Мы отобрали 25 картин разных стран, разных лет и разных жанров. Выбор был легким (потрясающих фильмов о Второй Мировой снято грандиозное количество) и в то же время тяжелым, потому что надо было разработать критерий отбора.
Мы постарались осветить каждый аспект Второй Мировой — Восточный Фронт, Западный фронт, сопротивление, партизанское движение, война на Тихом океане и даже о том, что творилось в самой ставке Гитлера.
И будь то сталинградская битва или же воздушная война над Ла-Маншем, мы отобрали самую честную, правдоподобную, и по возможности зрелищную картину.В списке отсутствуют картины про холокст и концлагеря (они — тема для отдельного материала). Отсеяли некоторые даже крайне популярные и титулованные фильмы о подвигах американцев в войне с японцами и Гитлером — потому что большинство из них не выдерживают исторической критики.
За бортом остались телевизионные сериалы. А также картины, в которых много места уделено Второй Мировой, но которые охватывают гораздо более обширный период времени (например, «Укрощение огня» о создателе советских ракет или же «Гибель богов» Висконти).
Тем не менее, у нас осталось место и для эпопей, и для мелодрам, и для триллеров, и для трагедий, и для комедий, и для чисто батальных полотен. Но в первую очередь это фильмы о людях на войне. Что война с людьми сделала, или что война оказалась не в силах с ними сделать.
Касабланка
1942, США, режиссер Майкл Кёртиц
Самая успешная попытка Голливуда достучаться до сердец тех американцев, которые в 1942 году считали, что война она где-то далеко и их не касается никаким боком. Никаких зверств, конлагерей и бомбежек, а ровно наоборот — маленькая тихая история о богом забытом городе в Марокко, где американские и прочие граждане пытаются пересидеть войну, или же наскрести денег на бегство подальше от нацистов. У нашего зрителя фильм совсем не пользуется столь же великой славой, что на дальних берегах, многие просто не очень понимают о чем эта история в принципе. На самом деле, если великая экранная пара Хамфри Богарт и Ингрид Бергман тебя не цепляет, то весь Голливуд военных лет явно не по твою душу.
Небесный тихоход
1945, СССР, режиссер Семен Тимошенко
В советских киноцехах в годы войны тоже не дремали — клепали патриотические ленты и для тыла, и для фронта. И документальные, и игровые, и часто с музыкой — помнишь «Тёмную ночь» Марка Бернеса? То была песня из легендарной картины «Два бойца» 1943 года. Но самым популярным в народе из кинофильмов эпохи стал развесёлый «Небесный тихоход», вышедший на экраны сразу после победы. Праздничная сказка о пилоте-асе, которому доверили допотопные летающие этажерки «У-2», да еще женский коллектив впридачу. Фильм подарил стране два духоподьемных гимна: «Первым делом — самолёты» и «Пора в путь-дорогу».
Подвиг разведчика
1947, СССР, режиссер Борис Барнет
Военно-шпионский жанр на советском экране ярче всего был представлен в многочисленных сериалах («Семнадцать мгновений весны», «Щит и меч»), но на большом экране тоже были свои герои тайного фронта. «Подвиг разведчика» — то самое кино, откуда в мир пошла фраза «У вас продается славянский шкаф?», но не подумай, что то был юмор: кино не веселое, по-нуарному мрачное, со смертями, интригами и предательствами. События разворачиваются в оккупированной Виннице, где советский агент добывает секретную переписку, но в итоге добыл кое-что покрупнее. Фильм, конечно, плакатный, но имеет в своей основе реальные дела и реального прототипа: героя-разведчика Николая Кузнецова, уничтожившего 11 высокопоставленных офицеров Рейха. Погиб в 1944-ом в стычке в бандеровцами.
Летят журавли
1957, СССР, режиссер Михаил Калатозов
Под таким названием могла бы прятаться беспечная романтическая комедия, но «Летят журавли» совсем не из их числа. Это невероятно красивая и эмоциональная (даже по завышенным советским стандартам) картина о судьбах молодых горожан, которых накрыло войной в тот самый момент, когда казалось, вся жизнь впереди. Фильм честно заработал «Золотую пальмовую ветвь» Каннского фестиваля — как говорится во вступительных титрах — за художественные достоинства и высокий гуманизм. Там же в титрах перечислена еще дюжина наград. А вот Никита Хрущев негодовал, и обозвал главную героину Веронику стервой. Мир Хрущева не послушался и повалил в залы толпами — даже в Западной Европе! Это же 1957 год, Европа отлично помнила, что война была общей, и наш взгляд на Вторую мировую имел колоссальный вес.
Мост через реку Квай
1957, Великобритания/США, режиссер Дэвид Лин
Кинокартина от самого главного «блокбастерного» режиссёра своей эпохи, Дэвида Лина, на трудах которого рос Стивен Спилберг. История на два с половиной часа о военнослужащих Британской короны, которые попали в японский плен и были привлечены к работе по постройке стратегически важного моста в Бирме. Надо заметить, что условия заключения английских пленных хоть и ужасны, но на фоне концлагерного быта кажутся практически курортом, что немного лишает сегодня этот фильм тех страстей, которые он вызывал в год своего выхода. Но пусть кино слегка устарело, его никто никогда не осмеливался вычеркнуть из списка классики, да и увидишь ты в нем ту часть войны, которая на экранах возникает необычайно редко.
Судьба человека
1959, СССР, режиссер Сергей Бондарчук
Совсем не легкая, порою страшная, но в итоге пробуждающая непреодолимую волю к жизни кинокартина. О том, как разруха, фронт и концлагерь лишь укрепили в русском солдате самое человечное, что он пронес в покалеченной душе сквозь всю войну. Финальный эпизод про беспризорного малыша — из числа самых незабываемых в истории отечественного кинематографа. Лучший фильм Сергея Бондарчука — куда там расфуфыренной саге «Война и мир».
Живые и мертвые
1963, СССР, режиссер Александр Столпер
Фронтовой анабасис военного корреспондента, который загремел в самое пекло Великой Отечественной прямиком с черноморского отдыха. Полный и трагедии, и пафоса, и размышлений фильм по одноименному роману Константина Симонова. И что особенно примечательно — содержит ряд смелых критических наблюдений о первых месяцах войны, чем мы обязаны году постановки — 1963 — самый разгар оттепели. Фильм двухсерийный, но кому-то этого показалось мало, и через несколько лет вышло продолжение «Возмездие».
Битва за Британию
1969, Британия, режиссер Гай Хэмилтон
Было снято как минимум две картины с таким названием, но тебя должна заинтересовать именно эта, 1969 года, где художественно реконструированы воздушные битвы над Британскими островами. Здесь не достает таких же глубоких душераздирающих драм, как в советском военном кинематографе, но «Битва за Британию» — зрелищная, крепкая батальная картина, да еще с такими актёрами, как Майкл Кейн. К тому же воздушная война между Гитлером и Черчиллем не имела аналогов в истории, с подобными вещами хочется знакомиться как можно ближе.
Армия теней
1969, Франция, режиссер Жан-Пьер Мельвиль
Если тебе охота увидеть всего один фильм о французском сопротивлении в годы гитлеровской оккупации, то им обязан стать «Армия теней» с Лино Вентурой в главной роли. «Поезд» 1964 года тоже очень и очень неплох, но именно «Армия теней» раскрывает тему работы подполья наиболее детально и трагично. Да, французам не удалось толком повоевать на той войне, но это вовсе не значит, что в их жизни не было места подвигу. Жан-Пьер Мельвиль — один из любимых режиссёров Квентина Тарантино, но он по большей части известен всякими бандитскими драмами с Аленом Делоном и тем же Лино Вентурой. Однако и «Армия теней», и его дебют «Молчание моря» именно про годы фашистского режима во Франции, не исключено, что Тарантино подглядел в них что-то для «Бесславных ублюдков».
Тора! Тора! Тора!
1970, Япония/США, режиссеры Ричард Флайшер, Киндзи Фукасаку, Тосио Масуда
Куда более приличная экранизация событий в Перл-Харборе, чем полный клюквы, соплей и кока-колы фильм Майкла Бэя. Для тебя это станет самым простым и непозорным способом увидеть, как во Вторую Мировую войну вступили США и Япония. Фильм стоил абсолютно безумных по тем временам денег — 25 миллионов долларов, даже аварию бомбардировщика для него засняли настоящую, никаких компьютеров!
Уловка-22
1970, США, режиссер Майк Николс
Странная экранизация столь же странного сатирического романа Джозефа Хеллера об американских военных летчиках, дислоцированных в Италии в 1944 году. Для них война тут — не столько даже театр военных действий, сколько театр абсурда. Если тебе нравится сериал (и фильм) о госпитале «МЭШ», то в общих чертах ты можешь себе представить происходящее.
Проверка на дорогах
1971, СССР, режиссер Алексей Герман
Депрессивная партизанская драма, снятая еще не оперившимся Алексеем Германом и пролежавшая на полке вплоть до горбачевских времен — уж больно далеко показ событий 1942 года отклонился от твердой партийной линии. Но сейчас без этого фильма просто невозможно представить сокровищницу советского кино о Великой войне.
А зори здесь тихие
1972, СССР, режиссер Станислав Ростоцкий
Экранизация книги пера Бориса Васильева, тоже более, чем популярной в советских землях, чего нельзя сказать о ремейке 2015 года. «А зори здесь тихие», наверное, являлся главным советским фильмом к 9 мая. Разве что «Офицеры» могли сравниться с обилием показов, но «Офицеры», скорее, под 23 февраля затачивались. «Зори» — особенное кино, русское народное и душевное, хотя тема к душевности совсем не располагает: показывают нам фатальную встречу неопытных девушек Красной армии, недавних школьниц, с превосходящими силами противника (как бы написали в рапорте). Но вот феномен: в коммунистическом Китае фильм Ростоцкого тоже пользовался фантастическим успехом.
В бой идут одни «старики»
1973, СССР, режиссер Леонид Быков
Нетипично для семидесятых легкий фильм о Великой Отечественной (чиновники сочли сценарий недостаточно героическим); немудрено, что кино с большим трудом пробивалось на экран через все инстанции. Но как пробилось, так стало в народе излюбленным компаньоном к «Небесному тихоходу». Песни, самолёты, девушки, шутки, опять песни, но все-таки кругом война, потому и погибших товарищей поминать приходится куда как чаще, чем того хочется. Комедия получилась с горчинкой, с большой горчинкой, а как же иначе, если сценарий создавался по реальным воспоминаниям ветеранов. В 2009 году вышла раскрашенная версия, но тебе надо знать, что изначально режиссёру выдали лишь черно-белую пленку, со словами, что дефицитную цветную могут выделить только на фильм о трактористах.
Они сражались за Родину
1975, СССР, режиссер Сергей Бондарчук
Экранизация романа Михаила Шолохова о боях на подступах к Сталинграду. Выполнено не без шероховатостей и с явно наблюдаемыми советскими штампами брежневских времен, но при всем этом получилась большая и славная картина — еще бы, здесь Никулин, Шукшин, Тихонов, что не просто знак качества, а знак особенного качества. Жаль, но фильм сопровождает очень печальный факт: в период съемок утомлённый Василий Шукшин отправился ночевать, а утром его тело без признаков жизни обнаружил Георгий Бурков. Последнюю роль Шукшина в итоге озвучивал дублер. Но смотреть можно и просто боев ради, батальные сцены здесь отличаются размахом.
Аты-баты, шли солдаты
1976, СССР, режиссер Леонид Быков
Пусть веселое название тебя не обманывает — ничего веселого здесь нет. Кино о молодом комсомольском отряде, практически без тяжелого вооружения давшем бой колонне немецких танков. И пусть 1944 год был не самым жарким в Великой отечественной, но для многих он стал последним. Значительная часть фильма происходит уже в 70-е годы (война идет флэшбэками), потому кино интересно и тем, кто любит полюбоваться советским бытом и ветеранскими речами. Режиссёр и актёр Леонид Быков снял «Аты-баты» через три года после «В бой идут одни старики» и сие стало его последней работой — вскоре он погиб в нелепой автокатастрофе на пригородной трассе.
Мост слишком далеко
1977, США/Великобритания, режиссер Ричард Аттенборо
Прекрасное и слегка эпичное батальное полотно о том, как союзники задумали операцию массированной высадки десантников в оккупированной Голландии. И о том, как они безобразно это спланировали и реализовали. Один из самых необычных и захватывающих фильмов о Западном фронте. В героических (и не всегда героических) ролях можно наблюдать Шона Коннери, Энтони Хопкинса, Майкла Кейна и армию не менее интересных актёров. Кино не только едкое, но и богатое, денег и динамита не жалели.
Железный крест
1977, Великобритания/ФРГ, режиссер Сэм Пекинпа
Жесткий фильм от очень немилосердного и прямолинейного режиссера Сэма Пекинпа, один из самых культовых фильмов о советском фронте, снятый в капиталистическом мире. История повествует о тщеславном немецком офицере, готовом на любые жертвы, жестокости и подлости ради вожделенного Железного Креста.
Солдаты Королевы
1977, Нидерланды/Бельгия, режиссер Пол Верховен
Грандиозный эпос Пола Верховена об антифашистском сопротивлении в Нидерландах. Для русского слуха это может казаться смешным (Голландия ничем, казалось бы, в годы войны не прославилась), но те, кто хорошо знаком с историей знают, что Нидерландам война далась очень тяжело, принесла массу лишений и разрушений, и тамошнее подполье было действительно очень активным, смелым и беспощадным. В главной роли Рутгер Хауэр, так что смотреть обязательно!
Подводная лодка
1981, ФРГ, режиссер Вольфганг Петерсен
Вторая мировая изнутри, из подводной цитадели немцев. Душный, тесный, потный и угрюмый фильм о боевом походе обреченной подлодки, снятый большим, а то и самым главным, мастером морского кино. Снят в 1981 году, а и сейчас смотрится так, будто сделан только вчера, причем людьми, которые вынашивали идею всю свою жизнь.
Иди и смотри
1985, СССР, режиссер Элем Климов
Общепризнанно самый страшный кинофильм о Великой Отечественной. Поставлен Элемом Климовым, более знаменитым по фильму «Добро пожаловать или посторонним вход воспрещен». Здесь тоже в центре повествования дети, но попавшие в самую страшную мясорубку, которую возможно себе вообразить. Наверное, до этого фильма и нельзя было вообразить. Оккупация, массовый геноцид крестьянского населения в Белоруссии, партизанское движение. Кажется, это последний по-настоящему великий фильм о войне, снятый в нашей стране.
Сталинград
1992, Германия, режиссер Йозеф Вильсмайер
Жесточайший фильм о Сталинградской кампании, поставленный немцами, у которых это получилось куда как сильнее, чем у халтурщика Фёдора Бондарчука в 2013-ом. Фильм о том ужасе, в который погрузились все, кому довелось оказаться в сталинградском котле, где теряют человеческий облик и сходят с ума даже бравые самоуверенные германские вояки.
Бункер
2004, Германия/Италия, режиссёр Оливер Хиршбигель
Детальное описание падения, деградации и гибели Адольфа Гитлера и его соратников — главных нацистских преступников. Звучит мрачно (и кино действительно таково), но при этом два с половиной часа хронометража не только не угнетают, но доставляют смешанные, и все-таки радостные чувства: и злодей наказан, и само кино — зрелище из числа незаурядных. Быт в гитлеровском бункере в разгар советского наступления показан в дотошно точных деталях, благо, что за основу взяты многочисленные книги очевидцев, в первую очередь секретарши фюрера, ну и, конечно, мемуары Альберта Шпеера, вот уже многие десятилетия являющиеся главным источником информации о фюрере и его ближайшем окружении. Кстати, по книге Шпеера был поставлен малоизвестный пятичасовой телефильм «Внутри Третьего Рейха» с вездесущим Рутгером Хауэром.
Письма с Иводзимы
2006, США, режиссер Клинт Иствуд
Вторая часть дилогии Клинта Иствуда о жутких кровавых боях за клочок суши в Тихом океане. Но первую часть («Флаги наших отцов») ты можешь с чистой совестью пропустить, так как у режиссера парадоксальным образом японская часть история получилась многократно сильнее американской. Не будет хамством заявить, что «Письма с Иводзимы» — наиболее сильная голливудская картина о Второй мировой, куда там семейному постановщику Спилбергу с его рядовым Райаном...
Брестская крепость
2010, Россия/Беларусь, режиссер Александр Котт
В двухтысячные годы в России произошел долгожданный ренессанс жанра фильмов о Великой Отечественной, стартовавший с картины «Звезда» Николая Лебедева. Но более всего общественность всколыхнул (в самом хорошем смысле слова) этот боевик об одном из самых мифических (тоже в хорошем смысле) подвигов Красной Армии — защите пограничной Брестской крепости. Пусть не дотягивает он до уровня лучшей советской киноклассики, особенно в вопросах драматизма и накала страстей, но как военная постановка картина удалась на славу. Тем более, что тема Брестской крепости на советском экране толком так и не была раскрыта. Была популярнейшая книга и спекталь «В списках не значился», однако до ее экранизации руки дошли лишь в 1995 году — фильм «Я — русский солдат». Будет возможность, посмотри и его тоже.
Свежие комментарии