можно позволять себе вольности и разговаривать с ними чересчур фамильярно. Веди себя и говори с ними просто. Заходя слишком далеко,ты можешь оскандалиться. Выбирай себе одну из нескольких продажных женщин,бери ту,которая непривлекательна и не слишком хорошо одета. Мужчина полюбит красивую девушку,а некрасивая останется без партнера. Более того,если ты выберешь некрасивую девушку,то сердце твое не будет задето,поскольку это будет всего лишь на одну ночь. А она,наверное,тоже получит удовольствие».

В Японии начала XVII века,в городах Киото,Эдо и Осака была широко распространена мужская и женская проституция. Одним из крупнейших районов«красных фонарей» считался токийский Ёсивара эпохи Эдо. Он и был создан сёгунатом как своеобразное«гетто» для запретных развлечений. В Ёсивару попадали обычно на лодках — Ёсивару окружало около 50 причалов.

Выбрать заведение по вкусу японцу было несложно: передняя стенка домов свиданий была в форме открытой решетки,через которую было легко видно женщин. Дорогие женщины сидели за вертикальными решетками,а дешевые — за горизонтальными,а самые лучшие куртизанки,ойран,и вовсе были скрыты от глаз посторонних.

В 1893 году в районе проживало более 9000 женщин. Многие страдали от сифилиса,умирали от венерических заболеваний или неудачных абортов. Родители часто продавали девочек в бордели в возрасте от семи до двенадцати лет. Если малюткам«везло», они становились ученицами успешной куртизанки. Хотя контракт с борделем,чаще всего,заключался на 5−10 лет,за огромные долги девушек порой держали в публичном доме всю жизнь.

Иногда контракт на проститутку мог выкупить богатый мужчина и сделать своей женой или наложницей,но такие случаи встречались редко. Чаще женщины просто умирали от болезней или в родах.
Известно около 8 категорий проституток: от самых недорогих юдзё до куртизанок таю и ойран.
Однополая любовь достойна самурая

Расцвет гомосексуальности в Японии пришелся на конец XVIII века: стали появляться трактаты,довольно подробно рассуждающие об эстетической и этической сторонах этого явления. Раньше«мужские дома» могли легко соседствовать с храмами. Во времена сёгуната с явлением жестоко боролись,но тогда«продажные мужчины» прикидывались торговцами благовониями и свободно посещали богатые дома,предлагая свой товар и себя.
Гневно осуждались японские гомосексуалы только приезжими христианами. До поры до времени интимные отношениями между мужчинами — обычно между монахами или самураями — не обсуждались во всеуслышание,но уже к XVII—XVIII вв.еку отношение к гомосексуальности стало вполне однозначным. Она,если не приравнивалась к добродетели,то считалась явлением обычным.

При одном условии. Мужчины должны искренне любить друг друга,а не просто таким образом удовлетворять свою похоть. Ямамото Цунэтомо,бывший самурай и автор книги«Сокрытое в листве», ставшей кодексом чести японских воинов,писал,что«Подросток без старшего любовника — все равно,что женщина без мужа… <…> Мы отдаем свои чувства только одному человеку на всю жизнь. Молодой человек должен проверять старшего в течение,по крайней мере,пяти лет. Если за это время он ни разу не усомнился в его хороших намерениях,тогда он может ответить ему взаимностью». Он также писал: «Отдавать свою жизнь во имя другого человека — вот основной принцип мужеложства. Если он не соблюдается,то это позорное занятие».
Влюбленные самураи нередко обменивались обетами верности,в том числе в письменной форме. Сохранился документ 1542 года,в котором некий Такэда Сингэн(в будущем — великий воин и полководец) клялся в верности шестнадцатилетнему любовнику. «Поскольку я хочу сблизиться с тобой,отныне,если у тебя будут какие-нибудь сомнения на этот счет,я хочу,чтобы ты понял,что я не собираюсь повредить тебе. Если я когда-нибудь нарушу эти обещания,пусть меня постигнет божественная кара».
Вот такая — Япония. Двойственная,необычная,непривычная глазу и пониманию европейца,но все невероятно интересная и притягательная. Если вам хочется лучше познакомиться с классикой японской эротической литературы — поверь,это стоит прочитать хоть раз! — то запомни имя — Ихара Сайкаку. Японский писатель,живший в XVII веке,много своих работ посвятил интимной стороне жизни. В частности,он написал новеллу«Пять женщин,предавшихся любви» и эротическую гомосексуальную повесть«Повесть о Гэнгобэе,много любившем».
Свежие комментарии