На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

Спаситель, гений или просто друг: 10 прекрасных киноврачей

Какие образы врачей показывает нам кинематограф, и чем эти герои ценны.

Спаситель, герой, ангел-хранитель, целитель, гений — в кинематографе образ врача воплощается в различных архетипах. Каждый из них соответствует той роли, которую доктору предписывает пациент.

Большие надежды и ответственность возлагаются на того, кто будет рядом в тяжелую минуту и снимет боль (эмоциональную или физическую).

И каждый из нас ждет от врача чего-то особенного: поддержки, мудрости, вдохновения. Зачастую мы неосознанно вдохновляемся знакомыми образами, например, из кино.

Опыт 2020-2021 годов показал работу врачей очень реалистично: тяжелые условия, серьезные переработки, большие риски. Но одно осталось неизменным — высокие этические принципы, объединяющие людей этой профессии.

Как же изображаются врачи в кино и какие роли мы им приписываем? Сегодня, в Международный день кино, рассказываем о самых интересных киноврачах.

«Дорогой мой человек» (режиссер Иосиф Хейфиц, 1958)

304

Кто этот врач? Нравственный образец.

О чем кино? Фильм снят по роману Юрия Германа «Дело, которому ты служишь». Главный герой, Владимир Устименко — это человек, живущий по принципам радикальной честности и порядочности. Он отказывается от места ординатора в городской больнице и уезжает работать в деревню, а затем — на фронт. Военный врач, днем он трудится на износ, а ночью переносит раненых бойцов с переднего края фронта в госпиталь. Бескомпромиссный и честный человек, Устименко без тени сомнения жертвует своим счастьем и комфортом ради принципов, правого дела и спасения людей.

Цитата. «У каждого хирурга на протяжении его жизни бывают случаи, когда зрение, ум, руки достигают величайшей гармонии, когда деятельность мысли превращается в ряд блестящих озарений, когда мелочи окружающего совершенно исчезают и остается лишь одно — поединок знания и одаренности с тупым идиотизмом стоящей здесь же рядом смерти». (Из книги Юрия Германа.)

«Знахарь» (режиссер Ежи Гофман, 1981)

Кто этот врач? Целитель.

О чем кино? Талантливый хирург Рафал Вильчур после нападения бандитов теряет память, но не призвание. Не помня ни своего имени, ни подробностей жизни, он начинает лечить людей как деревенский знахарь. Антоний Косиба и сам не догадывается, что выписывает травяной сбор или проводит сложную хирургическую операцию подручными средствами, опираясь на доказательную медицину и профессиональные знания. Фильм «Знахарь» — отличный пример того, что альтернативные методы и народные рецепты могут быть эффективны, когда они подкреплены наукой.

Цитата. «Одного дубина не свалит с ног, а другой поскользнется на вишневой косточке и расшибет себе лоб». (Из книги «Знахарь» Тадеуша Доленги-Мостовича.)

«Моя левая нога» (режиссер Джим Шеридан, 1989)

Кто этот врач? Вдохновитель.

О чем кино? Кристи Браун — талантливый ирландский писатель и художник, частично парализованный с рождения. Свои картины он пишет, используя пальцы левой ноги — единственной здоровой конечности. Его жизнь меняет встреча с талантливой молодой женщиной, доктором Эйлин Коул. Для нее Кристи — не рабочий материал, а прежде всего личность, самобытный художник, прекрасный человек. Она не только помогает ему четче выговаривать слова, адаптирует к жизни, но и устраивает первую в жизни Брауна выставку.

Цитата. «Поломанное тело — ничто по сравнению с разбитым сердцем». (Эйлин Коул — Кристи Брауну.)

«Пробуждение» (режиссер Пенни Маршалл, 1990)

Кто этот врач? Исследователь.

О чем кино? Малкольм Сэйер (Робин Уильямс) не может позволить себе застрять в рутине больничных будней. Пытливый ум доктора заставляет его начать работу над революционным препаратом для лечения летаргического энцефалита, провоцирующего длительный кататонический ступор у пациентов. А смелость — попробовать лекарство на одном из пациентов, Леонарде (Роберт Де Ниро). Мужчине предстоит, проснувшись после 30-летнего сна, всему научиться заново, а доктору Сэйеру — посмотреть на жизнь под другим углом. Реальная история, основанная на мемуарах нейрофизиолога Оливера Сакса, рассказывает том, как творческий подход и решимость врача могут влиять на жизнь пациентов.

Цитата. «Человеческий дух сильнее любого лекарства». (Малкольм Сэйер.)

«Целитель Адамс» (режиссер Том Шедьяк, 1998)

Кто этот врач? Ангел-хранитель.

О чем кино? Хантер Адамс верит в то, что смех — это лекарство от всех болезней. Искренняя улыбка снимает боль пациентов с неизлечимым диагнозом и эмоциональную боль самого врача. Идя вразрез с правилами больницы, предписаниями и традициями чопорных коллег, Адамс своим примером доказывает, что юмор и подлинное внимание к пациенту способны сотворить не меньше чудес, чем медицинские процедуры.

Цитата. «Вся жизнь — это дорога домой. Продавцы, секретари, шахтеры, бухгалтеры, глотатели мечей — для всех нас. Все неугомонные сердца в мире ищут дорогу домой». (Хантер Адамс.)

«Правила виноделов» (режиссер Лассе Халльстрём, 1999)

Кто этот врач? Помощник.

О чем кино? Гомер Уэллс — талантливый акушер-гинеколог, но диплома у него нет. Всему, что он умеет, его научил доктор Ларч, глава сиротского дома, в котором он вырос. Поиски собственного места в жизни приводят юношу на ферму Сайдер Хаус. Рози, дочь одного из сборщиков яблок, попадает в беду: девочка-подросток беременна от собственного отца. Неспособный равнодушно наблюдать за происходящим, Гомер решается на нелегальную операцию — аборт. «Правила виноделов» — это история об эмпатичном докторе, способном оказать помощь и поддержку в сложной ситуации. Нередко именно подлинное сострадание и умение признать за человеком право на боль работают почти также эффективно, как настоящие лекарства.

Цитата. «Те самые люди, которые пекутся о неродившихся детях, отказываются думать о живых, когда факт рождения свершился. Они трубят на каждом углу о своей любви к неродившимся, а ради родившихся не шевельнут пальцем. Им наплевать на бедных, угнетаемых и отверженных. Эти помощи от них не дождутся!» (Из книги «Правила виноделов» Джона Ирвинга.)

«Творение Господне» (режиссер Джозеф Сарджент, 2004)

Кто этот врач? Первооткрыватель.

О чем кино? В конце 1930-х годов темнокожий юноша Вивьен Томас устраивается помощником в лабораторию талантливого хирурга Альфреда Блэлока. Пройдя путь от уборщика до ассистента хирурга, Вивьен вместе с наставником решается на смелый шаг: разработать и провести операцию на сердце. Долгие месяцы исследований увенчались успехом, Блэлоку удалось устранить синий порок сердца у маленькой девочки. Заслуги Томаса остались в тени. Только годы спустя он получит звание доктора от университета Джонса Хопкинса и признание как один из родоначальников кардиохирургии.

Цитата. «Там, где ты видишь риски, я вижу возможности». (Альфред Блэлок — Вивьену Томасу.)

«Пациенты» (шоураннер Родриго Гарсиа, 2008–...)

Кто этот врач? Друг.

О чем кино? Сериал позволяет зрителю стать свидетелем очень интимного процесса — психотерапии. Четыре дня в неделю Пол Уэстон принимает у себя пациентов, а в пятницу отправляется за помощью сам. Психотерапевт в исполнении Гэбриела Бирна показан неидеальным, иногда импульсивным, искренне чувствующим человеком. Нерафинированный образ Уэстона позволяет увидеть главное: безупречность не лечит. Исцеляют подлинная эмоциональная близость и здоровые отношения.

Цитата. «Возможно, ты чувствуешь, что если унизишь себя достаточно — то однажды кто-то тебя простит». (Пол Уэстон — клиентке.)

«Аритмия» (режиссер Борис Хлебников, 2017)

Кто этот врач? Идейный боец.

О чем кино? Фильм Бориса Хлебникова показывает будни врача скорой помощи — Олега. Врач по призванию, он каждый день сражается не только с болезнями и последствиями несчастных случаев, но и с человеческим невежеством, ригидностью системы здравоохранения. Цена такой самоотверженной работы высока — рушатся отношения с женой, постоянное напряжение мужчина топит в алкоголе. Вопреки личным проблемам и предписанным правилам, Олег продолжает делать то, что должен, и остается верным себе.

Цитата. «Олег, ты меня не обидел. Ты, вообще, такое ощущение, живешь, я не знаю, на какой-то другой галактике, Олег, до которой я просто, просто устала лететь! Устала! У меня закончился, я не знаю, бензин, вода, еда... желание... И тем более этой галактике просто [все равно] — долечу я до нее или нет. Вот просто все равно... И даже если я долечу, вот просто не факт, что эта галактика это заметит!» (Катя — Олегу.) 

«До костей» (режиссер Марти Ноксон, 2017)

Кто этот врач? Попутчик.

О чем кино? Элен уже несколько лет страдает от нервной анорексии, за ее плечами пять безрезультатных госпитализаций. Доктор Бекхэм работает с запущенными и безнадежными случаями. Он не навязывает свою волю и не пробует себя в роли мотивационного оратора. В его больнице домашняя атмосфера и нет насилия по поводу еды. Откровенный до грубости, Бекхэм честно говорит, что идеального ответа у него нет и что жизнь не будет легкой всегда. Поддерживая Элен и помогая ей замечать что-то хорошее в жизни, он сопровождает ее в процессе реабилитации, позволяя девушке самостоятельно принять решение — жить или умереть.

Цитата. «Плохое случится, тут и обсуждать нечего. Зато можно обсудить, как ты с этим справишься». (Доктор Бекхэм — Элен.)

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх