На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Evgeni Velesik
    Организм затрачивает больше энергии на переработку сала, чем получает!Сало: полезно или...
  • Владимир Соловьев
    В России, разве, не так?3 кита японской д...
  • Светлана
    Разве только у японцев? учат в детстве всех одинаково3 кита японской д...

«Просто успокойся»: почему не стоит использовать эту фразу?

Когда кто-то призывает вас немедленно успокоиться, вы понимаете две вещи. Первая: вы по-прежнему сильно встревожены. Вторая: эмпатии у вашего собеседника как у хлебушка. Но отчего-то все забывается, когда вы сами имеете дело с расстроенным, разгневанным или испуганным человеком. Первая реакция – «выключить» сильные эмоции собеседника. И это вызывает еще большее усиление негативных переживаний, уже взаимное.

Я заметила, что врачи, которые регулярно имеют дело с людьми, находящимися в эмоционально расшатанном состоянии, редко советуют кому бы то ни было успокоиться. Ведь эта фраза является этаким стоп-словом, после которого доверие пациента к доктору стремительно движется к нулю, а эмоциональное состояние больного остается прежним. Хочу поделиться простыми способами, как помочь человеку в стрессе.

Признать эмоцию и назвать ее

Первое, что интуитивно хочется сделать с расстроенным человеком, – обесценить его переживания. Это срабатывает психологическая защита под названием «отрицание»: вам кажется, что достаточно просто уверенно заявить самому себе и всему миру, что проблемы нет, и ее не станет. Нужно пропустить этот первый порыв и действовать по-другому. Куда лучше работает простая констатация факта: «Ты расстроен». Или: «Это, должно быть, очень обидно…»

Определить причину

С виду мы все взрослые, серьезные люди, а когда доходит до стрессовой ситуации, выясняется, что мы очень плохо научены распознавать причину своих переживаний. И поэтому ведем себя как дети: топаем ногами, громко кричим и требуем справедливости, мира во всем мире и мороженку. В этой ситуации полезно спросить: «Почему ты расстроен?» А еще: «Чем я могу помочь?» И тот и другой вопрос выводят человека на путь конструктивного мышления.

Недавно мне довелось побеседовать с женщиной, которая выглядела как ярая противница вакцинации от COVID-19. Она хотела получить медотвод от прививки, оснований для которого у нее не было. Несколько последовательных вопросов помогли мне выяснить, что именно ее расстраивает в текущей ситуации, чего она боится и какие видит пути решения. Женщина после расспроса успокоилась и согласилась, что вакцинироваться менее страшно, чем заболеть пневмонией с серьезными осложнениями, и проблема разрешилась.

Эмоции – наша суперсила

Мне понравилось утверждение психолога Майкла Фридмана о том, что негативные эмоции – наша суперсила. И человек, который находится в расстроенных чувствах, испытывает тревогу или гнев, таким образом мобилизует все силы организма, чтобы найти оптимальный выход из ситуации. Глупо говорить Халку, чтобы он «просто успокоился», когда тот превратился в зеленую громадину и идет спасать мир. Точно так же не стоит банальными фразами успокаивать человека, который находится в поиске эффективной стратегии преодоления стресса.

Любая эмоция изначально направлена на приспособление к изменившейся ситуации

Например, тревога сигнализирует об опасности и дает человеку энергию, чтобы ее избежать. А это значит, что для негативных переживаний есть причина. И ее стоит найти, вместо того чтобы делать вид, что все нормально.

Именно поэтому так важно находиться в понимающем и поддерживающем окружении. Чтобы число людей, которые советуют вам «просто успокоиться» или «взять себя в руки» в стрессовой ситуации, было минимальным. Но также важно позаботиться о том, чтобы и вы могли оказать эмоциональную поддержку, если она кому-то понадобится. Или хотя бы вовремя промолчать. Но никогда не говорить «просто успокойся».

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх