Shutterstock.com
Огромное число людей в возрасте 50–64 лет имеет в сосудах сердца атеросклеротические бляшки. Они даже не подозревают об этом, считают себя абсолютно здоровыми.
Шведские учёные провели исследование с участием 25 тыс. человек данной возрастной группы. Итоги: у 42% есть тайные бляшки. Многим уже требуется регулярный приём лекарств, чтобы избежать инфарктов.
Женщинам везёт больше
Насколько эти данные применимы к России? У нас много общего со шведами в питании, образе жизни и географии (всё это влияет на развитие атеросклероза), но отечественные врачи предполагают, что ситуация в РФ даже несколько хуже.
Чтобы понять истинные масштабы проблемы, к 42% носителей тайных бляшек нужно добавить ещё и тех, кто о наличии изменений в своих коронарных сосудах знает. Это все больные ишемической болезнью сердца (ИБС), ведь её причина — именно такие бляшки. В России людям из вышеупомянутой возрастной группы этот диагноз ставят нередко. По официальной статистике, ИБС есть у 5,8% в возрасте 50–59 лет, у 17,1% — в возрасте 60–64 лет. То есть, даже если считать по минимуму, получается, что бляшки есть более чем у половины. Все они ходят под дамокловым мечом — на бляшках может вырасти тромб, который закупорит сосуд и приведёт к инфаркту, а то и к внезапной смерти.
Другие важные цифры, обнаруженные при исследовании шведов, считавших, что у них здоровое сердце:
- у 5% бляшки были столь большими, что сужали на 50% и более по крайней мере одну коронарную артерию (это сосуды, снабжающие кровью само сердце);
- у 2% людей сужение артерий такое, что кровоток к большим участкам сердца был явно затруднён или перекрыт. А в некоторых случаях бляшками были закупорены сразу все три коронарные артерии;
- развитие бляшек у женщин в среднем начиналось на 10 лет позже, чем у мужчин (см. таблицу). Это объясняют защитным действием женских гормонов (эстрогенов). С уменьшением их выработки во время климакса риски атеросклероза и тяжесть его течения у представителей обоих полов выравниваются;
- бляшки встречались в 1,8 раза чаще в возрасте 60—64 лет, чем в 50–54 года.
«Сюрпризы» диагностики
Как определяли тайные бляшки в сосудах? Исследование в Швеции проводилось с 2013 по 2018 г., и за это время все 25 тыс. человек прошли компьютерную томографию (КТ) дважды.
Первая процедура — обычная КТ, способная выявить лишь такие бляшки, в которых кроме липидов и холестерина уже есть отложения кальция. Они более плотные и легче определяются.
Второй метод называют КТ-ангиографией — он гораздо точнее и обнаруживает даже молодые бляшки, ещё без кальция (см. инфографику). В них только жиры и холестерин, но они не менее опасны: «Такие некальцинированные бляшки более склонны вызывать сердечные приступы, чем кальцинированные», — утверждает профессор Гётеборгского университета Йоран Бергстрём, руководивший исследованием.
Нажмите для увеличения
Неприятным «сюрпризом», выявленным учёными, были промахи в диагностике с помощью простого КТ-исследования. А ведь именно оно в основном используется сегодня для диагностики ИБС. Среди пациентов, у которых этот метод не обнаружил никаких бляшек в сосудах, в реальности они присутствовали у 5,5% (т. е. болезнь была пропущена у одного человека из каждых 18, прошедших обычную КТ). И в 0,4% случаев это были большие бляшки, существенно перекрывающие кровоток. В постановке диагноза им помог только более современный метод КТ-ангиографии. Он сложнее, дороже и имеет больше противопоказаний. Его нельзя делать при болезнях почек. Поскольку такие болезни обычно подолгу протекают скрытно, то перед ангиографией нужно обязательно проводить обследование почек, чтобы оценить их состояние.
Мнение эксперта
Кардиолог, к. м. н., советник гендиректора Международного медицинского кластера в «Сколково» Ярослав Ашихмин:
— Это исследование показывает прогресс в развитии медицины. Ещё недавно мы оценивали риски развития инфарктов и инсультов, определяя холестерин, глюкозу, артериальное давление. И на этой основе назначали статины, зачастую неоправданно. Потом мы научились определять бляшки с кальцием в сосудах с помощью КТ. И если они есть, статины нужно назначать обязательно.
Теперь можно определять бляшки даже на той стадии, когда они состоят из липидов и в них ещё не откладывается кальций. Как поступать с такими больными — назначать им статины или нет? Однозначного ответа нет. Я советую в таком случае обратиться к врачу, чтобы он оценил риски и, если необходимо, назначил лечение. Сам бы я, скорее всего, рекомендовал приём статинов, особенно если бляшка перекрывает больше 20% просвета сосуда. Это нужно расценивать как жёлтый свет светофора, он предупреждает, на него надо реагировать, чтобы не проехать на красный и не попасть в ДТП. Почему такое лечение важно? Во многих исследованиях доказано, что люди с бляшками в сосудах, принимающие статины, живут существенно дольше тех, кто их не использует. Последние часто «проезжают на красный свет»: у 2/3 молодых мужчин первым проявлением атеросклероза бывает инфаркт или инсульт. Этого не случилось бы, принимай они препараты.
Но сейчас я не стану рекомендовать всем бежать на КТ-ангиографию без медицинских показаний. Она иногда может вызывать поражение почек из-за введения большого количества контрастного вещества. Возможно, метод будет усовершенствован и лет через 10 войдёт в привычную практику.
К слову, сейчас для диагностики COVID-19 многим делают КТ грудной клетки. С её помощью, помимо поражения лёгких, определяются и кальцинированные бляшки в сосудах. Специальные программы по ним рассчитывают индивидуальный риск развития инфарктов. Воспользоваться программой и узнать свой личный риск можно, обратившись в клинику, где делают такие исследования с цифровой записью КТ, которая у вас уже есть на руках. Стоить это будет 2–3 тыс. руб. Отдельно такое обследование обойдётся как минимум в 6 тыс. руб. КТ-ангиография ещё дороже — от 15 тыс., её обычно делают пациентам с неясными болями в сердце, когда диагноз «ИБС» требует уточнения.
Свежие комментарии