В нашем обществе принято, что воспитанный человек готов при случае уступить свое место в общественном транспорте. А с какого возраста ребенок должен уступать сам, а не рассчитывать на то, что ему как маленькому предложат посидеть.
«Уступайте места инвалидам, пожилым людям, пассажирам с детьми и беременным женщинам» – привычная рекомендация в нашем общественном транспорте.
Правда, возраст детей не уточняется. Поэтому, когда один пассажир предлагает свое место в автобусе маме с второклассником, другой уверен, что дети в таком возрасте уже сами должны уступать места другим.
В некоторых странах не принято пропускать вперед ни беременных, ни мам с грудничками. Например, в США это считается ущемлением прав других граждан.
В России же другие взгляды и воспитание. Наше общество считает: не уступил место пассажиру с малышом или человеку в возрасте – значит, дурно воспитан! А многие женщины старшего поколения не постесняются произнести это вслух.
Но с какого возраста ребенок должен САМ уступать место, например, пожилым людям, чтобы не оказаться в числе «дурно воспитанных»? И должен ли вообще?
Если у вас есть четкая позиция по этому вопросу – проголосуйте за нее в конце нашей статьи или оставьте комментарий.
А сейчас предлагаем узнать, что по этому вопросу думают наши эксперты – психологи.
Отвечает Марина Смовж, аналитический психолог
Мы живем в эпоху, когда период детства и взросления увеличился. Поэтому то, что еще в середине прошлого века было нормой для ребенка семи лет, сейчас кажется неоправданно возложенными на него функциями взрослого. Например, помощь родителям в уходе за младшими братьями и сестрами или серьезный набор обязанностей по дому.
То же касалось и поведения ребенка в общественном транспорте – уступить место бабушке, дедушке, ветерану, женщине с тяжелой сумкой было взрослой функцией, которую выполнял фактически уже всякий учащийся начальной школы, а то и детского сада.
Перенос взрослых обязанностей на детей в то время было обусловлено социальными процессами: период войн требовал раннего взросления, послевоенная трудовая занятость родителей также ставили перед ребенком требование как можно быстрее заменить в домашнем хозяйстве мать или отца.
Сейчас этого нет. И это означает лишь то, что у детей есть возможность прожить свое детство именно детьми, а не взрослыми.
Поэтому когда ребенок детсадовского возраста или даже семилетка сидит рядом с мамой в метро – это не катастрофа воспитания, а нормальная ситуация.
Естественное стремление выполнять некоторые доступные взрослые функции формируется у детей уже к 10 годам, а то и раньше.
И в этом возрасте ребенок может сам захотеть уступить место в транспорте, открыть дверь перед женщиной или людьми, которым требуется помощь.
Главное, чтобы родители поддерживали его стремление к взрослости, как за счет личного примера, так и с помощью обсуждения ситуаций. И нет разницы, будет ли формироваться навык взрослого поведения в транспорте у мальчика или девочки.
Отвечает Гузель Гурдус, директор «Центра Поддержки Семейного Образования», многодетная мама
Я не знаю, прописаны ли где-то какие-то такие нормы, но я как православная мама считаю, что
первые социальные обязанности можно возлагать на ребенка уже с шести лет.
В этом возрасте в храме для ребенка заканчивается младенческий период, и он приступает к первой исповеди и уже несет ответственность за свои грехи. Поэтому в этом же возрасте я начинаю говорить своим детям, как важно испытывать уважение к старшим.
Уступить место – это проявление уважения к старшим и желание помочь более слабым. Важно научить ребенка не просто вставать, когда он видит бабушку, а уважать бабушку и иметь желание ей помочь и уступить.
Необходим и пример родителей. Если вы с малышом видите, что входит в транспорт пожилая бабушка или больной человек, то можно объяснить ребенку и договориться уступить место.
Таким образом, вы вырабатываете у ребенка привычку к шести-семи годам уступать место пожилым, инвалидам, беременным.
Фото: Vostock Photo
Свежие комментарии