"О школьном образовании"

На изображении может находиться: 1 человек, борода и часть тела крупным планом

Я уверен, что сегодня главная забота родителей должна заключаться не в том, чтобы их чадо ходило в школу и хорошо там училось, а в том, чтобы эта самая школа и учеба не принесли ему вреда.

Услышьте в моем призыве не голос консервативного священника, а голос человека, у которого из восьми дипломов, приобретенных после среднего образования, три педагогических: педуниверситет и две магистратуры – «Управление учебными заведениями» и «Педагогика высшей школы».
Я сам одно время преподавал педагогику магистрам.

Кроме того, я и сейчас работаю профессором и заведую кафедрой вуза. Поэтому имею право сказать, что думаю по поводу современной системы образования.

Современное образование забыло или, наверное, правильнее сказать «забило» осиновый кол на всем лучшем, что было создано педагогикой со времени ее основания. Сегодня Антон Семенович Макаренко – самый невостребованный учитель. Его нигде не цитируют, на него не ссылаются, его книги давно не издаются. Хотя за рубежом его система – самая востребованная.

Например, в Японии работы Макаренко переиздают массовыми тиражами и считают обязательной литературой для руководителей предприятий. Практически все фирмы строятся по лекалам трудовых колоний Макаренко. Сегодня его наработки к нам возвращаются в виде зарубежных методик «мозгового штурма», «умения работать в команде», «тим-билдинга», «повышения мотивации сотрудника». Все это усердно изучают на всевозможных тренингах и семинарах, притом за немалые деньги. Но это для элиты, вернемся к средней школе.

Я неслучайно начал статью с основоположника современной педагогики: все, что происходит сегодня в нашей педагогике, – это анти-Макаренко. Первое, самое важное, преступное разделение – это разделение образования и воспитания. Вернее, уничтожение воспитания в системе образования. Для А. Макаренко на первом месте было воспитание, и уже потом, как его следствие, шло образование. Вот, навскидку, лишь несколько цитат Антона Семеновича.

«Если мало способностей, то требовать отличную учебу не только бесполезно, но и преступно. Нельзя насильно заставить хорошо учиться. Это может привести к трагическим последствиям». Это то, что я бы написал большими буквами на кабинете учительской, чтобы каждый учитель это видел и читал по несколько раз в день.

«Научить человека быть счастливым – нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно». И в самом деле, зачем мы приобретаем знания? Не для того ли, чтобы прожить полноценную счастливую жизнь, или же для знаний как таковых? По этому поводу есть замечательная видеозарисовка.

А вот еще цитата, которая мне особенно нравится: «Наше педагогическое производство никогда не строилось по технологической логике, а всегда по логике моральной проповеди. Это особенно заметно в области собственного воспитания… Почему в технических вузах мы изучаем сопротивление материалов, а в педагогических не изучаем сопротивление личности, когда ее начинают воспитывать?»

Но кому сейчас нужно изучать «сопротивление личности», и вообще, кто из педагогов или родителей этим занимается? Нужен результат. Самое глупое сегодня заключается в том, что выбрано в качестве оценки результата – ВНО.

Система тестов в качестве изучения результатов успеваемости – это что-то вроде ироничной улыбки диавола.

Множество экспериментов доказали, что современное поколение детей тупеет. Притом делает оно это очень активно. Да, они могут сдать на отлично тесты по языку – например, отметить крестиком, где какой падеж правильно поставить. Их на это натренировали. Но если дать им несколько десятков слов и попросить составить из них рассказ, они этого не смогут сделать. О чем это говорит? О том, что наша школа заменила мышление игрой в крестики-нолики. Т.е. мозг учеников перестал быть гибким. Все, что касается философии, искусства, литературы, поэзии, постепенно уходит. Потому что это область мышления, а не зубрежки.

После хорошей педагогической школы, которая была в СССР (можете бросать в меня камни, но я не откажусь от этих слов: образование в СССР было одним из лучших в мире для своего времени), перестроечная школа стала выпускать «поколение Pepsi», а постперестроечная – «поколение Google». А это еще на ступеньку ниже. «Поколение Google» – это переходная стадия от человека разумного к человеку жующему.

Почему ухудшается память, почему люди глупеют? А это, кстати, уже научный факт. Да потому, что человек не развивает память. Раньше за знаниями была охота, их надо было добывать. Когда я учился в университете, для того чтобы что-то узнать и, соответственно, получить зачет или сдать экзамен, нужно было по много часов кряду просидеть в библиотеке, перебрать горы карточек, заказать по ним десятки книг, пролистать их, суметь выделить суть, переписать от руки цитаты в конспект, заучить. Вот это цена хорошей оценки и полученных знаний. Сегодня информация добывается легко – достаточно тыкнуть пальцем в тачскрин. И при этом мало кого интересует, что она может быть неправдивой. Наивно думать, что Википедия дает достоверные данные. Следовательно, полученная информация ненадежна, хаотична и не способствует развитию интеллектуальных и аналитических способностей.

Какой практический совет дать родителям в этой ситуации? Учите детей читать. «Книги – это переплетенные люди» (А. Макаренко). Мозг, как и мышцы, нужно тренировать. Он должен делать тяжелую для него работу. Если мы будем лежать на диване месяц и не двигаться, то нам нужно будет заново учиться ходить. Если мы не будем читать, думать, размышлять, то превратимся в примитивную социальную человеческую стаю, что, собственно, и происходит.

Конечно, тем, кто хочет быть пастухом этой стаи, кто будет ее стричь и делать из нее котлеты, выгодно, чтобы было именно так. Тупой электорат лучше думающего, это давно известно. Он также выгоден и финансовым магнатам. Потому что тупой человек с примитивным мышлением будет гоняться за брендовыми вещами и видеть смысл своей жизни в бесконечном украшении своей обертки. Он будет жить и работать ради фантиков.

Учите детей читать не по планшету, а по печатным книгам, которые пахнут типографской краской, которые имеют вес, цвет и запах. Хорошая художественная книга развивает язык, фантазию. Философское чтение – мышление. В противном случае пройдет немного времени, и творчество А. Пушкина, Л. Костенко, А. Чехова и Л. Толстого станет для нас непонятной и сложной шумерской клинописью.

Мир реальный в сознании наших детей стал объединяться с миром виртуальным. А это новая и не изученная до конца тенденция. Мне рассказывал очевидец, как девочка лет пяти-шести пыталась большим и указательным пальцами расширить «экран» витрины магазина, на обратной стороне которой сидела какая-то муха.

Что здесь можно посоветовать? Если уж так необходимо покупать ребенку планшет, то покупайте его вместе с собакой. Только делайте так, чтобы не вы, а ваш ребенок эту собаку выгуливал, дрессировал, кормил и нянчил. Пускай у него будет велосипед, мяч и удочка. В общем, весь тот набор, который нужен ребенку для освоения мира. Планшет для него – больший враг, чем рогатка.

Нам уже должно быть стыдно и страшно за себя. В прошлом были цивилизации значительно более высокого интеллектуального уровня, со значительно более глубоким философским мышлением. Мы уже намного ниже уровня Древней Греции, Китая, Индии. Мы неминуемо превращаемся в примитивных аборигенов, только бусинки и стеклышки у нас иначе называются и имеют другой вид.

И еще совет. Не гонитесь за непомерными школьными требованиями, которые загоняют вашего ребенка в тупик психологического рабства, тревожности, сколиоза и потерянного детства. Все эти требования сочинили, по сути, враги вашего ребенка, не идите у них на поводу. Защитите себя и своих детей от тех-агрессии образования. Я знаю семьи, которые, распределяют школьные задания дочери по членам семьи. Дедушка отвечает за математику и физику, бабушка делает уроки по литературе, папа, мама, тети, дяди – по другим дисциплинам. То, что задают на трудах, вся семья делает вместе. Ребенок не тянет всего этого. Вся семья еле справляется, зато учится дитя в престижной школе. Кому это надо?

То, что писал Макаренко о своем времени, нужно умножить на 100 в нашем. Вот его цитата: «С вершин „олимпийских“ кабинетов не различают никаких деталей и частей работы. Оттуда видно только безбрежное море безликого детства, а в самом кабинете стоит модель абстрактного ребенка, сделанная из самых легких материалов: идей, печатной бумаги, маниловской мечты».

Главное, что есть у вашего ребенка, – это его бессмертная душа. Душа, которая должна раскрыться в этой жизни подобно цветку. Заиграть красками неповторимого индивидуального разнообразия своей личности. К сожалению, современная школа через стандартизацию, бездушность, отсутствие индивидуального подхода и веры в Бога убивает этот процесс в самом его зародыше. Постарайтесь сделать так, чтобы школьное образование не травмировало душу вашего ребенка, и постарайтесь создать все условия для ее роста, цветения и плодоношения.

прот. Игорь Рябко

Источник ➝

Запрет на молочку, коварный глютен и поллиноз во время коронавируса. Аллерголог — о главных родительских тревогах

Запрет на молочку, коварный глютен и поллиноз во время ...

Самоизоляция — неплохая мера для терапии сезонной аллергии на пыльцу. Что еще можно сделать в случае, когда улететь в ОАЭ или хотя бы в Сочи невозможно, рассказывает врач-педиатр, аллерголог-иммунолог, доцент кафедры педиатрии и детских инфекционных болезней Сеченовского университета Даниил Мунблит.

Аллергикам в этом году не удалось сбежать от пыльцы: границы закрыты, во многих странах карантины. Что делать?

Некоторые всё-таки успели: в этом году пыление началось в конце февраля, среднесуточная температура тогда была довольно высокая, пыльца полетела раньше.

Пациенты, у которых уже выявлен аллергический ринит (он же поллиноз), за этим обычно следят — используют специальные приложения или сервисы вроде pollen.club либо карты от «Яндекс.Погоды». И, кстати, вне зависимости от планов (уезжать куда-то или оставаться дома) они, как правило, начинают терапию раньше предполагаемых сроков начала пыления — именно так мы советуем поступать всем аллергикам. Если начать принимать лекарства вовремя, соблюдать все назначения врача, сезон пыления вполне можно пережить, даже не убегая от аллергена.

Как правильно купировать симптомы поллиноза?

Классическая терапия — это две группы препаратов: антигистаминные лекарства второго (именно второго!) поколения и кортикостероиды.

Увы, в России все еще жив миф о том, что препараты первого поколения — хлоропирамин (например, супрастин), клемастин (тавегил) — самые эффективные, проверенные временем и так далее. На самом деле они во многом уступают современным препаратам, например обладают выраженным седативным эффектом. Были проведены исследования, результаты которых показали: при приеме таких лекарств у взрослых людей существенно нарушается реакция, что приводит к более высокому риску попасть в ДТП. Детям давать эти препараты тоже не очень хорошая идея. Они, например, могут сделать ребёнка более заторможенным, вялым, а у детей с выраженным аллергическим ринитом и так часто есть сложности с концентрацией.

При этом сейчас нам доступен целый ряд хорошо исследованных препаратов второго поколения, которые обладают отличным антигистаминным эффектом. Они имеют высокий профиль безопасности и могут использоваться месяцами.

Поэтому при сезонной аллергии мы рекомендуем применять именно лекарства второго поколения

Что касается интерназальных кортикостероидов — спреев, содержащих гормоны, — то их обычно используют в сочетании с антигистаминными препаратами, они начинают работать довольно быстро. Многие пациенты могут почувствовать результат уже на следующий день, но максимальная эффективность достигается где-то через пять-семь дней применения. Именно поэтому мы говорим, что терапию при поллинозе необходимо начинать предварительно. Тогда организм будет вооружен и самочувствие пациента не ухудшится резко.

Еще в мире сейчас применяют барьерные методы, например что-то вроде фильтров для носа — маленькие силиконовые вставки, которые защищают слизистую от пыльцы. В России такие штуки широко не используют, но при желании их можно заказать.

В сочетании с домашним режимом, умыванием и промыванием носа после улицы, регулярной влажной уборкой — то есть мерами, которые сейчас рекомендуют абсолютно всем — такая терапия может помочь пережить поллиноз даже в разгар цветения.

Гормональные препараты можно давать детям длительное время?

Боязнь гормонов — еще один миф, который живет уже много десятилетий. На Западе он тоже существует, но у нас сильнее выражен. Тут важно донести до пациента факт: гормональные спреи принципиально отличаются от таблетированных препаратов на основе стероидов.

Последние — например, тот же преднизолон — действительно могут оказать влияние на весь организм человека. А когда мы говорим про интраназальные кортикостероиды, которые применяют при аллергическом рините или астме, то они действуют местно, минимально всасываются в кровь, не оказывают системного влияния на организм.

Бесконтрольное использование сосудосуживающих препаратов (нафтизина и аналогов) намного вреднее: они могут вызвать так называемый медикаментозный, хронический ринит, от которого непросто избавиться.

Как работают стероиды, для чего они нужны?

Они снимают воспаление. Существуют противовоспалительные нестероидные средства (на основе ибупрофена или парацетамола), а есть стероидные гормональные препараты, которые локально снимают отёк, но не влияют на саму причину заболевания и не излечивают его. И тем не менее в сочетании с антигистаминными препаратами дают очень хороший эффект.

Но это симптоматическое лечение. А реально ли полностью избавиться от поллиноза?

Пожалуй, единственным способом лечения аллергии можно назвать аллерген-специфическую иммунотерапию (АСИТ). Это метод, при котором мы выявляем аллерген (при поллинозе это экстракт пыльцы конкретного дерева) и вводим его пациенту в микродозах, которые постепенно увеличиваются.

Такая иммунотерапия может быть подкожной или сублингвальной. В последнем случае таблетки либо капли помещают под язык — этот метод хорошо подходит для детей, так как он неинвазивный (то есть не нужно ничего колоть).

При помощи АСИТ мы как бы переобучаем иммунную систему, чтобы она перестала воспринимать белки, которые входят в состав пыльцы, как вражеские. Шансы сильно уменьшить проявления аллергии надолго при таком лечении достаточно высоки, но важно не бросать терапию на полпути, плюс качество самих аллергенов играет серьезную роль.

Дело в том, что, помимо проверенных экстрактов аллергенов, у нас в стране есть и те, по которым нет клинических исследований

Соответственно, происходит подмена понятий: коллеги часто говорят о том, что иммунотерапия эффективна против пыльцы, но мы не можем говорить о пыльце в целом, потому что эффективность каждого отдельного аллергена до сих пор не изучена.

Как отличить поллиноз от ОРВИ? А вдруг это вообще коронавирус?

У вирусных инфекций есть острый период, когда характерные симптомы нарастают, есть повышение температуры. При аллергическом рините чаще всего наблюдается постоянная симметричная заложенность носа с выделением прозрачной слизи, чихание, зуд в носоглотке и глазах, часто отечность — все это должно беспокоить человека более часа в день и дольше одной недели. Однако — самое главное — не нужно заниматься самодиагностикой. Если вы не очень хорошо себя чувствуете, обратитесь к специалисту.

Если поллиноз не сильный, обойтись простыми сосудосуживающими каплями все равно не получится?

Такие лекарства не подходят для длительного применения, иначе проблема только усугубится. При этом аллергический ринит нуждается в терапии — как минимум потому, что с ним у человека сильно снижается качество жизни.

Это состояние влияет на сон, концентрацию, работоспособность, успеваемость. Есть даже исследования, что студенты с признаками поллиноза сдают весенние экзамены (которые почти всегда выпадают на период цветения) гораздо хуже, чем остальные тесты в течение года.

Если же студенты с поллинозом принимают антигистаминные препараты первого поколения, то экзаменационные оценки снижаются еще сильнее

Кроме того, аллергический ринит тесно связан с астмой. Это, впрочем, не значит, что он ее вызывает. Скорее у пациентов с поллинозом астма выявляется намного чаще, чем у всех остальных. А своевременная и правильная терапия ринита (то есть чаще всего антигистаминные препараты плюс интраназальные кортикостероиды) позволяет лучше контролировать эту болезнь.

Астматики — тоже пациенты аллерголога?

Не обязательно: они могут наблюдаться и у пульмонолога. Астма не всегда имеет аллергическую природу. Дебют болезни может случиться, например, как ответ на физическую нагрузку или даже как реакция на очень холодный воздух.

Какие еще состояния люди часто путают с аллергией?

Кожные инфекции, которые нужно лечить у дерматолога. Или атопический дерматит. Да, часто он сочетается у детей с пищевой аллергией, но так бывает не всегда: порой это просто нарушение целостности кожного барьера, и большинству детей в таком случае показано местное лечение, без мучения в виде жесткой диеты. Только у трети детей атопический дерматит сочетается с пищевой аллергией.

У современных родителей также в моде «аллергия» на глютен, сахар, молочные продукты. Этот диагноз они, как правило, придумывают ребёнку сами

Но так делать нельзя. Потому что, если вы хотите исключить из рациона ребенка какую-то большую группу продуктов, вы должны хорошо понимать, чем ее можно заменить, чтобы меню оставалось полноценным. Будучи педиатром и аллергологом, я за такую работу никогда не берусь, потому что не обладаю достаточным набором знаний и экспертизой. Для этого есть специально обученные люди — диетологи, именно они могут правильно составить рацион.

В каких случаях младенцам нужна гипоаллергенная молочная смесь?

В идеале им нужно грудное молоко, но если такой возможности нет, к выбору смеси важно подойти ответственно.

Если речь идет о здоровом ребенке, который относится к группе риска по развитию аллергических заболеваний (например, один или оба родителя страдают аллергией), то никакой «специальной» смеси ему не нужно. Дело в том, что ситуация с маркетингом смесей для грудных детей сегодня обстоит достаточно печально, компании-производители зачастую преувеличивают свойства своих продуктов. Например, продают смеси для детей, рожденных путем кесарева сечения, либо для младенцев «с высоким риском развития аллергии». Они же заявляют, что «в тех случаях, когда грудное вскармливание невозможно, детям с высоким риском развития аллергии рекомендуют смеси на основе частично или полностью гидролизованного молочного белка в первые шесть месяцев жизни.» Но на сегодняшний день нет достаточной доказательной базы, чтобы рекомендовать использование таких смесей детям группы риска по развитию аллергических заболеваний.

Если же говорить о младенцах, у которых уже есть проявления пищевой аллергии на белок коровьего молока, то, действительно, существуют специальные смеси, созданные для этой группы детей. Гидролизированный молочный белок — это белок, разбитый на кусочки. Для истинных аллергиков такой вид питания — это действительно выход. Но рекомендовать его должен врач после подтверждения диагноза. Вот только в России, в отличие от многих других стран, для приобретения такой смеси не требуется рецепт. Это значит, что любая мама может купить ее просто потому, что у ребенка вдруг появилось некое покраснение на теле, а она приняла это за пищевую аллергию. Этого делать не стоит — если возникают сомнения, лучше как минимум обратиться к педиатру.

А что с диетами для кормящих мам? Красные фрукты и овощи им все-таки можно?

На сегодня нет никаких доказательств того, что здоровой кормящей женщине нужно ограничивать какие-либо продукты. То же самое касается и беременных.

Боязнь продуктов красного цвета — просто еще один миф. Аллергическая реакция возникает не на цвет еды, а на белок, который входит в ее состав. Да, есть группы продуктов — вроде цитрусовых, шоколада, помидоров, — которые могут стимулировать выброс гистамина, но опять же дело тут вовсе не в их окрасе. Бывает и так, что у человека есть аллергия, скажем, на зеленую чечевицу, а на коричневую — нет. И это тоже происходит не из-за цвета, а из-за разницы в белковом составе.

В общем, каких-либо данных о том, что кормящим матерям нужно придерживаться некоего довольно странного «гипоаллергенного» питания, нет. Напротив, на здоровье ребенка могут сказаться именно строгие диеты, на которых сидит мама.

Картина дня

))}
Loading...
наверх