На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Иван Вакула
    Вот и прозрели, а то всё твердят наши проповеди о душе , о возхождении на небеси, а всё ясно, вмэр и всё, никаких те...10 стыдных вопрос...
  • Сергей Иванютин
    Много текста ни о чём. Вспоминаю районную больницу середина 80-х годов развитого сосиализма. Стены страшные, мебель п...Никто не отравилс...
  • Малик Гумеров
    В СССР  концепция  ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ !   Государство было обязано обеспечить условия  чтобы  ребенок , ты - народ ........Никто не отравилс...

Гимнастика для извилин, или как научить мозг учиться

Сегодня у меня статья на тему тренировки памяти и мыслительных способностей.

Подтолкнула меня к этому лекция на тему "Как научить мозг учиться" профессора Татьяны Владимировны Черниговской, известного гуру в области когнитивной психологии. Могу одно сказать - лекция бесподобная. Слушаешь на одном дыхании.

Послушайте - не пожалеете!

Представляете? Оказывается, что мы зависим от мозга на все сто и он сам решает, что и как из окружающей действительности нам показывать. Кстати, это наверно и объясняет, почему люди, увидевшие одно и то же событие, описывают его по-разному.

Т. В. Черниговская утверждает, что мозг знает, как учиться чему-то, и понимает, как он это делает, не объясняя нам. В целом же из лекции следует, что мозг - это нечто отдельное от нас, он сам принимает решения и сам создает иллюзию о нашем участии в этом. Получается, что так действует опытная жена, которая искусно манипулируя своим мужем, подводя его к кажущимся ей правильным действиям. Конечно все это интересно, хотя по большому счету получается, что ученые со времен Ивана Сеченова о мозге узнали не так уж много нового.

Учим на ночь

Вот практический совет из лекции: лучший способ усвоить информацию - узнать ее перед сном и погрузиться в сновидения. Как известно, во время сна информация усваивается лучше всего, потому что именно в это время новые данные перемещаются в долгосрочную память и без вашего активного участия.

Помните знаменитый эпизод из фильма "Большая перемена", где Леднев - герой Евгения Леонова пытается выучить домашнее задание по истории перед сном? Когда сон его уже совсем стал одолевать, Леднев убедил свою дочь, что информация лучше запоминается во сне, и как магнитофонная пленка, она записывается на "корочку" мозга. Нелли читала вслух спящему отцу задание по истории до тех пор, пока по радио не начался спектакль про подвиги матерого разведчика...

"- Ещё в середине 19-го века Германия была аграрной страной"… - Леднев шпарил прямо по учебнику, наизусть. "- Но к концу века картина резко изменилась. Если в 1845 году на заводе у Круппа было всего 122 человека, то… сэр Джон, ваша карта бита!.. Кх-кх!" - Леднёв выстрелил из указки. - "Товарищ майор, нарушитель скрылся… Капитан Петров, заставу в ружьё!"...

304

Кадр из фильма "Большая перемена" из открытого доступа

Кадр из фильма "Большая перемена" из открытого доступа

Ну, а нам зачем это нужно? Зачем учить-то, спрашивается, когда школа давно позади, и в каждую свободную минуту хочется развалиться на диване рядом с телевизором или зависнуть в интернете? Как же найти стимул чему-то учиться?

Существует масса упражнений для мозга, вот один из них - это когда один и тот же путь совершать разными маршрутами, изучать местность. А теперь еще и после лекции Татьяны Владимировны, я и вовсе поняла, что почти не принимаю в этом участие - просто мой мозг сам устраивает таким образом себе "экзамены".

Когда я переехала в Питер, естественно города не знала от слова "совсем". И если мне нужно было куда-то попасть, я сначала изучала карту города. До конечного пункта я добиралась общественным транспортом, а обратно часть пути, изменив маршрут, шла пешком, таким образом знакомилась с городом.

Да и сейчас, если пользуюсь услугами такси, внимательно слежу за дорогой, особенно когда водитель едет по неизвестному мне пути, таким способом открываю для себя даже в знакомом районе новые маршруты.

Мозги таксистов и не только...

Лет 15 - 20 назад, когда еще не изобрели навигаторы в помощь водителям, ученые изучали мозг таксистов и выяснили, что у них гиппокамп (отдел мозга, складирующий знания в долгосрочную память) больше, чем у всех остальных, и он растет в процессе работы, чтобы вместить в себя карту города. Таксистам ведь приходилось ее буквально заучивать - они должны были на память знать все проезды и ежедневно демонстрировать это нам. Но самое важное, что показали замеры мозга таксистов, так это то, что мозг пластичен и его можно тренировать.

А для нас - женщин, есть другие способы гимнастики для серого вещества. Я, например, с некоторых пор стараюсь покупать продукты без бумажки. Перед походом в магазин, я сначала в уме составляю ту самую шпаргалку, без которой еще недавно вообще не обходилась в продуктовом магазине, а придя туда, стараюсь вспомнить тот "волшебный" список. У меня конечно не все получается вспомнить, но я не сдаюсь. Вот такая своего рода тренировка моего мозга.

Стучание по "клаве"

Еще Татьяна Владимировна Черниговская для укрепления извилин рекомендует начать изучать иностранный язык или осваивать музыкальный инструмент. Мозг человека намного лучше развивается, если владеет более чем одним языком. В идеале вы уже знаете английский? Почему бы не выучить испанский или французский?

Это действительно реальная тренировка для мозга. Только необходимо, чтобы полученные в процессе изучения чужого языка знания, вы смогли и дальше применять их в жизни, иначе способность мозга тренироваться будет оторвана от реальных потребностей.

Также для нашего мозга полезно освоение новых устройств или методик. Причём неважно, будет ли это изучение функций смартфона или создание нового кулинарного шедевра, которого вы никогда раньше не готовили. Ну, например, если вы не готовили японских блюд, то почему бы не попробовать? Дело в том, что в этом случае теория сразу же подкрепляется практикой, а, значит, лучше закрепляется. Недаром ещё академики П. Анохин и К. Судаков считали, что человек может и должен сознательно развивать в себе способность к анализу информации, преодолевая собственные отрицательные стереотипы - проще говоря, страх нового.

Также для мозга полезны физические упражнения. А они-то тут причём, спросите вы? Оказывается, регулярные физические нагрузки стимулируют умственную деятельность и улучшают связи между клетками мозга. В результате человек с возрастом не теряет способность к познанию и анализу. В американской клинике Мейо провели эксперимент: предложили заниматься лёгкой физкультурой 868 людям 50–80 лет, из которых 128 имели признаки нарушения работы мозга. Оказалось, что даже минимальная физическая активность останавливает умственную деградацию! Это логично - хорошая физическая форма означает хорошее кровообращение, в том числе в сосудах головного мозга. Значит, голова будет лучше работать!

Еще много существует упражнений для мозга. Главное, делайте что-то новое, развивайтесь.

Не давайте мозгу скучать, потому что одним только стучанием по "клаве" до всех извилин серого вещества не достучаться. Тут явно нужен всесторонний подход.

Желаю Вам здоровья и ясного ума! Берегите себя!

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх