По поводу вопроса: cуществуют ли вообще психосоматические расстройства – большая путаница. Даже среди специалистов. Психотерапевт Денис Федоряка написал специально для Зожника текст о том, как взаимосвязаны психика и физиология с точки зрения современной научной мысли.
Проблема в перемешивании всего со всем: психосоматические расстройства, телесные реакции на стресс, неврозы, телесные заболевания в сочетании с психическими… Как будто это все одно и то же.
На выходе – ничего не понятно, а главное – не ясно, что с этим делать.Постараюсь простым языком рассказать о 6 разных типах “психосоматики”, но совсем без терминологии не обойтись.
Классические психосоматические расстройства
Описание их началось еще при Фрейде, а венгерско-американский физиотерапевт и психоаналитик Франц Александер считается основателем темы.
Классических психосоматических расстройств выделено всего 7:
- бронхиальная астма,
- эссенциальная гипертензия,
- нейродермит,
- ревматоидный артрит,
- неспецифический язвенный колит,
- гипертиреоз,
- язвенная болезнь желудка.
Общая суть – эмоции и личность пациента играют очень важную роль в развитии и обострении заболевания. То есть важно подчеркнуть: нужно обязательно лечиться у профильного врача, а психотерапия обязательно подключается с целью профилактики. В эту категорию могут иногда относить и другие болезни, где психология доказано присутствует. Например, онкология или рассеянный склероз, при которой уровень подавленных негативных чувств выше. Но в классику они не входят.
Следует помнить, что при неврозе и при классических психосоматических заболеваниях наблюдается принципиальная разница во взаимодействии врача и пациента.
При неврозе человек имеет определенные симптомы, ходит от специалиста к специалисту, но те ничего не находят. И в итоге отправляют к психотерапевту, куда пациент идет как на каторгу, так как внутреннего мотива нет, только внешний – симптом. Иногда идет с преувеличенным ожиданием – “вы моя последняя надежда, доктор”.
При психосоматической “классике” ситуация иная. Профильный врач диагносцирует заболевание и назначает лечение. Но эффект слабый, неустойчивый, ремиссии нет, постоянные обострения. Это запускает эмоциональные расстройства “поверх” этого, по поводу неуспехов в лечении – так называемый “дистресс”. Если врач “вспомнит”, что в работе с психосоматикой нужен психотерапевт, то повезло. Но психотерапевта нужно еще выбрать и дойти до него, а пациенты такого рода очень неохотно включаются в постоянную психотерапию.
Бронхиальная астма: пример связи болезни и психики
Пациенты с психосоматикой имеют ряд особенностей личности, которые и определяют именно эти симптомы. У астматика – свои, у “кожника” – другие, у “язвенника” – третьи.
Для примера возьмем бронхиальную астму – такие пациенты обращаются чаще и имеют больше внутренней мотивации к психотерапии. Это люди, привыкшие с детства к страданию, связанному с ограничением в дыхании. Такое состояние не только пугает страхом смерти во время приступов, но и создает ощущение контроля, замкнутости в клетке. Неудивительно, что у астматиков наблюдается очень тесная связь с гиперопекающей, контролирующей мамой или, иногда, отцом. Эмоции, которые подавляются и не осознаются при этом – гнев, злость, агрессия, раздражение. Ведь астматикам еще и важно “быть правильным, а то можно и умереть”.
При работе в психотерапевтической группе часто наблюдается классическая ситуация: один из более активных, контролирующих участников начинает брать власть в свои руки. Указывает, как правильно себя вести, оказывать скрытое или открытое давление. Такое поведение моментально начинает вызывать у астматика покашливания, легкий бронхоспазм, и если ничего не делать, то может случиться приступ.
И в жизни так и происходит – дома с близкими, на работе с начальством и сотрудниками. В психологической группе мы понимаем, что так проявляется скрытая агрессия и ощущение “клетки”, безвыходности. И помогаем астматику прицельно разобраться со своими чувствами к человеку, ситуации. Потом он научается делать это самостоятельно, не доводя до приступов.
Аналогичные связи болезни и психики прослеживаются и в других заболеваниях “классической” психосоматической “семёрки”. Поэтому если вы или ваши близкие страдают от какого-либо из этих недугов, есть смысл привлечь к комплексному лечению психотерапевта.
Другие типы психосоматических расстройств
Кроме перечисленных болезней есть еще целые типы психосоматических расстройств, которые мы сейчас обозначим.
Невротические, соматоформные, поведенческие расстройства
Это неврозы или их «запущенные» формы – нарушение системы отношений личности. Проявления могут быть разными: например, головные боли или различные ощущения в теле. Здесь же нарушения пищевого поведения, половой функции. Основной специалист тут – врач-психотерапевт или клинический психолог.
Психические реакции на соматическое заболевание
В этом случае существует реальное телесное заболевание, на которое человек может отреагировать ипохондрией, или депрессией. Например, тяжелые травмы после аварии или болезни внутренних органов.
Еще сюда относят ятрогении – когда неосторожность медработника приводит к болезненным реакциям. Сообщение неверного тяжелого диагноза, неверное лечение и реакции пациента на это. Занимаются этим вопросом психотерапевты, психологи и психиатры.
Психические расстройства с соматическими проявлениями
Здесь речь о тяжелых расстройствах – шизофрения с бредом или эндогенные (биологические) депрессии. Конечно, основной специалист в таких случаях – врач-психиатр.
Соматогенные психические расстройства
Имеется в виду то, что спровоцировало нарушения психики впрямую. Чаще всего – органические травмы, опухоли и другие поражения головного мозга. Или хронические, острые интоксикации – психозы у зависимых, «белая горячка» и другие. В таком случае с причиной работает врач по соматическому расстройству (невролог, нейрохирург, эндокринолог, нарколог), а помогает с симптомами врач-психиатр.
Соматические заболевания, где психическое расстройство – предрасполагающий фактор
Это реже определяют врачи – к примеру, пролежень, пневмония у шизофреника, глубокие порезы и травмы предплечий у депрессивного суицидника. И снова бригадная работа – симптомы лечит профильный специалист (хирург, терапевт), а предрасполагающим фактором занимается психиатр.
Грамотный специалист всегда определит, в какой категории находится пациент, и предложит подходящие шаги по лечению. Лечить только психотерапией, например, ревматоидный артрит некорректно – он требует мер расширенных. А вот невроз можно, и это корректно и доказано.
*Если интересно или необходимо серьезно погрузиться в тему психосоматики, советую пару книг: «Пространство психосоматики» (Курпатов, Аверьянов) и «Психосоматическая медицина» (Бройтигам, Кристиан, Рад).
Автор: врач-психотерапевт Денис Федоряка
Свежие комментарии