Свежие комментарии

  • Ольга Перова
    полгода принимала холитилин, через три месяца с удивлением заметила, что резко поумнела, опять хочу курс провести, до...Ноотропы: правда ...
  • НС
    В детстве бывало за едой старались рассказать какую-нибудь гадость, чтобы отбить аппетит у других. (В пионерлагере на...Фу, какая мерзост...
  • Ольга
    Везде пишут, что электронный тонометр врет до 20%, а у Вас наоборот... Но, в целом, спасибо за статью.Неощущаемая гипер...

Почему ребенок ворует и как это прекратить

Полная семья, достаток, хватает всего — еды, игрушек, одежды. И вдруг ребенок украл чужую вещь или деньги. Родители недоумевают, что они сделали не так. Почему дети воруют и как быть в такой ситуации?

304

Когда ко мне обращаются родители, чей ребенок совершил кражу, я первым делом спрашиваю: «Сколько ему лет?» Иногда ответа достаточно, чтобы понять, как действовать дальше.

ВОЗРАСТ ВОЗРАСТУ РОЗНЬ

До 3-4 лет дети не разграничивают мир на «мое» и «чужое». Они без стыда берут совок у соседа по песочнице или вещи из чужой сумки. Малыши не оценивают свой поступок как плохой. Для родителей это повод поговорить в доступной форме о границах — своих и других людей, о том, что хорошо и что плохо. Эту беседу придется повторить не раз — маленьким детям сложно осознать такие абстрактные понятия.

К 5-6 годам дети уже знают, что воровать плохо. Но в этом возрасте еще не сформированы отделы мозга, отвечающие за самоконтроль и волю. Стэнфордский эксперимент с зефиром показал: единственное, что удержит пятилетнего ребенка от того, чтобы взять со стола запретную сладость, — страх наказания. А если похищения никто не заметит, то он может не совладать с собой и взять желанное. В этом возрасте сознательность еще только созревает.

К 6-7 годам дети уже регулируют свое поведение и следуют социальным правилам. Сила привязанности к своему взрослому тоже уже зрелая: ребенку важно быть значимым и любимым. А плохие поступки ставят отношения под угрозу. В то же время ребенку становится важно то место, которое он занимает среди сверстников. И мотивом для кражи может быть зависть к другим детям.

Ни в коем случае не называйте ребенка вором — не навешивайте ярлыков, даже если очень злитесь

Но бывают дети, которые и к 8 годам еще испытывают сложности с самоконтролем. Им трудно управлять своими желаниями, сидеть на месте, концентрируясь на одном занятии. Так может происходить из-за врожденного устройства психики или на фоне стрессовых ситуаций.

У школьников старше 8 лет понятия «свое» и «чужое», «хорошо» и «плохо» уже сформированы, и эпизоды воровства крайне редки. Это может случиться, если развитие волевой сферы отстает от возрастной нормы — по физиологическим причинам или из-за сложных обстоятельств жизни. Либо из-за педагогических ошибок родителей, таких как гиперопека и попустительствующий стиль воспитания. Но даже уступив своему желанию взять чужое, ребенок будет чувствовать острый стыд и отрицать случившееся.

В 12-15 лет воровство — уже осознанный шаг, а может, и укоренившаяся привычка. Подростки отлично понимают нормы приличия, но им трудно управлять своим поведением — ими движут эмоции, на них влияет гормональная перестройка. Часто подростки воруют под давлением компании, чтобы доказать свою смелость и быть принятыми сверстниками.

ПОЧЕМУ ДЕТИ БЕРУТ ЧУЖОЕ

Отнюдь не бедность семьи толкает ребенка на воровство. Дети из обеспеченных семей, ни в чем не испытывая дефицита, тоже крадут. Чего же не хватает ребенку, который совершает такой поступок?

Недостаток осознанности и жизненного опыта

Это самая безобидная причина. Ребенок просто не подумал, что владельцу украденного будет обидно. Или решил сделать кому-то сюрприз и взял деньги у родителей — спросить он не мог, иначе сюрприз бы не получился. Чаще всего по этой причине чужое присваивают дети до 5 лет.

Отсутствие нравственности, морали и воли

Ребята 6-7 лет воруют из зависти или из желания самоутвердиться, получить признание сверстников. Подростки могут совершить кражу по этой же причине, протестуя против установленных правил, демонстрируя свою дерзость и непокорность.

Нехватка внимания и любви родителей

Воровство может стать «криком души» ребенка, которому не хватает теплого отношения в семье. Часто у детей, растущих в подобных условиях, есть и другие особенности: агрессивность, плаксивость, вспыльчивость, склонность к непослушанию и конфликтность.

Тревога и попытка ее успокоить

Когда потребности ребенка долго не замечают, не удовлетворяют, он перестает доверять своим чувствам, желаниям и теряет контакт с телом. Растет тревога. Воруя, он не осознает, что делает. После кражи тревога ослабеет, но затем вернется, усугубленная чувством вины.

Сверстники и дети старшего возраста могут вынуждать ребенка на воровство: чтобы доказал, что не трус

Если ситуация осложнена высокой чувствительностью ребенка, недавним переездом, рождением младших, началом учебы в школе, потерей близких, то тревога усиливается многократно и может вылиться в невроз. На его фоне ребенок не управляет своей импульсивностью.

Нет четких правил в семье

Дети копируют поведение взрослых. И не понимают, почему маме можно взять у папы из кармана кошелек, а им нельзя? Стоит регулярно обсуждать, как в семье относятся к своим и чужим границам, имуществу. Можно ли скачивать фильмы и музыку с пиратских сайтов, приносить канцтовары с работы, подбирать потерянный кошелек или телефон и не искать владельца. Если об этом с ребенком не говорить, приводя понятные ему примеры, то он поступит в меру своего понимания того, как правильно.

Дефицит поддержки взрослых и низкая самооценка

Сверстники и дети старшего возраста могут вынуждать ребенка на воровство: чтобы доказал, что не трус, заслужил право быть частью компании. Важно, насколько ребенок доверяет взрослым. Если чаще родители его критикуют и обвиняют, не вникая в ситуацию, то на их защиту он не рассчитывает. А своровав под давлением раз, дети рискуют стать жертвами шантажа и вымогательств.

Проблемы с психологическим здоровьем

Самый сложный, но и наиболее редкий у детей фактор — такое психологическое расстройство, как клептомания. Это патологическое влечение к воровству. Похищенный предмет может быть не нужен и не ценен. Человек может его испортить, отдать даром или спрятать и никогда им не пользоваться. С этим состоянием работает психиатр.

КАК РЕАГИРОВАТЬ ВЗРОСЛЫМ

Родители, чей ребенок взял чужое, в растерянности и отчаянии, боятся за его будущее. Конечно, такому они его не учили. И как реагировать — непонятно.

Что же делать?

  • Не спешите наказывать ребенка, чтобы «навсегда отбить охоту к воровству». Нужно устранить корень проблемы. Попробуйте понять, почему ребенок так поступил. Многое зависит от его возраста, мотивов кражи, дальнейших планов на похищенное и отношений с его владельцем.
  • Важно, как обнаружился факт кражи: случайно или ребенок сам рассказал. Важно и то, как он относится к поступку: считает, что все в порядке вещей, или ему стыдно, он раскаивается? В одном случае нужно попытаться пробудить совесть ребенка, в другом — разъяснить, почему он поступил плохо.
  • Ни в коем случае не называйте ребенка вором — не навешивайте ярлыков, даже если очень злитесь! Не угрожайте милицией, не сулите криминального будущего. Он должен чувствовать, что по-прежнему достоин хорошего отношения.
  • Осуждайте сам поступок, но не ребенка. Главное — не вызвать чувство вины, а объяснить, что ощущает тот, кто лишился своего имущества, и показать возможные варианты выхода из ситуации.
  • Хорошо дать ребенку шанс исправить все самому: вернуть вещь, извиниться. Не делайте это за него. Если стыд его сковывает, помогите ему вернуть вещь без свидетелей.
  • Если раскаяния нет, нужно однозначно выразить свое неодобрение. Четко дать понять, что такой поступок в вашей семье неприемлем. При этом важно спокойно транслировать ребенку: вы верите, что больше он так не поступит.
  • Если ребенку нужна помощь в решении психологических проблем, обратитесь к специалисту. Определите, из-за чего у него растет тревога, и постарайтесь ее снизить, хотя бы частично удовлетворяя его потребности.
  • В конфликте со сверстниками займите сторону ребенка. Заверьте, что не дадите его в обиду, и предложите вместе найти выход из ситуации.
  • Укрепляйте в ребенке веру в себя. На протяжении месяца после эпизода отмечайте и подчеркивайте то, что ему удается, и не фиксируйте внимание на том, что у него не получается.

Если ребенок присвоил себе чужое, не паникуйте. Скорее всего, после одной обстоятельной беседы о нормах и ценностях, о желаниях ребенка и ваших взаимоотношениях в семье такое больше не повторится.

Даже если вы поняли, что причина в допущенных вами воспитательных ошибках, не ругайте себя. Просто примите этот факт и меняйте ситуацию. Придерживайтесь правила: «Ответственность должна быть без чувства вины».

Об авторе

Анна Уткина — детский и подростковый психолог, выпускница программ Института Ньюфелда (Канада). 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх