На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Малик Гумеров
    Кому что , кому за вшами ... !    1000-ми лет обходились !                     Лиши сегодня женщин примитивного комфо...Гигиенический воп...
  • Светлана Рыбчинская
    Гостоподи!(так мой внук говорит)ну не о чем больше писать.Тема очень важная.Докатились уже до ручки."Афтор" на больше...Гигиенический воп...
  • искатель
    Ну это вы зря... Есть тысячи не новых книг, которые, я уверен, вы не читали и вряд ли прочтёте, если будете ориентиро...Что произойдет с ...

Ислам победил алкоголизм, а коммунизм усугубил. Почему?

304

Люди начали употреблять алкоголь как минимум 9 тысяч лет назад. Ислам и коммунизм появились относительно недавно — в течении последних полутора тысяч лет — и оба в свое время боролись с древнейшим желанием человека опьянеть. Но религиозный запрет оказался намного эффективней партийного. WAS выясняет почему.

В 2015 году сотрудники Оксфордского университета создали интерактивную мировую карту употребления алкоголя. В глаза бросаются три факта:

  • Самые пьющие страны с потреблением 14–17 литров чистого алкоголя на человека в год: Беларусь, Россия, Чехия, Латвия. Другие осколки Союза, в том числе Украина, не сильно от лидеров отстают.
  • Страны, где употребляют менее 2 литров на человека в год, практически полностью сосредоточены в границах Арабского халифата 7–13 веков.
  • Государства за пределами халифата, где тоже пьют мало, населены преимущественно мусульманами. Среди таких Гвинея, Нигер, Сенегал.

Рассмотрим две попытки отучить народы пить. Одна из них оказалась чрезвычайно успешной, вторая с треском провалилась. Более тысячи лет держится запрет на пьянство в исламе, а на территории бывших социалистических республик бухают особенно крепко.

ИСЛАМ

i

Считается, что слово «алкоголь» произошло от арабского «аль-куль» — это смесь на основе сурьмы, которой подводили глаза. Позже в Европе стали так называть все продукты возгонки, и в новом значении слово вернулось на Восток.

ПРАВЕДНЫЕ ХАЛИФЫ ПРОТИВ АЛЬ-КУЛЯ

Христианские и иудейские торговцы познакомили арабов с вином еще до появления ислама. Множество строк арабской поэзии — доисламской и сочиненной мусульманами — свидетельствуют, что вино людям Востока очень нравилось.

«Кубки, наши соколы, за вином летают / Лютни, наши луки, сладостно играют… / Без греха воюем, утром мы пируем / Вечером пируем», — писал Абу Нувас в Багдаде 9 века.

Более того, процесс дистилляции, благодаря которому из напитков слабого брожения стало возможно получать крепкий алкоголь и чистый спирт, в конце 9 века изобрел иранский мусульманин — алхимик и философ Закария ар-Рази.

Тягу к выпивке необходимо было держать в тайне. Прочитай Абу Нувас свое стихотворение в общественном месте, он был бы наказан. Ислам относит алкогольные напитки к категории запретного (мазхур), как и свинину, мясо хищных птиц, падаль, мясо удавленных и заколотых в нарушение ритуальных правил животных.

i

Главные принципы ислама:

  • почитание Аллаха как единственного бога;
  • ежедневная пятикратная молитва;
  • пост в месяц Рамадан;
  • уплата налога в пользу нуждающихся.

По легенде, в 622 году пророк Мухаммед с группой сторонников переселился из аравийского города Мекка в соседнюю Медину, подальше от врагов. От этой даты ведется мусульманское летоисчисление. Запрет на употребление вина проявился в мединский период жизни Мухаммеда и сначала не был очень строгим: «О вы, которые уверовали! Не приближайтесь к молитве, когда вы пьяны» (Коран, 4:43).

Постепенно негативное отношение к алкогольным напиткам усиливалось: «В них есть большой грех, но есть и польза для людей, хотя греха в них больше, чем пользы» (Коран, 2:219).

Территориальные завоевания арабов, которые начались с покорения иранской державы Сасанидов и Египта, требовали дисциплины и напряжения всех сил. Алкоголь разлагает войско и способствует «скверным деяниям, внушаемым шайтаном». Поэтому употребление, а также хранение и продажа опьяняющих веществ, стали караться 40–80 ударами ровной палки без шипов и сучков.

В первые годы существования халифата наказание было публичным и зачастую совершалось в присутствии толпы на рыночной площади. Жесткие меры действовали, количество выпиваемого алкоголя быстро сокращалось.

Jono Simbolon (front), an Indonesian Christian, grimaces in pain as he is flogged in front of a crowd outside a mosque in Banda Aceh, Aceh province, on January 19, 2018. Simbolon was publicly flogged on January 19 for selling alcohol in conservative Aceh province, a violation of Islamic law, as a crowd of onlookers including children jeered

Публичная порка индонезийского христианина Джоно Симболона за продажу алкоголя мусульманину. Провинция Ачех, Индонезия, 19 января 2018 года. Фото: CHAIDEER MAHYUDDIN / AFP

А ЕСЛИ ЧУТЬ-ЧУТЬ?

В Арабском халифате и в мусульманских странах, возникших после его распада, элита часто пренебрегала религиозным запретом на алкоголь. Об Аббасе I из династии Сефевидов историки пишут, что он был одним из немногих персидских шахов, кто знал меру в выпивке.

Посланник Австрии в Османской империи 16 века Ожье Гислен де Бусбек в своих «Турецких письмах» сообщает: «Употребление вина видится туркам серьезным преступлением, в особенности старшим людям; молодые люди грешат с надеждой на извинение и прощение. Они думают, что наказание, уготованное им в грядущей жизни, будет одинаковым, независимо от того, пьют ли они много или мало, поэтому если они уже пьют вино, то пьют много».

Время от времени священнослужители и правители всерьез пытались побороть либеральное отношение мусульман к алкоголю. Особенно жесткими трезвенниками были члены религиозных братств Альморавидов и Альмохадов в Северной Африке 11–13 веков, воевавшие с турками на Аравийском полуострове в 19 веке ваххабиты, афганские талибы и иранские ортодоксы второй половины 20 века.

В Османской империи продажа алкоголя запрещалась регулярно, но запрет не держался подолгу. Так, в 1562 году «сухой закон» ввел муж Хюррем-Роксоланы Сулейман Великолепный, попавший на старости лет под влияние исламских проповедников. За употребление алкоголя мусульман грозили казнить, заливая расплавленный свинец в горло.

«Кувшины разбиты, бокалы пусты, вина больше нет / Мы в рабстве у кофе. Что за ужасное время!» — писал турецкий поэт.

Через несколько лет Сулейман умер, и все запреты были сняты сыном, Селимом II. Тот порой решал государственные дела, сидя на престоле с бокалом вина в руке, получил в народе кличку «Пьяница» и умер в 50 лет. Выпивку снова запрещали Мурад III, Мехмед III, Ахмед I и Мурад IV. Последний, сам алкоголик, был особенно строг. Ходили слухи, что он собственноручно убивал нарушителей закона, когда ночью инкогнито выходил из дворца.

Мураду IV приписывают фразу: «Вино — это дьявол. Я должен защитить свой народ и выпить его сам».

This image is of a 17th Century Persian woman pouring wine and is taken from a wall painting inside the Chehel Sotoun Palace

Роспись Зала приёмов Чехель-сотун — дворца персидского шаха Аббаса II в городе Исфахан, 17 век. Фото: Fabienkhan / Wikipedia

This image is of a 17th Century Persian woman pouring wine and is taken from a wall painting inside the Chehel Sotoun Palace

Роспись Зала приёмов Чехель-сотун — дворца персидского шаха Аббаса II в городе Исфахан, 17 век. Фото: Saeed Ghasempour / CC BY-SA 4.0

This image is of a 17th Century Persian woman pouring wine and is taken from a wall painting inside the Chehel Sotoun Palace

Роспись Зала приёмов Чехель-сотун — дворца персидского шаха Аббаса II в городе Исфахан, 17 век. Фото: Ninara / CC BY-SA 2.0

До Исламской революции пьяница в Иране мог бояться лишь общественного порицания. Тем не менее консервативные мусульмане боролись с продажей и употреблением алкоголя. Так, в 1941 году по стране прокатилась волна антиалкогольных акций — религиозная молодежь жгла винные лавки, большей частью которых владели армяне.

В 1979 году прозападный шах Пехлеви сбежал, сдав власть ультраконсервативному аятолле Хомейни. Религиозные нормы ужесточились, употребление алкоголя стало вновь наказуемым. За один выпитый стакан — 80 ударов палками, повторное правонарушение может привести на эшафот.

В 2012 году двое мужчин из Хорасана в Восточном Иране попались пьяными в третий раз, и Верховный суд подписал обоим смертный приговор. Но такие случаи — большая редкость, чаще не доходит даже до порки.

КОММУНИЗМ

ПЕТЛЯ ГОРБАЧЕВА

В начале 1980-х годов Советский Союз уже медленно испускал дух. Граждане и многие партийные функционеры утратили веру в победу коммунизма. Настоящее угнетало, будущее пугало.

По оценкам советолога Владимира Тремпла, к середине 1980-х потребление фабричного алкоголя на душу населения в СССР достигло 10,5 литров на человека, еще 3,8 литра добавлял самогон. В 1983 году население купило выпивки на 50 миллиардов рублей, а мяса и колбасы — лишь на 22,5 миллиарда.

Большую часть алкоголя потребляют мужчины в возрасте 15–65 лет. На каждого из них приходилось около 180 бутылок водки в год. Это полбутылки в день. В среднем.

Проблема была очевидной. 13 марта 1985 года Михаила Горбачева избрали генеральным секретарем ЦК КПСС. Уже в мае он начал масштабную антиалкогольную кампанию.

Генеральный секретарь ЦК КПСС Михаил Горбачев, 1986 год. Фото: RIA Novosti archive, image #359290 / Yuryi Abramochkin / CC-BY-SA 3.0

Государство значительно подняло цены на спиртное. Было ужесточено наказание за незаконный сбыт алкоголя и самогоноварение. Алкоголь теперь продавали лишь с 14:00 до 19:00. Чтобы успеть купить водку или пиво, люди стояли в огромных очередях, получивших название «петля Горбачёва». Милиция стала строже наказывать за распитие на улице и в поездах. Была развернута массовая пропаганда против пьянства.

Цифры демонстрировали победу. Официальная продажа алкоголя снизилась на 51%, однако реальное потребление — на 27%. Люди упорно сопротивлялись: варили самогон, пили одеколоны, лосьоны, стеклоочистители.

В декабре 1987 года министр торговли СССР Кондрат Терех докладывал: «До 1985 года продажа сахара, спиртосодержащих и других препаратов проходила повсеместно без перебоев. Постоянно и в широком ассортименте в продаже имелись одеколоны, лосьоны, лак для волос, зубная паста, другие товары. Резкое повышение спроса на сахар проявилось, начиная со второй половины 1986 года. В июле‑декабре 1986 года продажа сахара возросла на 22% и в первом полугодии текущего года по сравнению с этим же периодом прошлого года — на 16%. Запасы сахара в розничной торговле сократились в 1986 году на 625 тысяч тонн и в 1987 году ожидается сокращение еще на 700 тысяч тонн».

Министр также отмечал рост продаж одеколона в 1986 году в 1,5 раза, клея — более чем на 30%, стеклоочистителя — на 15%.

Антиалкогольная кампания имела некоторые положительные результаты: уменьшение детской инвалидности и смертности, рост продолжительности жизни населения. При этом произошел рост объемов теневой экономики и коррупции, а также уменьшение доходов государства. Это внесло свой вклад в экономический кризис и распад СССР.

В 1990-е годы потребление алкоголя в бывших советских республиках вернулось на уровень, предшествующий началу антиалкогольной кампании.

Уличная торговля алкоголем рядом с Большим Гостиным двором в Ленинграде (Санкт-Петербург), начало 1990-х. Фото: @Grand / cont.ws

Очередь за алкоголем в СССР. Фото с сайта Хартыя’97 / charter97.org / CC BY 3.0

Продажа алкоголя на разлив в СССР. Фото с сайта Хартыя’97 / charter97.org / CC BY 3.0

ПОЧЕМУ ИСЛАМ СИЛЬНЕЕ ПАРТИИ?

История доказывает, что отобрать у людей важную составляющую их жизни можно лишь при наличии идеи, способной повести за собой, отвлечь от порока. Ислам предлагает человеку опору на бога и свод четких правил. Кроме веры в божественное наказание, отбить желание нарушать запреты можно ударами палки здесь и сейчас, в реальной жизни.

Советский коммунизм, вызывавший у многих неподдельный энтузиазм в 20-е и 30-е годы, мало что мог предложить людям к началу правления Горбачева. Быт оскудел, власть потеряла доверие, идеология стала набором клише. На фоне массового безразличия борьба с пьянством была обречена на провал.

Безусловно, часть мусульман не отказывает себе в спиртном. По статистике, средний иранец старше 15 лет потребляет за год литр алкоголя. На самом деле, весь этот объем выпивается очень немногими. По данным Всемирной организации здравоохранения, 96% взрослого населения Ирана вообще не употребляет алкоголь, среди мужчин таких 93,4%. Для сравнения, в Украине 12,7% трезвенников, среди мужчин — 9,8%.

Аллах велик? Больше КПСС точно.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх