Поддержать в критической ситуации бывает непросто, кто-то может и вовсе встать в ступор. Но это не так страшно, как еще больше навредить своими словами
Наши коллеги из «Доктор Питер» узнали у психологов, какие фразы категорически не стоит говорить людям в истерике, а что, наоборот, непременно стоит сказать.
Фото
Aleksandr Davydov / Alamy via Legion Media
1. «Возьми себя в руки!»
Взять себя в руки, когда эмоции уже захлестнули, вообще непросто, а в иных случаях и вовсе невозможно. Истерика — не прихоть. Это мучительное состояние, от которого человек с удовольствием бы избавился, но в данный момент не может. И эта фраза может только усугубить ситуацию.
2. «Слезами горю не поможешь»
Еще как поможешь, но только не горю, а проживанию горя. Не поможет подавление эмоций и проглатывание слез. Человеку иногда нужно пространство, чтобы прожить то, что на душе.
3. «Ничего страшного»
Для кого? Для вас, возможно, да, но для другого человека ситуация может быть действительно трагичной и по-настоящему страшной. При таком положении вещей ваши слова подействуют с точностью до наоборот, и могут усилить негативное состояние.
4. «Все будет хорошо!»
Вы не можете знать, как будет в дальнейшем. В некоторых ситуациях «хорошо» невозможно (смерть, развод, потеря дорогого имущества, тяжелая травма…), и человеку придется научиться жить с этим новым состоянием.
5. «Могло быть и хуже»
Эта фраза как бы обесценивает переживания и чувства пострадавшего. То есть подчеркивает, что его несчастье ничего не стоит, а вот у кого-то… Но каким бы с нашей точки зрения мелким ни был повод для переживания, переживающий испытывает настоящие сильные эмоции и для него эта ситуация, действительно, будет горем.
Как помочь человеку пережить истерику
Первая психологическая помощь, если у кого-то рядом случилась истерика, сводится к сочувственному и поддерживающему присутствию — оно действительно помогает снизить остроту переживаний.
Инна Воронова
практикующий психолог, гипнотерапевт, президент Регионального отделения Межрегиональной общественной организации «Развитие психологической помощи» (Мурманск)
Сам процесс помощи включает в себя 5 последовательных действий — вместе они образуют аббревиатуру RAPID (по-английски «быстрый»):
-
Rapport – доверительный контакт (это самый первый и главный этап первой помощи, особенно если пострадавший вам не знаком). Важно сразу же показать пострадавшему, что вы готовы его слушать, вникать в его чувства, что вы рядом, чтобы ему помочь;
-
Assessment — оценка состояния;
-
Prioritization — приоритетность в экстренной помощи;
-
Intervention — непосредственно помощь;
-
Disposition — дальнейший план действий».
Что можно сказать человеку, находящемуся в истерике
1. «Я рядом, я тебя слышу»
Важнее всего человеку услышать, что он не один. Опереться на присутствие кого-то рядом. Вы не должны веселить, решать проблемы и избавлять человека от эмоций. Просто будьте рядом.
Елена Клён
Клинический психолог, когнитивно-поведенческий терапевт, член ассоциации АКПП, выпускница онлайн-школы «Психодемия»
2. «Я вижу, как тебе больно»
Человеку важно быть замеченным — так легче пережить боль.
3. «Как я могу тебе помочь?»
Готовность другого включиться — один из лучших способов снизить тревогу. Чаще всего вы никак не сможете решить проблему. Но вы проявили готовность, и это ценно.
4. «Я тебя держу»
Если в этот момент есть возможность взять человека за руку — отлично. Если нет, то это можно просто сказать. Поддержка дает невероятную опору, именно это в такой ситуации просто необходимо.
5. Промолчите
Иногда слова бывают лишними. Можно просто физически находиться рядом (на телефоне), чтобы человек чувствовал ваше присутствие и мог на это опереться.
Свежие комментарии