На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Малик Гумеров
    Если стали овечками = будешь кормиться фуфлом !  Закон истории - природы ...!                                        ...Никто не отравилс...
  • Дарья
    А ты такой же офицер,как и Самойлов?Никто не отравилс...
  • Pattia Patria
    А рифма тоже из журнала "Наследие предков"?10 типов токсичны...

Склиф, Бурденко, Филатовская: чьи имена носят столичные больницы?

За каждым привычным слуху названием скрывается история человеческой жизни, достижений и открытий.

Накануне Дня медицинского работника вспоминаем, чьими именами названы знаменитые больницы Москвы, и рассказываем удивительные истории жизни и карьеры этих людей.

Николай Нилович Бурденко (1876–1946) 

Когда в 1906 году Николай Бурденко наконец окончил университет, сдал экзамены и получил диплом лекаря, у него уже был огромный врачебный опыт.

Тогда было принято организовывать отряды профессоров и студентов для ликвидации эпидемий; так Бурденко, первым и главным интересом которого были анатомия и хирургия, участвовал в борьбе против сыпного тифа, черной оспы и скарлатины. Он работал в колонии для больных туберкулезом детей, служил помощником ассистента в университетской хирургической клинике.

В 1904 году Бурденко добровольцем пошел на русско-японскую войну. Молодой помощник хирурга не чурался работы санитара, фельдшера, врача на передовых позициях, выносил раненых с поля боя, сам был ранен. Стоит ли удивляться тому, что, вернувшись после войны в университет, на редкость опытный студент сдал экзамены блестяще и получил диплом с отличием?

Хирургия, особенно военно-полевая, стала делом жизни Николая Ниловича.

Хорошо знакомый с трудами И.П. Павлова, накопивший огромный опыт работы с повреждениями нервной системы, он выделил нейрохирургию в отдельную область исследований и практики. До конца жизни Бурденко основывал нейрохирургические клиники, обучал специалистов, проводил конференции и съезды врачей. 

Вторым направлением его работы была организация хирургической и в целом медицинской службы в армии. Он участвовал еще в трех войнах, был дважды контужен, написал сотни научных работ и несколько рекомендаций по организации медслужбы для военнослужащих, стал основателем Академии медицинских наук СССР. Только третий инсульт в 1946 году вынудил его оставить занятия, благодаря которым были спасены миллионы жизней.

Николай Васильевич Склифосовский (1836–1904)

Врачебный опыт, полученный в четырех войнах, позволил Склифосовскому, как и позже Бурденко, значительно развить методы лечения огнестрельных ранений и в целом военно-полевую хирургию. Однако и перед отечественной медициной в целом его заслуга ничуть не меньше.

Начиная с 1880-х годов Склифосовский использует весь свой авторитет для внедрения асептики и антисептики в рутинный больничный, особенно хирургический, обиход. Николай Васильевич был не первым сторонником обеззараживания, но врачебное сообщество с подозрением относилось к нововведениям, и только Склифосовскому удалось преодолеть сопротивление.

НИИ скорой помощи им. Н.В. Склифосовского | РИА Новости

Склифосовский — один из пионеров полостной хирургии. Кроме того, он разработал операцию по соединению костей в ложных суставах («замок Склифосовского», он же «русский замок»), сконструировал аппарат, поддерживающий наркоз во время операций на челюсти и в полости рта. Благодаря ему стоматология стала отдельной университетской дисциплиной и сферой исследований.

Николай Иванович Пирогов (1810–1881)

Начиная с 1840-х годов Пирогов — один из крупнейших русских хирургов. Основой хирургии он считает знание анатомии человека и активно ее изучает. В результате собственных исследований Пирогов опубликовал несколько работ, в том числе в 1859 году — первый атлас топографической анатомии.

Научно обоснованное новаторство в полевой практике — столп, на котором стоит работа Николая Ивановича. Вместо лубков раненым накладывают крахмальные, затем гипсовые повязки, что упрощает транспортировку. Пирогов — не первый, кто провел операцию под эфирным наркозом, но он первый описал ее ход в военно-полевых условиях и сделал наркоз важнейшей частью оперирования в России. 

Городская клиническая больница №1 им. Н.И.Пирогова | РИА Новости

В полной мере дар организатора раскрылся в ходе Крымской войны: Пирогов был главным хирургом осажденного Севастополя. Он ввел специализацию медсестер (перевязочные и операционные, аптечные, хозяйки, дежурные, транспортные) и сортировку раненых, чтобы отличать тех, кому требуется неотложная операция, от других, кому требуется перевязка и отправка в госпиталь или вообще только легкая повязка. Четкое распределение обязанностей, приоритетное оказание помощи тяжелораненым, порядок прежде всего. Вот почему Пирогова считают основоположником русской военно-полевой хирургии.

Нил Федорович Филатов (1847–1902)

У Филатова было пятеро детей, двое из них в раннем детстве скончались от дифтерии. Борьба с инфекционными заболеваниями много лет оставалась в центре его внимания. Он изучал скарлатину и корь, ветряную оспу, предложил новые методы лечения менингита, его именем долгое время назывался инфекционный мононуклеоз. В конце концов он сумел победить болезнь, унесшую его малышей: предложенное им использование противодифтерийной сыворотки сократило смертность у детей до года в несколько раз.

Здание больницы № 15 им. Филатова | РИА Новости

Стараниями Филатова русская педиатрия оформилась как систематическая дисциплина и приобрела славу и вес во всем мире: книги и статьи Филатова переводили на главные европейские языки, он вырастил большую школу педиатров, продолжавших его дело. Нил Федорович сам работал с инфекционными пациентами и вел занятия в палатах, показывая ученикам, как и почему ставится тот или иной диагноз, как ведется лечение. Филатов разработал схему подробного осмотра ребенка и опроса матери.

Нил Федорович лечил и консультировал во всех детских больницах Москвы, в первую очередь в старейшей московской детской больнице, которая с 1897 года называлась «Софийской», а с 1922-го носит фамилию Филатова.

Зоя Алексеевна Башляева (1920–2006)

В 1941 году уроженка Читы Зоя Башляева с отличием окончила II Медицинский институт по специальности педиатрия — и почти сразу была призвана на фронт. В качестве фронтового врача она прошла всю войну, и только после демобилизации в 1945 г. пришла работать в детскую поликлинику, где за восемь лет проявился ее талант не только лекаря, но и организатора, руководителя. Административная работа превратилась в дело жизни: на посту заместителя начальника Главного управления Мосгорисполкома она стала одним из главных организаторов медицинской помощи детям и матерям в столице.

ДГКБ имени З.А. Башляевой | РИА Новости

За годы ее службы в Мосгорисполкоме построена единственная в СССР больница для детей с ДЦП, первая больница для оказания помощи при преждевременных родах и выхаживании недоношенных детей, открыта больница для детей с пороками развития лицевого скелета. При активном участии Башляевой открывались детские травмпункты и отделения неотложной помощи, поликлиники, роддома. Благодаря Зое Алексеевне созданы отделения реанимации новорожденных с выездными реанимационными бригадами, и благодаря ей же завершено строительство детской больницы на 1000 коек, которая с 2014 года носит ее имя.

Викула Елисеевич Морозов (1829–1894) 

Династию меценатов Морозовых больше знают благодаря развитию мануфактур и фабрик и заботам о процветании изящных искусств. Благотворительная деятельность Викулы Елисеевича Морозова известна намного хуже: прославленный фабрикант поддерживал образовательные и лечебные учреждения, и в завещании он остался верен себе.

Викула Елисеевич предписал своему сыну Алексею (1857–1934), собирателю фарфора и русских портретов, потратить на благотворительность немалую сумму. Алексей предложил Москве 400 тысяч на строительство детской больницы, но поставил три условия.

Морозовская детская городская клиническая больница

Во-первых, учреждение должно носить имя его отца. Во-вторых, оно обязано принимать бедных — а значит, лечить бесплатно. В-третьих, 200 тысяч пойдут на строительство, оставшиеся двести — это капитал, на проценты с которого будет обеспечиваться работа больницы. В конце концов все 400 тысяч потратили на строительство, начавшееся в 1900 году. Прием пациентов в стационар на 100 коек начался в 1903 году, и он считается датой основания Морозовской детской больницы. Строительство комплекса на 340 коек было завершено в 1906 году.

Отметим последнее: чтобы довести дело до конца, потребовалось чуть больше миллиона рублей; недостающие средства вложил город и другие благотворители.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх