Возвращаюсь к коронавирусам. За время «антракта» появилось несколько очень интересных исследований возможных механизмов развития тяжёлого COVID-19. Но эти работы, во-первых, слишком сложно адаптировать для неспециалистов, а во-вторых, что существеннее, всё это ещё слишком далеко от практического применения.
Были и «сенсационные» новости, скажем, о приостановке Фазы 3 клинических испытаний вакцины Джонсон и Джонсон из-за неожиданного тяжёлого заболевания у одного из испытуемых. Не буду отбивать хлеб у СМИ... Хотя, хотелось бы заметить, что злорадство по этому поводу неуместно. Конкретно об инциденте пока ничего не известно. Между прочим, неизвестно даже получил ли этот испытуемый вакцину или плацебо. Скорее всего эти клинические испытания вскоре будут продолжены. Кстати, вакцина Джонсон и Джонсон сделана на основе такого же аденовирусного вектора (аденовирус человека 26-го типа), что и препарат для первой инъекции вакцины ГамКовидВак. Были и другие «сенсации». Если они получат развитие, я обязательно об этом напишу. А пока о научной новости, в которой есть, хоть и небольшой, оптимистический посыл.Опубликована статья, точнее препринт статьи, принятой к печати в J. Clinical Investigation. Вывод этой работы состоит в следующем: у тех, кто в прошлом перенёс инфекцию каким-нибудь «сезонным» коронавирусом, COVID-19 протекает легче. Напомню, что «простуды» (ОРЗ/ОРВИ) вызываются вирусами. Наиболее частым виновником ОРЗ являются так-называемые риновирусы. Но на втором месте находятся сезонные коронавирусы. Известно четыре таких вируса (HCoV-OC43, HCoV-HKU1, HCoV-NL63, and HCoV-229E) и они ответственны приблизительно за 20% ОРЗ. Однако в практической медицине, по крайней мере, до недавнего времени никто не «заморачивался» диагностикой того, какой именно вирус вызвал ОРЗ у конкретного больного. Дело в том, что в подавляющем большинстве случаев, иммунная система с ОРЗ сама прекрасно справляется. Да и эффективных противовирусных препаратов против различных вирусов, вызывающих ОРВИ, нет. Таким образом, знание того, какой именно вирус вызвал ОРЗ ничего не даёт с практической точки зрения. Но научный смысл в подобной диагностике есть, поэтому она применяется в больницах, ассоциированных с крупными университетами.
В одной из таких больниц (в Бостоне, США) всех пациентов, как госпитализированных, так и амбулаторных, рутинно обследуют на наличие 16 респираторных инфекций, среди которых есть все 4 сезонных коронавируса (СКВ). Такого рода обследование до начала эпидемии COVID-19 было сделано 15928 пациентам. Из них 875 были положительны на сезонные короновирусы (группа CКВ+), а 15053 отрицательны (группа CКВ-). После начала эпидемии COVID-19 в этой же больнице стали проводить рутинное тестирование пациентов на SARS-CoV-2. Спустя некоторое время было идентифицировано 1812 пациента для которых имелись результаты тестирования как на SARS-CoV-2 (SARS-CoV-2+ или SARS-CoV-2-), так и на СКВ (СКВ+ или СКВ-). После этого не составляло большого труда определить отличаются ли группы СКВ+ и СКВ- по проценту заражённости и тяжести COVID-19. Оказалось что процент заражённости SARS-CoV-2 в обеих группах приблизительно одинаков: СКВ+: 33/133 (24,8%); СКВ-: 437/1679 (26%). Иными словами, предшествующая инфекция СКВ, не снижала вероятность заразиться SARS-CoV-2.
А вот относительно тяжёлого COVID-19 картина в группах СКВ+ и СКВ- оказалась иной: потребность в интенсивной терапии, искусственной вентиляции лёгких и смертность были заметно выше в группе СКВ-, чем в группе СКВ+. Эти данные суммированы в таблице.
После балансировки групп по различным параметрам эта закономерность сохранялась.
Такого рода исследования выявляют только «ассоциацию», но не доказывают причинно-следственную связь. Однако в контексте накапливающихся данных о существовании перекрёстного Т-клеточного иммунитета между сезонными коронавирусами и SARS-CoV-2, причинная связь между перенесённой сезонной коронавирусной инфекцией и «ослаблением» COVID кажется вполне вероятной.
Так что, если Вы часто «простуживались», то, в нынешней ситуации, возможно, это не так уж и плохо...
Свежие комментарии