«Я не могу жить без шампанского. Когда я выигрываю, я его заслуживаю, когда проигрываю — нуждаюсь в нем». Слова, которые приписывают Уинстону Черчиллю, напоминают отговорки людей, которые употребляют алкоголь. Они не считают себя зависимыми людьми и тем более алкоголиками. Aif.ru поговорил с гештальт-терапевтом Андреем Иноземцевым, чтобы понять, что скрывается за привычкой немного выпить для аппетита или настроения.
Алкоголь — это один из наркотиков, который практически никем не воспринимается всерьез. Он мало чем отличается от других наркотических средств, кроме того, что по какому-то стечению обстоятельств алкоголь разрешен в свободной продаже. Доступность создает иллюзию, что алкоголь безопасен. Однако это всего лишь делает алкоголь распространенным легальным наркотиком. Различные уровни крепости спиртных напитков размывают понимание серьезности ситуации. Обман состоит в том, что общество говорит: «Каннабиноиды, опиаты и что-то еще нельзя, алкоголь можно». Однако у алкоголя есть те же признаки, как и у запрещенных наркотиков. Во-первых, привыкание, то есть необходимость увеличивать дозу для получения необходимого результата. Во-вторых, синдром отмены, комплекс реакций организма на отмену или снижение употребления вещества, который вызывает желание повторить.
Я же не алкоголик!
Люди, которые регулярно употребляют алкоголь и не могут без него обходиться, алкогольно-зависимые. Когда мы называем человека алкоголиком, то наклеиваем ярлык, стигматизирующий человека. Это попытка социума разделить людей на алкоголиков — «опущенных, конченых», то есть утративших социальную функциональность, и всех остальных, кто «иногда выпивает хороший алкоголь», но при этом «успешен, сохраняет семью, работу, достаток», то есть эту функциональность сохраняющих. Но по мнению психолога, наличие у человека алкогольной зависимости определяется не этим.
Я же могу контролировать!
В обществе существует миф: есть «нормальные люди», которые могут контролировать количество выпитого алкоголя, знают свою дозу, могут вовремя останавливаться, и «алкоголики», которые не могут контролировать. Из этого можно сделать вывод: есть что-то настолько притягательное, но опасное, что важно употреблять, но нужно контролировать. Если человек хоть раз в жизни задумался о том, насколько он контролирует алкоголь, это говорит о том, что у него формируется зависимость. Поразмыслите: отчего возникает задача контролировать употребление чего-либо? Вам же не нужно контролировать количество съеденных лимонов. Вам либо хочется, либо нет.
За компанию, или Как большинство из нас попробовали алкоголь
Часто это происходит в молодости и под влиянием окружения. Одна из опасностей алкоголя в том, что его пробует практически 100% людей в нашей культуре. Многие при этом знают о существовании алкоголиков, но думают, что с ними такого никогда не произойдет. А значит, с алкоголем можно безопасно экспериментировать. Подобная убежденность увеличивает шанс того, что человек «втянется», поскольку сначала алкоголь у большинства людей вызывает эффект легкого возбуждения, а потом расслабления.
Эти эффекты могут быть приятны сами по себе. В то же время иногда они помогают справиться с имеющимся эмоциональным напряжением. Оно может возникать из-за неудовлетворенной психологической потребности, проявляющейся по-разному, например состоянием тревоги. Если человек выбирает решать свои внутренние переживания с помощью спиртного, возникает зависимость. Это очень простой способ: было тревожно, сделал глоток, стало не тревожно. Попробуйте справиться с тревогой настолько быстро каким-нибудь другим способом. Наркотик — это всегда быстрое и простое «решение» сложной психологической проблемы. Чем доступнее наркотик, тем удобнее им пользоваться. И тут алкоголь вне конкуренции.
Как формируется зависимость?
Вспомним распространенную отговорку: «Я устаю и выпиваю, чтобы расслабиться». Женщина или мужчина «снимает стресс», одновременно закрепляя зависимый паттерн: возникло напряжение — выпил — расслабился. Какого рода напряжение, неизвестно. До эмоционального переживания человек не доходит. Но из раза в раз поведение повторяется и паттерн закрепляется: напряжение — выпил — расслабился. Количество выпитого алкоголя имеет значение больше для печени. Для формирования зависимости и изменения состояния доза не так важна. Если человек по какой-то причине не может выпить алкоголь — например, потому, что он за рулем, и покупает безалкогольное пиво, он все равно закрепляет свой зависимый паттерн. Безалкогольное пиво — это маркер, который означает: мне нужно выпить алкоголь, но я не могу.
Точка невозврата
В какой-то момент человеку приходит мысль, что он много выпивает: перестало хватать денег, понизилась работоспособность, появилось похмелье. Человек начинает понимать, что необходимо уменьшить количество алкоголя или совсем перестать выпивать, но не может этого сделать. Он не знает другого способа изменить свое напряженное состояние на расслабленное. Если бы когда-то давно не был выбран простой способ (хлоп — и в дамки, и нет проблем), вероятно, нашелся бы другой, более ресурсно-затратный вариант (пообщаться с близким, почитать, погулять, заняться спортом, пойти к психологу). Но к этому времени сформировалась зависимость от алкоголя, и непонятно, как без него обойтись: «Как я буду жить? Как мне расслабиться после тяжелого рабочего дня?» В этот момент обнаруживается, что точка невозврата пройдена. Человек понимает, что ему надо бы перестать употреблять алкоголь, но он не может. Остается сказать что-то вроде: «Все пьют. Подумаешь, один раз перебрал».
После какой рюмки наступает зависимость?
Нет такого момента, где человек говорит: «Я решил. Буду алкоголиком». Большинство алкогольно-зависимых незаметно встраивают вещество в свою жизнь и не представляют свое существование без него, таким образом решая какую-то свою проблему. И нет точного способа установить, зависим человек или нет. Иногда это можно заметить в поведении человека. Скажем, за обедом люди выбирают напитки. Для кого-то существует выбор между водой, вином, чаем и чем-то еще. А для кого-то только между видами алкогольных напитков, если нет внешних ограничений, вроде руля. Иллюзия выбора сохраняется, и в то же время его нет, алкоголь уже выбран.
Стадии алкогольной зависимости
В алкогольную зависимость попадают не сразу, попробуем описать определенные стадии:
-
человек не замечает проблемы. Он пьет, и ему хорошо. Этот этап может длиться достаточно долго. Человек объясняет потребность выпить любым поводом: радость, горе, закрыли проект, открыли проект.
-
человек замечает проблему, но предпочитает ее не видеть. Это может тянутся бесконечно, иногда до смерти от употребления. Зависимый может так и не захотеть (не смочь) увидеть свою проблему.
-
если же хватает мужества с ней встретиться, то человек видит проблему и пытается решить ее самостоятельно. Это, к сожалению, в большинстве случаев невозможно, потому что какая-то часть личности хочет перестать пить, а какая-то — продолжать. И «победа» переходит от одной к другой.
-
человек начинает понимать, что сам он не справится, и просит помощи. Это важный сдвиг в сознании зависимого и первый шаг к выздоровлению. Важно пробовать найти любую помощь, которая подойдет. На этом этапе люди видят перед собой задачу «перестать пить». Однако это только первый шаг, потому что человек перестает находиться в употреблении, но не перестает быть алкогольно-зависимым. Алкоголизм — это своего рода психическое расстройство. Это смертельное, неизлечимое, прогрессирующее заболевание: однажды возникнув, оно никуда не исчезнет. Но возможна длительная ремиссия. Мало просто не пить, нужно научиться жить (и справляться с жизнью) трезвым.
-
бесконечный процесс выздоровления. Стадия, на которой нужно постоянно уделять внимание зависимой части своей личности, чтобы продолжать жить полной, насыщенной жизнью. Собственно, как с любым другим хроническим заболеванием, от которого человек не умирает, но вынужден часть внимания, сил и ресурсов отводить на его профилактику, иначе оно снова возьмет верх.
Алкоголь и социализация
Мы помним, что алкоголь сначала возбуждает, а затем расслабляет. Со стороны может показаться, что выпивший человек становится включенным, теплым, расслабленным, общительным. Это не вполне так. Он может бесконечно выливать на другого свои переживания, но на самом деле он не замечает этого другого. В алкогольном опьянении каждый говорит про свое. Эмоциональный контакт, где можно поделиться своими переживаниями, заметить переживания другого, разделить их, выразить свое сочувствие, эмпатию, невозможен. Алкогольное опьянение — это иллюзия социализации, общения и близости.
Пресловутый вопрос: «Ты меня уважаешь?» возникает отчасти от этого. Трезвый более-менее понимает, кто его уважает, а кто нет. Он в эмоциональном контакте с другими людьми. Выпивший не очень хорошо обнаруживает и чувствует самого себя, а уж другого — тем более, и может бесконечно уточнять. Еще одна причина этого вопроса — желание вернуть себе самоуважение, избежать встречи со стыдом.
Алкоголь и отношения
А что с близкими зависимых? Тех, которые сохраняют функциональность, чьи семьи «в порядке», а дети одеты и накормлены. Но это не значит, что детям хорошо. К сожалению, это часто очень одинокие, необнаруженные и незамеченные своими родителями дети. Физически взрослые присутствуют, но чувственно отсутствуют. Дети растут без эмоционального контакта с родителями. Они для них непонятны и непредсказуемы. На одно и то же событие может последовать противоположная реакция, в зависимости от состояния взрослого в данный момент. Насколько выпившему кажется, что он со своим супругом, другом или ребенком, настолько трезвый супруг, друг или ребенок понимает, как он далеко от него. Выпившим кажется, что у них есть тепло и они могут его дать. Но у близких нет ни единого шанса его получить.
Свежие комментарии